Фундаментальные потребности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить основные теории и методы измерения потребностей.
Задачи:
дать общее понятие человеческих потребностей и их классификация;
структурный анализ системы потребностей;
изучить иерархию потребностей по Маслоу;
рассмотреть предпосылки удовлетворения потребностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………..……………………………….………………...…3
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..5
1.1Общие понятие человеческих потребностей………….……….………………5
1.2 Теория классификации потребностей……………………….…………………6
2. АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ И ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА………11
2.1Структурный анализ системы потребностей………………………………….11
2.2. Базисные потребности человека……………………………………...………12
2.3Высшие потребности…………………………………………………..…….….12
3. ИЕРАРХИЯ ФУНДОМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ…..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…….18

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА шын.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………..……………………………….………………...…3

1.ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ  ПОТРЕБНОСТЕЙ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ..5

1.1Общие понятие человеческих потребностей………….……….………………5

1.2 Теория классификации потребностей……………………….…………………6

2. АНАЛИЗ БАЗИСНЫХ И  ВЫСШИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА………11

2.1Структурный анализ системы потребностей………………………………….11

2.2. Базисные потребности человека……………………………………...………12

2.3Высшие потребности…………………………………………………..…….….12

3. ИЕРАРХИЯ ФУНДОМЕНТАЛЬНЫХ  ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ…..14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..…………………16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...…….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается  в определенных условиях и средствах, доставляемых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятельности в определенных условиях и средствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т.д.

В отличие от потребностей животных, носящих более или менее  стабильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время множатся и изменяются в течение его жизни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые потребности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет общественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребления, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Характерными особенностями  потребностей являются:

1) конкретный содержательный  характер потребности, связанной  обычно или с предметом, которым  стремятся обладать люди, или  с какой-либо деятельностью, которая должна доставить человеку удовлетворение (например, определенная работа, игра и т.п.);

2) более или менее ясное  осознание данной потребности,  сопровождаемое характерными эмоциональными состояниями (привлекательность объекта, связанного с данной потребностью, неудовольствие и даже страдание от неудовлетворения потребности и т.п.);

3) наличие часто слабо  осознаваемого, но всегда присутствующего  эмоционально-волевого состояния, ориентирующего на поиск возможных путей удовлетворения потребностей;

4) ослабление, а иногда  и полное исчезновение этих  состояний, а в некоторых случаях  даже превращение их в противоположные  состояния при удовлетворении потребностей (например, чувство отвращения при виде пищи в состоянии пресыщения);

5) повторное возникновение  потребности, когда нужда, лежащая  в основе ее, вновь дает о  себе знать.

Цель данной работы –  изучить основные теории и методы измерения потребностей.

Задачи:

  • дать общее понятие человеческих потребностей и их классификация;
  • структурный анализ системы потребностей;
  • изучить иерархию потребностей по Маслоу;
  • рассмотреть предпосылки удовлетворения потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
      1. Общие понятие человеческих потребностей

Психологи говорят, что человек  испытывает потребность, когда он ощущает  физиологически или психически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют  определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по определенным категориям. До сих пор нет ни одной всеми принятой классификации и идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Примерами  могут служить потребность в  пище, воде, потребности дышать, спать  и сексуальные потребности.1

Вторичные потребности по природе своей психологические. Например, потребности в успехе, уважении, привязанности, власти и потребность  в принадлежности кому или чему-либо.

Первичные потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный  опыт, вторичные потребности людей  различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно  наблюдать или измерять. Об их существовании за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию.

Когда потребность ощущается  человеком, она побуждает в нем  состояние устремленности. Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цели, в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности.

Когда человек достигает  такой цели, его потребность оказывается  удовлетворенной, часто удовлетворенной или неудовлетворенной. Например, если вы ощущаете потребность в сложной работе, это может побудить вас попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, вы можете обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как вы предполагали. Это может заставить работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором ваша потребность будет удовлетворена.

Степень удовлетворения, полученная при достижении поставленной цели, влияет на поведение человека в данных обстоятельствах в будущем. В общем случае люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата.

Если вы видите, что, поставив перед собой какую-то задачу, вы   удовлетворяете свою потребность в содержательной работе, вы будете стремиться и в будущем искать аналогичные задачи.

 

1.2. Теории классификации потребностей

Психологи, социологи и  философы предпринимали многочисленные попытки дать общую классификацию потребностей. Любая из этих классификаций может послужить основой для классификации видов сервисной деятельности, направленных на удовлетворение этих потребностей. Так, есть потребности:

    • материальные и духовные;
    • преимущественно социальные и преимущественно биологические;
    • социально одобряемые и социально не одобряемые, причисляемые к неразумным;
    • насущные, или базовые, первого порядка, и производные, второго порядка.

Потребности в определенной степени различаются в зависимости  от нескольких причин: от возраста, вида трудовой деятельности, уровня образования и профессиональной подготовки, от природно-климатических условий, национальных особенностей, традиций, обычаев, привычек, черт характера, семейного положения и т.д.

Когда потребность ощущается  человеком, она пробуждает в нем  состояние устремленности удовлетворить ее (побуждение к действию).

Иерархическая теория, предложенная в 40-е годы психологам Абрахамом Маслоу, утверждает, что пять основных типов потребностей образуют иерархическую структуру, которая во многом определяет поведение человека. На рис. 1 изображена пирамида потребностей: нижние ее ступени образуют первичные потребности (базовые). Потребности третьей, четвертой и пятой ступеней являются высшими.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Рис. 1. Пирамида потребностей

1. Основные физиологические  потребности – еда, вода, убежище,  отдых, секс.

2. Потребность в безопасности  — это сохранение жизни и  здоровья, уверенность в будущем и т.п.

3. Социальные потребности  — потребность быть принятым, получить поддержку, доброжелательное  отношение людей.

4. Потребность в признании  — потребность испытывать чувство  собственной значимости и нужности, социального престижа, видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус.

5. Потребность в самовыражении  — стремление к раскрытию своих  способностей и самосовершенствованию, к творчеству и развитию.

Согласно концепции А. Маслоу, потребности более высокой ступени возникают и начинают выступать мотивирующим фактором, если удовлетворены хотя бы частично потребности предыдущей ступени. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной мере удовлетворены базовые — I, II ступеней.

Однако иерархическая  структура потребностей А.Маслоу не является строгой. Жизнь демонстрирует, что относительная значимость различных потребностей людей может меняться, жизненные ситуации выставляют на первый план то одни, то другие потребности.

Ф.Макклелланд дополнил схему А. Маслоу, введя понятия потребностей во власти, успехе и причастности. Таким образом, эта теория делает упор на потребности высших уровней.

Потребность власти — это  желание воздействовать на других людей  – находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении. Люди с такой потребностью чаще всего  проявляют себя как откровенные  и энергичные люди, отстаивающие свои первоначальные позиции, не боящиеся конфронтации. Они требуют к себе повышенного  внимания. Их часто привлекает управление, так как оно дает возможность проявить и реализовать себя.

Потребность успеха (достижения) удовлетворяется процессом доведения  работы до успешного завершения. Такие  люди рискуют умеренно, любят брать  на себя личную ответственность за поиск решения проблемы. Поэтому  таких людей нужно мотивировать, ставя перед ними задачи с умеренной  степенью риска или возможностью неудачи, делегировать им достаточные  полномочия для развязывания инициативы в решении поставленных задач; регулярно  и конкретно их поощрять в соответствии с достигнутыми результатами.

Люди с потребностью в  причастности заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим. Эти люди будут привлечены такой работой, которая дает им возможность общения. Руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, или же уделять этим людям больше времени и своего внимания.

На рисунке 2 приведена  модель потребностей Ф.Маккеланда.

 
   




 
Рис. 2. Модель потребностей

 

Ф. Герцберг во второй половине 50-х годов предложил модель, выделив две группы факторов:

  • гигиенические факторы, связанные с внешней средой;
  • мотивационные факторы, связанные с характером работы.

К первой группе относятся:

      • политика фирмы;
      • условия работы;
      • заработок;
      • отношения с руководством и коллегами.

Эти факторы, если они достаточны, всего лишь не дают развиться чувству неудовлетворенности, но сами по себе они не являются факторами - мотиваторами.

Для достижения мотивации  необходимо обеспечить воздействие  мотивирующих факторов (вторая группа):

    • ощущение успеха,
    • признание со стороны окружающих,
    • рост возможностей (возможность делового и творческого роста).

Ф. Герцберг полагает, что работник начинает обращать внимание на гигиенические факторы только тогда, когда считает их реализацию неадекватной или несправедливой.

Обследования, проводимые Центральной  научно-исследовательской лабораторией трудовых ресурсов, показали, что в промышленности и строительстве в России главными факторами неудовлетворенности являются плохие социально-бытовые условия, недостаточная заработная плата, то есть гигиенические факторы.

Конечно, для отдельных  людей гигиенические факторы  не имеют значения (для аскетов, примитивных людей с низкими потребностями и т.д.). Но люди, проявляющие аскетизм, встречаются не так часто, и поэтому важное значение приобретает создание нормальных, достойных человека условий труда. Низкая заработная плата также развращает людей, которые привыкают плохо относиться к выполняемым обязанностям и, как следствие, теряют свою квалификацию.

Рассмотренные теории сосредоточивают  внимание на факторах, которые побуждают  действовать и стимулируют деятельность. Эти факторы включают мотивы, потребности  и побуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Фундаментальные потребности человека