Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 22:09, реферат
Отрицательная сторона - правопреемство новой фирмой прав и обязанностей от ликвидированной фирмы при реорганизации, в результате чего часть требований могут быть выставлены новообразованной фирме. При реорганизации происходит слияние двух или более юридических лиц, в результате которого они ликвидируются (официально) и создается одна новая фирма. Целью работы является проведение анализа реорганизации на предприятиях, а именно рассмотреть этапы ее проведения. Объектами исследования реферата являются предприятия, которые сталкиваются с проблемами реорганизации.
Введение
1. Понятие реорганизации
2. Этап первый: подготовка
3. Этап второй: сбор информации и определение проблем
4. Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем
5. Этап четвертый: организационно-техническое проектирование
6. Этап пятый: социальное проектирование
7. Этап шестой: преобразование
Заключение
Библиография
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Понятие реорганизации 2. Этап первый: подготовка 3. Этап второй: сбор информации и определение проблем 4. Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем 5. Этап четвертый: 6. Этап пятый: социальное проектирование 7. Этап шестой: преобразование Заключение Библиография
ВВЕДЕНИЕ Основные принципы развития
крупных компаний в 80-е годы –
экономия, гибкость, маневренность
и компактность – во второй половине
90-х годов сменились На вопрос о целесообразности и эффективности подобной реструктуризации компаний сталкиваются абсолютно противоположные точки зрения: некоторые рассматривают слияния как важный источник повышения результативности деятельности компаний; другие считают их только отражением властных инстинктов менеджеров, чье стремление снижает, а не повышает эффективность компании. Но какие бы не существовали мнения по этому вопросу, реорганизация – это объективная реальность, которую необходимо исследовать, анализировать и делать соответствующие выводы, позволяющие не повторять ошибки, уже пройденные и неоднократно другими. Реорганизация предприятия
не может проводиться Намеченные этапы должны осуществляться последовательно. Завершение каждого этапа представляет собой важный рубеж в выполнении всего проекта. Этапы подразделяются на задачи, реализуемые в разной последовательности: одни задачи раньше других, некоторые — одна задругой, а ряд из них — параллельно. При регистрации изменений происходит замена всех учредителей и генерального директора, в результате чего по всем вопросам государственные органы должны будут обращаться к новым представителям уже не Вашей компании. Главной положительной стороной "ликвидации" в виде регистрации изменений является - скорость "избавления" от уже не нужного бизнеса (не больше недели) и значительная дешевизна данной процедуры (до 10000 руб.). Отрицательная сторона - правопреемство новой фирмой прав и обязанностей от ликвидированной фирмы при реорганизации, в результате чего часть требований могут быть выставлены новообразованной фирме. При реорганизации происходит слияние двух или более юридических лиц, в результате которого они ликвидируются (официально) и создается одна новая фирма. Целью работы является проведение анализа реорганизации на предприятиях, а именно рассмотреть этапы ее проведения. Объектами исследования реферата являются предприятия, которые сталкиваются с проблемами реорганизации.
1. Понятие реорганизации Реорганизация является как одной из форм создания, так и одной из форм ликвидации юридического лица, причём одновременно могут создаваться и ликвидироваться несколько юридических лиц. При реорганизации происходит замена субъектов, которые имеют определённые права и обязанности. Реорганизацию возможно осуществить в следующих формах: слияние, выделение, присоединение, разделение, преобразование. Общество считается При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества. При реорганизации путем выделения происходит создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. При реорганизации путем слияния компаний происходит создание нового предприятия с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических лиц. При реорганизации путем
присоединения организации При реорганизации путем разделения предприятия происходит прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Реорганизация путем преобразования предприятия – это изменение организационно-правовой формы юридического лица. При преобразовании к новому юридическому лицу переходит весь объём прав и обязанностей старого юридического лица. В отдельных случаях при реорганизации необходимо разрешение антимонопольных органов. Не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. Программа реорганизации
и каждый ее этап нацеливаются на преодоление
возникших организационно- Таблица 1 – Организационно-
Реорганизация включает шесть этапов: подготовка; сбор информации и определение проблем; выработка общего и полного понимания решаемых проблем; организационно-техническое проектирование; социальное проектирование; преобразование. 2. Этап первый: подготовка Основополагающее значение
для успешной реализации программы
реорганизации и обеспечения
на практике ее эффективности имеют
мобилизация работников, которые
будут ее осуществлять, их организация
и заинтересованность. Необходимо учитывать,
что реорганизация предприятия
является процессом не только организационно-техническим,
но и социальным, затрагивающим интересы
различных групп — Результатами работ на данном этапе должны стать: разработка для всей организации своеобразного «мандата на реорганизацию», включающего организационную структуру; положение о группе, которая будет непосредственно заниматься перестройкой, и ее состав; план намечаемых мер. Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить на данном этапе, сводятся к следующему: - каковы задачи и ожидаемые
результаты деятельности - каковы цели данного
проекта в целом? Каким путем
следует их достигать без - кто должен быть включен
в группу по реорганизации?
Каким должен быть набор - какие необходимые качества
членов группы отсутствуют у
сотрудников организации? - какие специфические навыки реорганизации должны приобрести члены группы? - по каким вопросам
следует обратиться ко всем
работникам организации для В таблице 2 приводятся некоторые
способы преодоления Таблица 2 – Меры по обеспечению
поддержки организационных
Необходимость в реорганизации
обычно обнаруживается как результат
изменений рыночных, технологических
условий внешней среды Их задачи: обучить проектную управленческую группу методологии, которую предстоит использовать при реорганизации; обеспечить руководство проектом и его поддержку; выявить вопросы, которые необходимо решить; привлечь на свою сторону акционеров; поставить цели и наметить приоритеты по проекту. Формируется группа по реорганизации, разрабатывается положение о ней. Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, намеченная руководством, определяется структура работ, анализируется практика проведения подобных реорганизаций и, наконец, распределяется ответственность за выполнение проекта. Как показывает практика, нередко проект реорганизации встречает сопротивление и для достижения успеха необходимо управлять процессами изменений. Решается вопрос о том, как наиболее конструктивно поддерживать связи с собственниками, разрабатываются методика оценки степени заинтересованности участников проекта и методы вмешательства при отсутствии готовности участвовать в реорганизационном процессе. Составляется план проекта, определяются сроки его исполнения и методы управления. В таблице 3 показаны методы,
используемые при осуществлении
первого этапа Таблица 3 – Методы управления на этапе подготовки реорганизации
3. Этап второй: сбор информации и определение проблем Задача данного этапа
— выявление продуктов и услуг,
ориентированных на потребителя. С
этой целью выявляются долгосрочные
и текущие запросы - каковы главные процессы в деятельности организации? - как эти процессы соотносятся с процессами потребителей и поставщиков? - каковы стратегические процессы организации? - какие процессы должны быть реорганизованы в течение квартала, одного года, периода свыше одного года? Принципиально важно тщательно
выявить запросы потребителей, запланировать
мероприятия, необходимые для их
учета. И главное — обосновать
целесообразность конкретных организационных
изменений, непосредственно Необходимо взвесить процессы реорганизации с позиций их воздействия на поставленную цель. Выявляются приоритеты, и рассчитывается необходимость в потребляемых ресурсах. Для установления приоритетов используется многосторонний подход, учитывающий время, затраты, трудности и риски в ходе реорганизационных процессов. Когда приоритеты установлены, планируются этапы реализации каждого организационного решения. В таблице 4 показаны методы, используемые при осуществлении второго этапа мероприятий по комплексной реорганизации. Таблица 4 – Методы управления на этапе сбора информации и определения проблем
4. Этап третий: выработка общего и полного понимания решаемых проблем Цель этого этапа —
разработать такое видение - каковы основные и
вспомогательные виды - как совершается движение ресурсов, информации и операционного потока в ходе процесса? - почему организационные
изменения происходят именно
так, как в настоящее время?
Какие могут быть намечены
изменения в методах - есть ли способы реализации
разработанных бизнес-планов и
запросов потребителя, которые
кажутся невыполнимыми сегодня, - каковы границы взаимодействия с деловыми партнерами, потребителями, поставщиками, стратегическими союзниками? Как можно пересмотреть эти границы для того, чтобы улучшить весь ход работы? - каковы основные сильные и слабые стороны отдельных процессов реорганизации? - как другие компании
того же уровня осуществляют
процессы реорганизации и - какие мероприятия должны
быть проведены, учитывая - каковы причины отставания
компании в организационной - как можно использовать
результаты данного этапа при
проектировании намечаемых - каковы специфические задачи по совершенствованию новых процессов? - как донести концепцию и стратегию изменений до всех работников? В ходе выполнения этих задач должно быть расширено понимание статических аспектов процессов. Речь идет об охвате всех видов деятельности и этапов процессов, круга вовлеченных организаций и функционирующих подразделений. Наряду с этим составляется матрица операций, охватывающих всю деятельность компании. И именно на этой основе подготавливаются предложения по организационным формам и технологии управления. На этом же этапе производится оценка влияния каждой операции на получение конечного результата с выделением операций, имеющих наибольшую ценность. Проводятся сравнения процессов внутри организации и уровня управления ими в аналогичных организациях (таблица 5). Необходимо выявить равные по уровню компании, определить показатели их деятельности и основные различия в процессах, выявить возможности использования лучших элементов и приемов. Определяются причины, тормозящие производственный процесс, дисфункции и несоответствия, причины информационного отставания. Таблица 5 – Методы управления на этапе выработки общего и полного понимания решаемых проблем
Используется вся полученная
ранее информация, для того чтобы
выявить приоритетные процессы. Ведется
поиск путей быстрых улучшений.
Обнаруженные противоречия и несоответствия
возможных вариантов дают основания
для выработки путей их эффективного
решения в масштабе организации.
Рассматриваются временные 5. Этап четвертый:
организационно-техническое Цель этого этапа — дать техническую характеристику процесса реорганизации. Дается описание технологии, стандартов, процедур, систем и видов контроля, используемых в процессе реорганизации. Одновременно с социальным конструированием создаются модели взаимодействия социальных и технических элементов. На данном этапе составляются предварительные планы систем и процедур развития, программного обеспечения и обслуживания, перевооружения производственных мощностей. Основные вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе: - какие технические ресурсы и технологии будут необходимы в период реорганизации? - как наилучшим образом
приобрести эти ресурсы и - как будут взаимодействовать
технические и социальные С этой целью пересматриваются
установившиеся связи и распределение
обязанностей внутри организации, определяются
случаи, когда должна быть усилена
координация различных видов
деятельности. Важно также определить
информацию, необходимую для измерения
и управления процессом, а также
места для ее хранения. Проводится
устранение дублирующих информационных
потоков и операций по их согласованию.
В целом же рассматривается возможность
сокращения числа неэффективных
операций и упрощения работы контролирующих
структур, а затем осуществляется
слияние контрольных функций
по наиболее эффективным операциям.
Контролирующая функция приближается
к тому участку, где может произойти
ошибка в работе. Ведется поиск
возможностей проводить параллельные
операции, которые в настоящее
время выполняются Нередко при выполнении задач данного этапа находится та часть процесса реорганизации, которая может осуществляться автономно. Этот фрагмент дает возможность перегруппировать процесс в пространстве (например, децентрализовав его) или во времени (например, перемещая фрагменты с одной временной фазы в другую). В процессе реорганизации используются различные технологии для моделирования, анализа статистических данных, сбора информации и документирования процессов, компьютерных разработок, проведения телеметрии, создания экспертных систем, баз данных и др. Намечаются конкретные меры по техническому оснащению (таблица 6). Таблица 6 – Методы управления
на этапе организационно-
|
6. Этап пятый: социальное проектирование Целью данного этапа является выявление социальных аспектов процесса реорганизации. На этапе социального проектирования производится описание компании, кадрового состава, характера работ, стимулов, используемых в период реорганизации, создается план взаимодействия социальных и технических элементов. Наряду с этим составляются предварительные планы по найму работников, их обучению и образованию, новой расстановке персонала. Социальное проектирование осуществляется одновременно с техническим проектированием. Ключевые вопросы, на которые необходимо получить ответы на этом этапе: - какие технические и
трудовые ресурсы необходимы
в период проведения - какие существуют возможности
для срочной реализации всей
программы? что можно - какие цели должны быть поставлены и какие мероприятия проведены в социальной сфере? - как изменятся обязанности? Какие программы по обучению будут необходимы? - кто, наиболее вероятно,
будет сопротивляться - как будет выглядеть новая организация? Для повышения ответственности
персонала за улучшение качества
услуг, предоставляемых потребителям,
все необходимые полномочия передаются
персоналу, имеющему непосредственные
связи с потребителями. Намечаются
необходимые изменения в Составляются матрицы текущих и измененных видов работ по квалификации, опыту и набору ориентации. Каждая ячейка матрицы соответствует уровню (нулевой, низкий, средний, высокий) квалификации, опыта и ориентации, необходимому для работы. Используя эти матрицы, можно определять характеристики работ по их разновидностям. На данном этапе рассматривается вопрос согласованности характеристик текущих видов работ и тех, которые необходимо будет выполнять, выявляются новые виды работ и новые группы исполнителей. Если отдельные виды работ не отвечают требованиям нового процесса, должны формироваться другие группы исполнителей. В проектных документах этого этапа предлагается уровень квалификации, необходимый для каждого вида новых работ, схема взаимоотношений между группами работников, выясняется количественный состав персонала для текущих и проектируемых объемов работ. В рамках данного этапа необходимо ответить на вопрос, как основные компоненты управления (управление производством, руководящее звено и развитие персонала) будут согласовываться в период реорганизации. Важно определить объемы ответственности по управлению производством и развитию персонала, выявить руководителей групп первого и второго уровней. В связи с этим решается вопрос о создании полной организационной структуры и анализируются возможные варианты. Проводится подготовка новой матрицы требований к квалификации, опыту и ориентации при переходе от старых к новым видам работ в каждом из подразделений (оставшихся от прежней структуры и новых). Формулируются требования к каждой квалификационной группе. Выявляются трудности при переходе от старого типа работ к новым, которые учитываются при планировании обучения персонала. В процессе реорганизации различные профессиональные надбавки к заработной плате, в основе которых лежат иерархический подход и отношения подотчетности, заменяются надбавками, основанными на знаниях и профессиональной квалификации. Решение этой задачи и доведение результатов до всех участников является наиболее важным компонентом программы управления изменениями. Многие проекты реорганизации проваливались из-за отсутствия эффективных изменений в управлении. Применительно к каждому работнику необходимо определять ожидаемое участие в процессе или точки сопротивления переменам, составлять программы коммуникаций. При необходимости намечаются меры воздействия на общественное мнение и обучения всего персонала. Существенное значение имеют стимулы, мотивирующие работников к переходу к новым формам организации, а также механизмы обратной связи. Стимулы наиболее эффективны, когда работники постоянно находятся в курсе происходящего. С целью наиболее эффективной реализации программы разрабатываются предварительные планы по осуществлению социальных мер, включая комплектование персонала, обучение и кадровые перестановки. Эти планы подразделяются на временные периоды параллельно с планами по техническому оснащению. Кроме того, определяется структура высшего уровня управления, т.е. роль и ответственность собственника, руководителя организации и руководителя проекта реорганизации. В табл. 7 показаны методы управления, применяемые в ходе выполнения задач данного этапа.
Таблица 7 - Методы управления
на этапе социального
7. Этап шестой: преобразования Цель данного этапа — разработка экспериментальной версии и законченного производственного реорганизационного проекта. Некоторые задачи этого этапа могут повторяться. Ключевые вопросы, на которые дает ответы этот этап: - когда надо начинать
контролировать процесс? Как - какие механизмы необходимо
разработать для решения - как можно гарантировать, что период перехода пройдет безболезненно? - как обеспечить и сохранить
непрерывность процесса - какие средства могут
быть использованы для Задачи данного этапа охватывают завершение модели деятельности организации, окончательную разработку технического проекта. Дается оценка имеющегося персонала с точки зрения квалификации людей, знаний и их ориентации, степени их заинтересованности в переменах и возможности их использования в новых структурах организации (табл. 8). Таблица 8 - Методы управления на этапе преобразований
Оценка профессиональной
пригодности очень важна, потому
что решение о назначении каждого
работника должно быть принято исходя
из его возможностей, а не должности,
которую он будет занимать. Оценки,
полученные по каждому работнику, затем
сравниваются с требованиями, предъявляемыми
к каждой должности и кадровому
уровню. Полученные данные о необходимости
переподготовки используются далее
для выработки программы Кроме того, проводится проверка базы данных, разработка и проверка производственных систем и технологических процессов, всей документации. Для обеспечения процесса постоянного совершенствования организации необходимо выполнение следующих требований: - перед персоналом, участвующим
в реорганизации, необходимо - персоналу необходимо
предоставить средства для - на персонал следует
возложить вполне определенные
обязанности и предоставить Оценка осуществляемых изменений на каждом этапе и после завершения всех мероприятий по реорганизации осуществляется на основе определенной системы количественных и качественных показателей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Мировой опыт корпоративного
менеджмента и, прежде всего, американский,
в области реструктуризации компаний,
безусловно, будет весьма полезным
для вновь создаваемых и По прогнозам специалистов, российской экономике в ближайшее время не грозит бум корпоративных слияний, подобный по масштабам западным или американским аналогам. Хотя в 2006 г. о своем намерении объединиться было сделано немало громких заявлений со стороны российских компаний, прогнозируется, что наиболее распространено будет не их слияние, и их поглощение, причем вернее всего иностранными компаниями. В этих условиях очень важно
уметь ориентироваться в типах
слияний компаний, выявлять основные
цели, которые преследуют стороны
при заключении сделки слияния или
поглощения компаний, оценивать эффективность
такой сделки и ее возможные последствия.
Если же компании грозит поглощение другой
фирмой, то к этому процессу надо очень
хорошо подготовиться: или своевременно
принять противозахватные меры, достаточно
активно апробированные в мировой практике,
или же своими действиями добиться выгодных
для себя условий поглощения, памятуя
о том, что в большинстве случаев, как это
не парадоксально, в результате такой
сделки выигрывает не поглощающая, а поглощаемая
компания. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности управления / В.А. Щегорцов, В.А.Таран; под ред. проф. В.А. Щегорцов. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 543с. 2. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2002. - 480 с. 3. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 543с. 4. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К°», 2006. – 512с. 5. Финансы: Учебник для вузов / Под. ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт – М, 2001. – 504с. 6. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп., 2006. – 416с. 7. Экономика организации
(предприятия):Учебник для 8. Экономика организации (предприятия): Учебник / Под ред. Н.А. Сафронова. – 2-е изд., перереб. и доп. – М.: Экономистъ, 2004. – 618с. 9. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.Н. Волкова и доц. О.В. Девяткина. – 3-е изд., перераб. и доп. ИНФРА. – 2004, 601с. 10. http://www.cfin.ru/press/ |