Финансовая устойчивость предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях главными задачами развития экономики является повышение эффективности производства, а также занятие устойчивых позиций предприятий на внутреннем и международном рынках. В условиях рынка финансово-хозяйственная деятельность предприятия осуществляется за счёт самофинансирования, а при недостатке собственных финансовых ресурсов, за счёт заёмных средств. Поэтому необходимо знать какова финансовая независимость предприятия от заемного капитала и, какова финансовая устойчивость предприятия. Финансовая устойчивость во многом определяется структурой капитала, то есть долей собственного и заёмного капитала в общем, капитале предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Финансовая устойчивость предприятия
1.1 Сущность финансовой устойчивости предприятия
1.2 Методы и виды анализа финансовой устойчивости предприятия
Глава 2. Основные методы обеспечения финансовой устойчивости предприятия
2.1 Особенности организации и управления финансовой устойчивостью на предприятии
2.2 Организация планирования финансовой устойчивости
2.3 Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия
Глава 3. Механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятия
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

3) ускоренная  обработка текущей информации (день  в день и без запаздывания);

4) наличие сетевой  бухгалтерии;

5) защита информации  и ограничение доступа к ней.

Таким образом, разработка, апробирование и последующее внедрение внутренних форм отчетности, анализа и аудита открывают широкие перспективы для укрепления финансового состояния предприятия за счет своевременного получения аналитической информации в читабельном формате и в режиме реального времени.

В то же время  укрепление финансово-экономического состояния предприятия полностью  зависит от организации работы финансово-экономической службы. Особая роль при этом отводится руководителю данной службы — финансовому директору, которому понятен язык бухгалтеров, экономистов и финансистов.

Принимая во внимание, что на многих предприятиях уже давно введена должность  финансового директора, можно объективно говорить о качественном изменении  работы службы. Однако данная должность  не была введена в законодательном порядке и поэтому довольно долго отсутствовала в квалификационном справочнике должностей и специальностей. И только Постановлением Минтруда РФ от 12 ноября 2003 г. № 75 в Квалификационный справочник были введены должность и должностная инструкция финансового директора. Согласно этой инструкции основной задачей финансового директора является укрепление финансовой устойчивости. Однако этот вопрос освещен в ней недостаточно глубоко. Следовательно, имеет смысл восполнить этот пробел разработкой положения как о всей финансово-экономической службе, так и о каждом из ее ведущих специалистов.

Эти положения  определяют цель, круг задач и способы  их решения в рамках финансово-экономической  службы на основе регламентирования, регулирования  и инструктирования. Эти управленческие воздействия определяют права, обязанности и ответственность всей службы, финансового директора и каждого ведущего специалиста, а также устанавливают регламент, содержание и способы передачи внутренней информации. В свою очередь, четкое разграничение функций между специалистами внутри службы позволяет создать единую базу данных, устранить дублирование и параллелизм в работе, а также выявить показатели, за которые отвечает каждая служба и подразделение.

Следовательно, только соединив в одной службе экономику, финансы и управление, можно говорить о создании основ для укрепления финансовой устойчивости.

 

    1. Организация планирования финансовой устойчивости

При недостаточности собственных источников в денежной форме предприятие  вынуждено «нецелевым» образом использовать заемные средства, а это, безусловно, не способствует улучшению его финансово-экономического состояния.

Под «нецелевым» использованием заемных  средств следует понимать довольно распространенные случаи, когда средства под вполне конкретные и обоснованные цели, например на оплату сырья и материалов, берутся не с той «полочки», с которой следовало бы (причина банальна: нужная «полочка» пуста), а с той, которая заполнена, но предназначена под другие цели, скажем, выплату заработной платы и налогов.

Поэтому, чтобы вырученные средства за реализованную  продукцию (работы, услуги) использовались по целевому назначению, необходимо составлять плановую калькуляцию затрат на весь планируемый портфель заказов. В  результате в сводной плановой калькуляции каждая статья получает не только стоимостную, а в отдельных случаях и натурально-вещественную оценку (по статьям сырья, материалов, топлива, энергии), но и свой удельный вес по отношению к общей величине выручки.


Распределение денежных средств в соответствии со структурой плановой калькуляции должно распространяться на все поступающие суммы со стороны, пока не будет получена вся выручка (по методу оплаты) или закрыта вся дебиторская задолженность денежными средствами (по методу отгрузки).

 

Отсюда следует: для того чтобы не было путаницы, что оплачивать в первую очередь -- сырье и материалы, заработную плату или налоги, -- необходимо строго придерживаться принятой структуры сводной калькуляции и не допускать использования одних источников в ущерб другим.

 

Такое представление механизма образования  и использования сначала заемных, а затем собственных денежных средств делает «прозрачным» процесс  движения денежных средств, а каждая статья затрат получает конкретное содержание. При этом по каждой статье устанавливается верхний предел, выход за который может привести к перерасходу предусмотренного источника и, следовательно, уменьшению прибыли и собственного капитала в денежной форме.

 

Но  целевое распределение денежных средств возможно только в случае, если:

1) калькуляции на отдельные виды  продукции (работ, услуг) составлены  верно и экономически обоснованы;

2) сводная калькуляция на весь  планируемый выпуск продукции  учитывает все затраты, что  подтверждается анализом отчетных  данных и фактического расхода на плановый объем производства;

3) сводная калькуляция на стадии  составления планового портфеля  заказов позволяет определить  точку безубыточности, учесть отпускные  цены, а в случае необходимости  -- скорректировать отдельные калькуляции  и статьи затрат;

4) фактические затраты находятся в соответствии с плановой калькуляцией и строго контролируются;

5) оплата постатейных затрат производится  в рамках имеющегося источника,  необходимость в установлении  очередности платежей отпадает, а работа предприятия становится ритмичной.

При таком подходе на основе сводной  калькуляции создается и сводный  баланс движения денежных средств. Поступления  и расходования этих денежных средств  в увязке с временны2м графиком и установленными ограничениями  способствуют тому, что денежные потоки систематизируются и находятся в соответствии с принятыми договорными обязательствами перед сторонними организациями, рабочими и служащими, бюджетом и фондами, банками и акционерами как по сумме обязательств, так и по срокам их исполнения.

В результате в одном и том же балансе движения денежных средств одновременно сочетаются:

поступления денежных средств от покупателей  продукции (работ, услуг) как по суммам, так и по срокам;

расходования  денежных средств по оплате продукции (работ, услуг) сторонних организаций в соответствии с установленными сроками и суммами;

платежный график по расчетам с рабочими и служащим;

платежный график по расчетам с бюджетом и фондами;

платежный график по оплате процентов за кредит и  возврату самого кредита.

 

Следовательно, из такого баланса непосредственно вытекают дни или периоды, когда необходимо осуществлять платежи, а собственных средств для этого нет. Отсюда возникает потребность в кредите, которая получает экономическое обоснование. И наоборот, если имеется избыток собственных средств, то может быть поставлен вопрос об их выгодном вложении.

Таким образом, работа с плановой калькуляцией и составление баланса движения денежных средств дают все основания  для организации и осуществления  оперативного управления финансовой устойчивостью предприятия. Результативность этого управления прослеживается через внутренние формы отчетности, анализа и аудита

 

    1. Оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия

При проведении анализа финансово-экономического состояния предприятия предполагается, что имеется особый инструментарий, который позволяет давать оценку финансовой устойчивости в данный момент времени — внутренние формы отчетности, анализа и аудита.

Основная задача этих документов — получить наглядную  и объективную картину финансово-экономического состояния предприятия за определенный период, а приводимую информацию представить в читабельном, понятном и доступном виде.

Несмотря на то, что в настоящее время ощущается  объективная потребность в таком  анализе, оперативное управление финансовой устойчивостью предприятия не проводится в полном объеме в силу ряда обстоятельств:

несовершенства  сложившегося на предприятии документооборота:

1) принятая на  предприятии внутренняя отчетность  является больше бухгалтерской,  чем управленческой, поэтому круг  пользователей этой информации  существенно сужается;

2) линейный или  функциональный руководитель, менеджер, экономист или финансист в силу субъективных причин порой ограничены в доступе к бухгалтерской базе данных и поэтому вынуждены вести параллельную базу, которая может существенно отличаться от бухгалтерской базы;

3) актуальность  принятия управленческих решений руководством предприятия теряет всякий смысл в данный момент времени из-за запаздывания и несвоевременности внесения и обработки исходной информации;

 несоответствия действующей отчетности потребностям аналитики:

1) в ней содержатся показатели исключительно в стоимостном выражении, когда чаще необходимо знать именно натуральные показатели при анализе остатков материалов, комплектующих и основных средств;

2) дебиторская  и кредиторская задолженность,  а также задолженность подотчетных и материально ответственных лиц дается укрупненно и без расшифровки, при этом длительность этой задолженности не раскрывается;

3) разным руководителям  обработанная информация требуется  с разным уровнем группировки  — виды деятельности, объекты,  участки, службы и подразделения;

4) разным руководителям  обработанная информация требуется  с разным уровнем детализации.  Если руководителю предприятия  необходима информация в максимально  сжатом виде, то линейному или  функциональному руководителю —  более подробная, но не такая детальная, как, скажем, бухгалтеру материальной части, кладовщику или менеджеру по продажам или закупкам;

5) в целом  отсутствует единая система справочников (по материалам, объектам, контрагентам, подразделениям, материально ответственным  и подотчетным лицам), что препятствует получению полного представления о движении материальных, финансовых и документарных потоков;

 отсутствия взаимосвязи и дублирования полномочий между структурными подразделениями внутри финансово-экономической службы:

1) отсутствует схема внутреннего документооборота и взаимодействия как в самой финансово-экономической службе, так и между другими службами;

2) отсутствуют  стандарты на внутренние документы  и порядок их перемещения;

3) не установлены  права доступа, порядок внесения и передачи исходной и обработанной информации.

Эти и другие причины частичного применения или  полного отсутствия управления финансовой устойчивостью предприятия в  режиме реального времени могут  быть сняты, если будет внедрен и  объективно заработает оперативный учет финансовой устойчивости предприятия.

Для решения  этой задачи предлагается комплекс мероприятий, который охватывает ряд аспектов.

Организационный аспект:

1) на базе  действующей бухгалтерской программы  создается отдельный встроенный  блок для финансово-экономической службы предприятия;

2) создаются  сводные рапорты внутренней отчетности, анализа и аудита;

3) получение  этих рапортов и оперативная  работа с ними осуществляются  в режиме реального времени  пользователями со своих рабочих  мест;

4) устанавливается порядок движения документов;

5) устанавливаются  конкретные сроки представления,  обработки и передачи информации  внутри той или иной службы, а также между службами.

Методический  аспект:

1) разрабатываются  перечень, внутреннее содержание  и формат типовых рапортов;

2) определяется  уровень аналитики для каждого  пользователя (1 — большие группы, 2 — подгруппы, 3 — учетная единица);

3) устанавливается  продолжительность периода анализа  (день, неделя, месяц, квартал, год).

Аналитический аспект:

1) определяется перечень анализируемых объектов (участок, объект, подразделение, бизнес-единица, материально ответственное или подотчетное лицо);

2) разрабатываются  справочники в разбивке по  видам объектов, товарно-материальных  ценностей (ТМЦ), поставщиков и  покупателей, налогов и банков, сотрудников, учредителей и т.д.;

3) устанавливаются  единый доступ, порядок заполнения  и обновления справочников (в  целях устранения дублирования).

Правовой аспект:

1) рапорты предназначены  для служебного пользования специалистами финансово-экономической службы и руководящего состава предприятия;

Информация о работе Финансовая устойчивость предприятия