Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 16:10, курсовая работа
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа и выхода с рынка является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.
В реальной действительности
встречается ситуация, когда крупнейшие
фирмы в отрасли – одна или
совместно действующая группа
– удерживает доминирующее
Российское законодательство так определяет доминирующее положение фирмы. Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара/услуги, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Получается, что обладание доминирующим положением - решающий признак, по которому устанавливается противоправность действий или соглашений на рынке. Причем оговариваются количественные параметры, при которых фирма признается монополистом с учетом ее доминирующего положения.
Доля фирмы на рынке определенного товара не превышает 35%. При такой доле положение фирмы не признается доминирующим.
Доля фирмы превышает 65%. В таком случае положение признается доминирующим, если, как уточняет законодательство, хозяйствующий субъект не докажет обратного.
Доля фирмы на рынке определенного товара превышает 35%, но меньше 65%. Такое положение может быть признано доминирующим на основании других критериев, таких как:
- возможность субъекта
- либо иным способом
Итак, необходимо выделить несколько методов установления барьеров входа в отрасль.
Преимущество в издержках. Такая ситуация, когда у лидера средние издержки ниже, чем у конкурентов возникает тогда, когда доминирующая фирма может обладать эффективной технологией или более качественными ресурсами. Это может быть связано также и с преимуществами в навыках и опыте, ведь крупная фирма способна в большей степени усваивать и использовать накопленный опыт, либо с преимуществами экономии на масштабах.
Производство продукта более высокого качества. Высокое качество продукта с точки зрения рынка определяется не только внутренними характеристиками выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы или тем, что данное предприятие давно производит этот продукт, в результате чего складывается приверженность потребителей данной торговой марке.
Заключение картельного соглашения. Координация деятельности фирм, заключающих картельное соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, что и одна крупная фирмы. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. Если же только несколько фирм придерживаются такого поведения – картель, то ситуация представляет собой модель доминирующей фирмы.
Ценовое лидерство означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, а фирмы-конкуренты следуют этой цене, либо устанавливают свою цену, но сориентированную на лидера.
Поскольку фирма – лидер позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначенной ею цене, у фирм-конкурентов исчезают стимулы назначать более низкую цену. Если эти фирмы все-таки идут на это, то они теряют полностью рынок сбыта и вполне возможно даже уходят с рынка.
Цена лидера на этом рынке выступает своего рода «ценовым зонтиком» для фирм-конкурентов. Даже если качество их товаров ниже, чем у доминирующей фирмы, то репутация и имидж последней играет им на руку, и фирмы конкуренты могут найти рынок сбыта своей продукции. Подобная политика сегодня довольно широко известна в мире и многие фирмы из третьих стран производят товар под маркой всемирно известных фирм, причем качество их товаров иногда не чуть не хуже мировых аналогов, а более низкие цены привлекают покупателей и обеспечивают им сбыт продукции.
Сохранение монопольной власти в долгосрочном периоде требует от лидера проведения стратегической политики, направленной на предотвращение входа потенциальных конкурентов. Это становится целью лидера и максимизация прибыли уходит на второй план. В экономической теории были разработаны статические модели ценообразования, ограничивающего вход, которые предполагают, что орудием предотвращения входа новых фирм является преимущество доминирующей фирмы в издержках. Общеизвестными являются две модели – модель Бэйна и модель Модильяни и Сайлос-Лабини.
Уровень ограничивающей вход цены зависит от величины превышения цены над уровнем издержек при минимально эффективном выпуске, что определяется соотношением минимально эффективного выпуска к размеру рынка и эластичностью спроса по цене. Чем больше уровень минимально эффективного выпуска по отношению к размеру рынка и чем меньше эластичность спроса, тем больше возможности для отклонения цены от уровня издержек, тем выше возможности проводить политику ограничивающего вход ценообразования.
Во многих отраслях фирмы не могут входить и выходить непрерывно. Поэтому доминирующая фирма может вначале назначить очень высокую цену, не опасаясь конкурентов и понижать ее по мере притока новых фирм.
В экономической литературе существует модель рынка со свободным непрерывным входом, на котором действует доминирующая фирма. Эту модель впервые разработал Д. Гаскин.
Контролируя цену, доминирующая фирма может контролировать и скорость расширения рынка и входа новых фирм.
Если издержки доминирующей фирмы ниже издержек потенциальных конкурентов, то конкурирующая фирма войдет в отрасль, если рыночная цена не будет ниже предельных издержек. Цена доминирующей фирмы зависит от числа входящих конкурентов. Если это число невелико, то лидер может назначать высокую цену и получать положительную экономическую прибыль. При цене лидера равной средним издержкам новым фирмам не выгодно входить в отрасль и число фирм в отрасли будет стабильным. Такой уровень цены принято называть ограничительной ценой. Более высокая цена лидера по сравнению с ограничительной позволяет ей получать положительные прибыли, а если нет, то фирма теряет конкурентные преимущества и перестает быть доминирующей.
Когда фирмы-конкуренты осведомлены об изменениях прибыли по мере вхождения новых фирм в отрасль, то для них не характерна близорукая стратегия. Тогда в долгосрочном периоде цена остается на ограничительном уровне.
Когда вход новых фирм осуществляется одновременно и группой, то ценообразование для доминирующей фирмы распадается на два периода: первый – когда на рынке нет других фирм и вся прибыль достается фирме, и второй – когда новые фирмы группой входят на рынок, что опускает цену до ограничительного уровня. Оптимальная политика для доминирующей фирмы в этих условиях будет заключаться в том, чтобы назначить цену между монопольным уровнем и ограничительной ценой.
Информация о работе Экономическая сущность барьеров входа в отрасль