Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:21, курсовая работа
Правила проектирования и оформления конструкторской документации устанавливают четыре стадии ее разработки: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Курсовой проект представляется в виде пояснительной записки, сборочного чертежа редуктора, его деталировки и чертежа общего вида привода.
Заданием на курсовой проект предусмотрена разработка конструкции одноступенчатого конического редуктора привода ковшового элеватора.
Приводное устройство включает в себя двигатель, цепную муфту, конический редуктор, цепную передачу, барабан, ковш, ленту элеватора, натяжное устройство.
Правила проектирования и оформления конструкторской документации устанавливают четыре стадии ее разработки: техническое задание, эскизный проект, технический проект, рабочая документация. Курсовой проект представляется в виде пояснительной записки, сборочного чертежа редуктора, его деталировки и чертежа общего вида привода.
Заданием на курсовой проект предусмотрена разработка конструкции одноступенчатого конического редуктора привода ковшового элеватора.
Приводное устройство включает в себя двигатель, цепную муфту, конический редуктор, цепную передачу, барабан, ковш, ленту элеватора, натяжное устройство.
Исходными данными для проектирования являются: тяговая сила цепи F=2,2 кН; скорость ленты V=1,5м/с; диаметр барабана D=275 мм; угол наклона цепной передачи θ=30 град; допускаемое отклонение скорости ленты δ=3%; срок службы привода L=3 лет.
Редуктор предназначен для передачи мощности от вала двигателя к приводному валу рабочей машины, понижения угловых скоростей и, соответственно, повышения вращающегося момента ведомого вала по сравнению с ведущим валом. Редуктор состоит из корпуса, в котором помещаются элементы передачи – зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. В корпусе редуктора размещают так же устройства для смазывания зацепления и подшипников.
Основные требования, предъявляемые к создаваемому приводу: надежность, технологичность, ремонтопригодность, минимальные габариты и масса, удобство эксплуатации, техническая эстетика. Все эти требования учитывают в процессе проектирования и конструирования.
Проектируемый
машинный агрегат служит приводом ковшового
элеватора и может
Срок службы привода определяется по формуле
Lh = 365LГКГtcLcKc
где LГ = 7 лет – срок службы привода;
КГ – коэффициент годового использования;
КГ = 300/365 = 0,82
где 300 – число рабочих дней в году;
tc = 8 часов – продолжительность смены
Lc = 2 – число смен
Кс = 1 – коэффициент сменного использования.
Lh = 365·7·0,82·8·2·1 = 33600 часа
С учетом времени затрачиваемого на ремонт, профилактику и т.п. 15% ресурса, тогда Lh = 33600∙0,85 = 28500 час.
Рабочий ресурс привода принимаем Lh = 28500 час.
Эксплуатационные характеристики машинного агрегата
Место установки |
Lг |
Lс |
tс |
Lh |
Характер Нагрузки |
Режим работы |
Заводской цех |
7 |
2 |
8 |
28500 |
С малыми колебаниями |
Реверсивный |
Поз. |
Элементы схемы |
Исходные данные |
Знач. |
1 |
Двигатель |
Тяговая сила цепи, F кН |
2,2 |
2 |
Цепная муфта |
Скорость ленты, V м/с |
1,5 |
3 |
Конический редуктор |
Диаметр барабана, D мм |
275 |
4 |
Цепная передача |
Угол наклона цепной передачи, θ 0 |
30 |
5 |
Барабан |
Допускаемое отклонение |
|
6 |
Ковш |
скорости ленты, δ % |
3 |
7 |
Лента элеватора |
Срок службы привода, Lг, лет |
7 |
8 |
Натяжное устройство |
Требуемая мощность рабочей машины
Ррм = Fv = 2,2·1,5 = 3,30 кВт
Общий коэффициент полезного действия
η = ηмηзпηопηпк2ηпс,
где ηм = 0,98 – КПД муфты [1c.40],
ηзп = 0,97 – КПД закрытой зубчатой конической передачи,
ηоп = 0,93 – КПД открытой цепной передачи,
ηпк = 0,995 – КПД пары подшипников качения,
ηпс = 0,99 – КПД пары подшипников скольжения,
η = 0,98·0,97·0,93·0,9952·0,99 = 0,866.
Требуемая мощность двигателя
Ртр = Ррм/η = 3,30/0,866 = 3,81 кВт.
Для проектируемых машинных агрегатов рекомендуются трехфазные асинхронные короткозамкнутые двигатели серии 4А. Эти двигатели наиболее универсальны. Закрытое и обдуваемое исполнение позволяет применить эти двигатели для работы в загрязненных условиях, в открытых помещениях и т. п.
Ближайшая большая номинальная мощность двигателя 4,0 кВт
Двигатели серии 4А выпускаются с синхронной частотой вращения 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин.
Выбор типа электродвигателя
Вариант |
Двигатель |
Мощность |
Синхронная частота вращения, об/мин |
Номинальная частота вращения |
1 |
4А100S2 |
4,0 |
3000 |
2880 |
2 |
4A100L4 |
4,0 |
1500 |
1430 |
3 |
4A112M6 |
4,0 |
1000 |
950 |
4 |
4A132S8 |
4,0 |
750 |
720 |
Частота вращения рабочего вала привода
nрм = 6·104v/(πD) = 6·104·1,5/(π·275) =104 об/мин
Общее передаточное число привода
u = n1/nрм
где n1 – частота вращения вала электродвигателя.
Рекомендуемые значения передаточных чисел:
- для конической передачи 2÷6,3
- для открытой цепной 2÷5.
Принимаем для конической передачи среднее значение u1 = 3,15, тогда для открытой передачи
u2 = u/u1 = u/3,15
Передаточное число
Передаточное число |
Варианты | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
Привода |
27,69 |
13,75 |
9,13 |
6,92 |
Редуктора |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
3,15 |
Открытой передачи |
8,79 |
4,37 |
2,90 |
2,20 |
Анализируя полученные значения передаточных чисел, приходим к следующим выводам: вариант 1 исключаем из-за того, что передаточное число редуктора выходит за рекомендуемые пределы. Электродвигатель с числом оборотов 750 не рекомендуется применять из-за больших габаритов, окончательно делаем выбор в пользу варианта 2 с электродвигателем 4A100L4 (Рис.2.1).
Рис. 2.1 Электродвигатель марки 4A100L4
Основные размеры электродвигателя (мм) [1]
d30 |
l1 |
l30 |
d1 |
b1 |
h1 |
l10 |
l31 |
d10 |
b10 |
h |
h10 |
h31 |
235 |
60 |
392 |
28 |
8 |
7 |
140 |
63 |
12 |
160 |
100 |
12 |
263 |
Общее передаточное число привода
u = n1/nрм =1430/104= 13,75
принимаем для конической передачи u1 = 3,15, тогда для открытой передачи
u2 = u/u1 = 13,75/3,15 = 4,37
Числа оборотов валов и угловые скорости:
n1 = nдв =1430 об/мин w1 =1430π/30 =149,7 рад/с
n2 = n1/u1 =1430/3,15 = 454 об/мин w2= 454π/30 = 47,5 рад/с
n3 = n2/u2 = 454/4,37 = 104 об/мин w3= 104π/30 = 10,9 рад/с
Фактическое значение скорости грузовой цепи
v = πDn3/6·104 = π·275·104/6·104 = 1,497 м/с
Отклонение фактического значения от заданного
δ = (1,50 – 1,497)100/1,5 = 0,2% < 5%
Полученное значение намного меньше допускаемого
Мощности передаваемые валами:
P1 = Pтрηмηпк = 3810·0,98·0,995 = 3715 Вт
P2 = P1ηзпηпк = 3715·0,97·0,995 = 3586 Вт
P3 = P2ηопηпс = 3586·0,93·0,99 = 3300 Вт
Крутящие моменты:
Т1 = P1/w1 = 3715/149,7 = 24,8 Н·м
Т2 = 3586/47,5 = 75,5 Н·м
Т3 = 3300/10,9 = 302,8 Н·м
Результаты расчетов сводим в таблицу
Вал |
Число оборотов об/мин |
Угловая скорость Рад/сек |
Мощность кВт |
Крутящий момент Н·м |
Вал электродвигателя |
1430 |
149,7 |
3,810 |
25,5 |
Ведущий редуктора |
1430 |
149,7 |
3,715 |
24,8 |
Ведомый редуктора |
454 |
47,5 |
3,586 |
75,5 |
Рабочий привода |
104 |
10,9 |
3,300 |
302,8 |
Принимаем, согласно рекомендациям [1c.52], сталь 45:
шестерня: термообработка – улучшение – НВ235÷262 [1c.53],
колесо: термообработка – нормализация – НВ179÷207.
Средняя твердость зубьев:
НВ1ср = (235+262)/2 = 248
НВ2ср = (179+207)/2 = 193
Допускаемые контактные напряжения:
[σ]H = KHL[σ]H0,
где KHL – коэффициент долговечности
KHL = (NH0/N)1/6,
где NH0 = 1·107 [1c.55],
N = 573ωLh = 573·47,5·28,5·103 = 78,8·107.
Так как N > NH0, то КHL = 1.
[σ]H1 = 1,8HB+67 = 1,8·248+67 = 513 МПа.