Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:54, контрольная работа
Тепловой расчет двигателя СМД-62. Номинальная мощность Nе= 120 кВт; номинальная частота вращения n=2100 об/мин; степень сжатия ε=1
Выбор и обоснование опытных параметров теплового расчета с теоретическим комментарием
Определение параметров процесса газообмена (расчет процесса наполнения)
Расчет процесса сжатия
Расчет процесса сгорания
Расчет процесса расширения
Определение индикаторных показателей
Механические потери в двигателях
Эффективные показатели двигателя
Проверка основных размеров двигателя
Построение индикаторной диаграммы расчетного цикла
Данные для расчета:
Тип двигателя: четырехтактный, шестицилиндровый дизельный двигатель.
Номинальная мощность Nе= 120 кВт; номинальная частота вращения n=2100 об/мин; степень сжатия ε=1
Топливо.
Принимаем дизельное топливо марки «Л». Цетановое число не менее 45.
средний элементный состав: С=0,870; Н= 0,126; О=0,004.
Низшая теплота сгорания:
Ни= 33,91С+125,6Н- 10,89(О - S)- 2,51(9H+W)= 33,91∙0,87+125,6∙0,126-
-10,89(0,004 - 0)- 2,51∙9∙0,126= 42,44 МДж/кг= 42440 кДж/кг.
Параметры рабочего тела.
Теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива:
L0 = = = 0,500 кмоль возд/кг топл.
l0= = =14,452 кг.
Коэффициент избытка воздуха принимаем для дизеля без наддува α=1,4
Количество свежего заряда:
M1 = aLo= 1,4∙0,5= 0,7 кмоль св.зар/кг топл.
Общее количество продуктов сгорания:
M2 =
кмоль пр.
Параметры окружающей среды и остаточные газы:
Давление окружающей среды ро= 0,1 МПа;
Температура окружающей среды Т0= 293 К.
Давление остаточных газов рr=1,05 ро= 1,05∙0,1=0,105 МПа;
Температура остаточных газов Тr=600÷900 К. Принимаем Тr= 750 К
Процесс впуска.
Принимаем температуру подогрева свежего заряда DТ= 10 °С.
Плотность заряда на впуске:
ρк = = = 1,189 кг/м3
где RВ =287 Дж/(кг-град)—удельная газовая постоянная для воздуха.
Потери давления на впуске в двигатель:
Dра= = = 0,008 МПа.
Где (β2 + ξвп) = 2,7 и ωвп = 70 м/с. – приняты в соответствии со скоростным режимом двигателей и с учетом небольших гидравлических сопротивлений во впускной системе дизеля.
Давление в конце впуска:
ра = рк – Dра = 0,1 –0,008= 0,092 МПа.
Коэффициент остаточных газов:
=0,031.
Температура в конце впуска:
Та = = = 316 К.
Коэффициент наполнения:
ηv=
Процесс сжатия.
Показатель политропы сжатия принимаем: k1 ≈n1 = 1,38. ( Рис 4.4.)
Давление в конце сжатия:
pс = pa·ε n1 = 0,092 ∙161,38 =4,222 МПа.
Температура в конце сжатия:
Тс = Та ε n1–1= 316∙16 1,38–1 = 906 К.
Средняя молярная теплоемкость в конце сжатия:
а) воздуха:
(mcVc ) = 20,6 + 2,638∙10-3∙tС = 20,6 + 2,638∙10-3∙633= 22,27 кДж/(кмоль • град).
tС = Тс – 273=906 – 273=633 0C.
б) остаточных газов: методом интерполяции при α= 1,4 и tС =633 0C
(mc//Vc )
в) рабочей смеси:
= 23,986 кДж/(кмоль • град).
Процесс сгорания.
Коэффициент молекулярного изменения свежей смеси:
μ0= = 1,045.
Коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси:
μ= (μ0+ γr)/ (1+ γr)= (1,045+0,031)/(1-0,031)=1,044.
Теплота сгорания рабочей смеси в дизелях:
=58810 кДж/кмолб раб.см.
Средняя молярная теплоемкость при постоянном давлении для продуктов сгорания жидкого топлива в двигателе:
= =32,475+ 0,00191 tz.
Принимаем:
Коэффициент использования теплоты ξz =0,82.
Степень повышения давления λ= 2
Температуру в конце видимого процесса:
0,001994 +33,904 - 75091=0
= =1983 0С.
Тz = + 273=1983+273=2256 К.
Максимальное давление сгорания:
= = 8,444 МПа.
Степень предварительного расширения:
ρ= 1,3
Процесс расширения.
Степень последующего расширения:
δ =
С учетом характерных значений δ=12,31; Тz=2256 К, α=1,4 показателя политропы расширения k2 = 1,2732 ( Рис 4.9.)
для заданных параметров дизеля принимаем n2=1,26. Тогда
рb=
Тb =
Проверим правильность ранее принятой температуры остаточных газов:
Тr =
D= 100 = 3,96 % входит в допустимые пределы
Индикаторные параметры рабочего цикла двигателя:
Принимаем коэффициент полноты индикаторной диаграммы ν=0,95
Среднее индикаторное давление цикла для скругленной индикаторной диаграммы:
рi =
Индикаторный КПД:
ηi=
Индикаторный удельный расход топлива.
gi= =186 г.(кВт-ч)
Эффективные показатели двигателя.
Принимаем предварительно среднюю скорость поршня vпср=9,6 м/с.
Среднее давление механических потерь:
рм = а + b Wn cp = 0,089 + 0,0118 ∙9,6= 0,2023 МПа.
Среднее эффективное давление:
pe = рi – рм = 0,9842– 0,2023= 0,7819 МПа.
Механический КПД:
ηм = = 0,7945.
Эффективный КПД:
ηe= ηi ηм =0,457 ∙ 0,7945 = 0,363.
Эффективный удельный расход топлива:
ge = ≈ 234 г/(кВт-ч),
Основные размеры цилиндра и удельные параметры двигателя.
Литраж двигателя:
Vл= =8,66 л.
Рабочий объем цилиндра:
Vh = = 1,44 л.
Задаемся ρ=S/D=1,2. Тогда диаметр цилиндра:
D= =100 = 115,2≈ 115 мм
Ход поршня:
S = D∙ ρ = 115∙1,2=138 мм.
Литраж двигателя:
Vл= 8,6 л.
Площадь поршня:
Fп =
Средняя скорость поршня:
vn ср =
D= 100 = – 0,62 % входит в пределы
Эффективная мощность:
=117,67
Эффективный крутящий момент двигателя:
Ме =
Часовой расход топлива:
Gт = Nege = 117,67 ∙ 234 = 27,53 кг/ч.
Литровая мощность:
Nл =
Удельная поршневая мощность: Nп = = 18,9 кВт/дм2.
Построение индикаторной диаграммы дизеля.
Масштабы диаграммы:
Масштаб хода поршня – Мs =1 мм в мм
Масштаб давлений – Мр = 0,04 МПа в мм
Объем цилиндра АВ = S/ Мs = 138/1= 138 мм
Объем камеры сгорания ОА = = 9,2 мм
Максимальная высота диаграммы (точки z и z| )
рz/ Мр = 8,444/ 0,04= 211 мм
z|z =ОА(ρ – 1)= 9,2(1,3 – 1)=2,76 ≈ 3 мм
Ординаты характерных точек:
р0/ Мр = 0,1/ 0,04= 2,5 мм
рr/ Мр = 0,105/ 0,04= 2,6 мм
рa/ Мр = 0,092/ 0,04= 2,3 мм
рc/ Мр = 4,222/ 0,04= 106 мм
рb/ Мр = 0,357/ 0,04= 9 мм
Построим политропы процесса сжатия и расширения
Процесс сжатия: n1 = 1,38
Где ВО=ОА+АВ=7,5+112=119,5 мм
Процесс расширения: n2 = 1,26;
Сведем расчетные данные в таблицу
№ п/п |
ОХ, мм |
|
Политропа сжатия |
Политропа расширения | ||||
|
|
, МПа |
|
|
, МПа | |||
1. |
10,5 |
14 |
38,2 |
93,5 |
3,74 |
27,8 |
340,6 |
13,62 |
2. |
12,3 |
12 |
30,9 |
75,6 |
3,02 |
22,9 |
275,3 |
11,01 |
3. |
14,7 |
10 |
24,0 |
58,8 |
2,35 |
18,2 |
214,1 |
8,56 |
4. |
18,4 |
8 |
17,6 |
43,2 |
1,73 |
13,7 |
157,4 |
6,29 |
5. |
24,5 |
6 |
11,9 |
29,0 |
1,16 |
9,6 |
105,8 |
4,23 |
6. |
36,8 |
4 |
6,8 |
16,6 |
0,66 |
5,7 |
60,5 |
2,42 |
7. |
73,6 |
2 |
2,6 |
6,4 |
0,26 |
2,4 |
23,2 |
0,93 |
Скругление индикаторной диаграммы.
Учитывая достаточную быстроходность рассчитываемого дизеля и величину наддува, ориентировочно устанавливаются следующие фазы газораспределения: впуск – начало (точка г') за 25° до в.м.т. и окончание (точка а") – 60° после Н.М.Т.; впуск – начало (точка b') за 60° до н.м.т. и окончание (точка а') – 25° после в.м.т.
С учетом быстроходности дизеля принимается угол опережения впрыска 20° (точка с") и продолжительность периода задержки воспламенения Δφ1 = 8° (точка f ).
В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения впрыска определяется положение точек b', г', а', а", c/ и f по формуле для перемещения поршня:
где λ – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.
Для построения индикаторной диаграммы ориентировочно принимаем λ =0,270.
Результаты расчета ординат точек b', г', а', а", c/ и f
Обозначение точек |
Положение точек |
φ° |
Расстояние АХ точек от в.м.т., мм | |
b' |
60° до ВМ.Т. |
120 |
1,601 |
110,5 |
г' |
25° до В.М.Т |
25 |
0,118 |
8,1 |
а' |
25° после В.М.Т. |
25 |
0,118 |
8,1 |
а" |
60° после Н.М.Т. |
120 |
1,601 |
110,5 |
c/ |
20° до В.М.Т. |
20 |
0,076 |
5,2 |
f |
(20-8°) до В.М.Т. |
12 |
0,028 |
1,9 |
Положение точки c// определяют из выражения
рс//=(1,15÷ 1,25)рс=1,15∙4,222= 4,855 МПа;
рс///Мр= 4,855/0,04 = 121,37 мм.
Точка zд лежит на линии zz/ ориентировочно вблизи точки z.
Нарастание давления от точки с" до zд составляет 8,444 – 4,855=3,589 МПа или 3,589/10=0,359 МПа/град п.к.в., где 10 — положение точки zд по оси абсцисс, град.
Соединяя плавными кривыми точки г с а', с' с f и с" и далее с zд и кривой расширения b' с b" (точка b" располагается между точками b и а)и далее с г' и г, получаем скругленную индикаторную диаграмму ra'ac'fc" zд b'b"r.
Список используемой литературы
1. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. Колчин А.И., Демидов В.П., Учеб.пособие для вузов – 3-е издание перераб. и доп. – М.:Высшая школа, 2002- 496 с. С ил.