Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 12:54, реферат
Цель работы - анализ современного состояния энергетического сектора и рассмотрение энергетической политики России.
Задачи:
Определить роль и значение энергетического сектора для России;
Проанализировать современное использование энергетических ресурсов и определить проблемы связанные с их использованием;
Введение
1. Энергетические ресурсы Российской Федерации
1.1 Классификация ТЭК России
1.2 Роль и значение ТЭК для экономики и внешней торговли России
2. Современная энергетическая политика России
2.1 Проблемы и угрозы энергетической безопасности России
2.2 Энергетическая безопасность и энергетическая политика России
3.Заключение
4.Список источников
Не менее важная проблема российского ТЭК это экологические проблемы. Серьезное техническое и технологическое отставания российских предприятий ТЭК способствуют, тому что ТЭК в России основной загрязнитель окружающей среды (таблица 3).
Таблица 3.
Основные источники загрязнения атмосферы, % [6, C.245]
Отрасль |
Россия |
США |
ТЭК |
32 |
14 |
транспорт |
26 |
60 |
металлургия |
20 |
17 |
Химическая |
5 | |
нефтепереработка |
5 | |
Целюлозо-бумажная |
2 | |
Переработка мусора |
10 |
9 |
Таким образом, если в США основной "загрязнитель" это транспорт, то в России это предприятии ТЭК, как на Западе в середине прошлого века. Это показывает масштаб технического отставания ТЭК России от ведущих стран Запада.
Энергетическая безопасность одна из составляющих национальной безопасности России, а как известно поддержание национальная безопасность - одна из важнейших задач энергетической политики.
Энергетическая политика Российской Федерации, определяет условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций (в том числе некоммерческих) и предпринимателей в сфере энергетики [1, C.47].
Основными приоритетами энергетической политики России являются:
удовлетворение потребностей России в энергоносителях;
повышение эффективности использования энергоресурсов и переход на энергосберегающие технологии;
поддержание надежной сырьевой базы и поддержание устойчивого развития ТЭК;
развитие экологически безопасных направлений ТЭК и сокращение негативного воздействия на окружающую природную среду;
поддержание экспортного потенциала ТЭК и увеличение его объемов;
обеспечение энергетической безопасности и независимости Российской Федерации [13].
Энергетическая безопасность понимается, как состояние топливо - и энергозащищенности страны, ее граждан, общества, государства, экономики в целом от внешних и внутренних угроз.
Энергетическая безопасность затрагивает широкий круг взаимосвязанных проблем, касающихся ресурсной базы энергетики и влияния на топливо- и энергоснабжение потребителей угроз экономического, социально-политического, внешнеэкономического, внешнеполитического, техногенного и природного происхождения, а также несовершенства управления энергетикой.
Проблемы энергетической безопасности России в значительной мере определяются "узкими" местами в ее экономике и энергетике. Анализ состояния и перспектив развития ТЭК и составляющих его систем показывает опасное снижение производства топливно-энергетических ресурсов, катастрофическое старение основных производственных фондов, крайнюю недостаточность инвестиционных ресурсов для обновления и развития энергетических отраслей и ряд других негативных явлений. С одной стороны, в стране сложились энергорасточительные производственная и коммунально-бытовая сферы, а с другой - имеются существенные резервы энергосбережения как в самой энергетике, так и в других отраслях народного хозяйства. Изучение экономической среды ТЭКа показывает множество принципиальных возможностей устранения узких мест в энергетике за счет реализации резервов энергосбережения.
Совокупность угроз энергетической безопасности охватывает весь спектр дестабилизирующих факторов, перечисленных выше. Некоторые из них имеют преходящий характер, и их влияние будет снижаться по мере выхода экономики страны из кризиса. Однако основной комплекс угроз актуален в любых экономических условиях, причем следует отметить особую опасность наложения различных факторов.
Анализ современной сложившейся ситуации в ТЭК показывает, что угрозы энергетической безопасности носят уже вполне реальный характер. Так, во многих регионах России отмечается дефицит топливных ресурсов, что вызывает серьезные экономические и социальные проблемы (неудовлетворительное состояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что несет реальную угрозу энергетической безопасности регионов. Важно, что специфика размещение первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов и электроэнергии по регионам страны, отличается высокой степень концентрации в одних регионах и почти полным отсутствием в других. В наибольшей степени проблемы с обеспечением энергоресурсами характерны для регионов Дальнего Востока, Сибири и европейской части страны [12].
Задачи политики энергетической безопасности:
-Стабильно и в достаточном объеме обеспечивать экономически обоснованный внутренний и международный спрос на энергоносители;
-Способствовать повышению эффективности использования предприятиями разных секторов экономики энергоресурсов, сокращение нерациональных затрат на энергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
-Поддержание устойчивости энергетического сектора о всей совокупности экономических, техногенных и природных угроз, а также формирование возможностей сокращать возможный ущерб, от действия различных дестабилизирующих факторов.
-Энергетическая безопасность России строится на следующих принципах:
-гарантированность и надежность энергообеспечения экономики и населения страны, как в обычной, так и чрезвычайной ситуации;
-тщательный контроль со стороны всех органов власти за надежным энергоснабжением объектов, поддерживающих безопасность государства;
контроль за восполняемостью исчерпаемых ресурсов топлива, при использовании, которых темпы их потребления должны сопоставляться с темпами освоения заменяющих их источников энергии;
-работы по диверсификации используемых видов топлива и энергии, с целью устроить зависимость экономики от одного вида энергоносителей;
-обязательный учет требований экологической безопасности страны, т.е. соответствие предприятий ТЭК международным экологическим стандартам;
-контроль над рациональным использованием энергоресурсов (политика энергетической эффективности);
-создание экономических условий равных условия поставок энергоносителей на внешний и внутренний рынок, в том числе рационализация товарной структуры экспорта;
-модернизацию предприятий отрасли на основе современных стандартов и с использованием отечественного оборудования [1].
Основные направления структурной политики в энергетическом секторе народного хозяйства определены Правительством РФ:
-провести реформу жилищно-коммунального сектора, снизив, в результате, его потребление топлива и энергии на 25.30%;
-сформировать эффективную систему управления госсобственностью и государственного регулирования естественных монополий;
-завершить основной этап реструктуризации угольной промышленности и начать реструктуризацию нефтепереработки. Стержнем структурной политики в энергетическом секторе должно стать энергосбережение [1].
Энергосбережение - это не проявление отраслевого интереса, а насущная задача всей российской экономики.
В соответствии с Законом "Об энергосбережении" будет производиться:
-стимулирование производства и использования топливо - и энергосберегающего оборудования;
-организация учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом (в частности, к 2000 г. все потребители энергоресурсов должны быть оснащены приборами учета расхода энергии);
-осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов. В настоящее время, обеспечения энергетической безопасности России связано с решением двух принципиальных проблем.
1.
Острая необходимость
2.
Необходимость изменение
Существенные изменения произойдут в территориальной структуре добычи и потребления угля что увеличит межрегиональных поставок твердого топлива прежде всего в направлении Восток - Запад.
Для успешного выполнения этой программы необходимо интенсивно вводить в разработку новые месторождения в районах Средней Оби и Надым-Тазовского междуречья. За счет формирования новых центров добычи нефти в восточных районах страны и на шельфах Каспийского, арктических и дальневосточных морей роль Западной Сибири в нефтегазовом комплексе России должна уменьшится - по добыче нефти с 72 до 63%, а газа - с 93 до 76%.
Новый крупный центр добычи нефти и газа должен быть сформирован в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) на территории Лено-Тунгусской нефтегазоносной провинции. В последние десятилетия XX в. здесь был открыт ряд гигантских и крупных месторождений - Юрубчено-Тохомское, Собинское, Ковыктинское, Верхнечонское, Талаканское, Чаяндинское, Среднеботуобинское и др. По оценкам, к 2020 г. добыча нефти в этом регионе может быть доведена до 80 млн. т, В перспективе добыча нефти и газа в этой провинции должна полностью обеспечить потребности рынка Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также экспорт в страны АТР и на Тихоокеанское побережье США [16].
Новые центры добычи нефти и газа планируется сформировать на шельфах российских морей - Баренцева и Печорского, российского сектора Каспийского моря, Обской и Тазовской губ и, возможно, Карского моря. Крупный центр добычи нефти и газа уже формируется на шельфе острова Сахалин. По некоторым оценкам, к 2010-2015 гг. добыча нефти по проектам "Сахалин" может быть доведена до 20-25 млн. т, газа - до 25-30 млрд. м [8, C.88].
Важной проблемой остается сокращение энергоемкости экономики и бытовой сферы России. Современная энергоемкость в 2-3 раза превышающей аналогичный показатель в экономически развитых странах. Кроме объективных причин этого - суровые климатические условия, это так же следствие архаичной структуры промышленного производства, усугубляющееся технологическое отставание энергоемких отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Задачей энергетической политики России является жесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров роста энергоэффективности, при использовании многих стимулирующих мер, экономического, правового, административного характера.
Задача заключается в том, что через целенаправленную государственную политику обеспечить заинтересованность потребителей энергоресурсов в их энергосбережение, создание привлекательные условия для инвестирования в эту сферу деятельности, при снижении вероятных финансово-экономических рисков.
В рамках реализации политики энергоэффективности предусмотрено:
-дотирование использования высокоэкологичных производств, малоотходных технологий, стремлении к разработки безотходных технологий производства и потребления энергоресурсов;
-установление жестких экологических требований к деятельности предприятий и продукции ТЭК, создания системы компенсаций реализацию этих мероприятий и системы взысканий за их нарушение;
-ужесточение контроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционных проектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы;
-работа над созданием экологически чистых энерго - и ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий, обеспечивающих рациональное производство и использование топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образования отходов производства и других агентов вредного воздействия;
-последовательная реализация специальных природоохранных мероприятий, в том числе строительства и реконструкции природоохранных объектов, ориентированных на очистку и улавливание вредных выбросов от предприятии ТЭК, очистке промышленных и бытовых стоков; увеличение объемов и качества рекультивации земель, загрязненных и нарушенных после использования предприятия ми ТЭК;
Информация о работе Энергетические ресурсы. Их классификация