Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:38, контрольная работа
Дайте определение и разработайте следующие модели представления знаний предметной области «Техническая диагностика отказов объектов автоматизации»:
а) информационную структуру фрейма-прототипа отказов трансформаторов;
Фрейм – это минимальное смысловое описание в словесной структурно – классифицированной форме знаний о некотором стереотипном понятии, операции, явления или событий предметной области.
Задание 1. 3
Задание 2. 6
Задание 3. 15
Задание 4. 21
Список литературы 26
Дайте определение и разработайте следующие модели представления знаний предметной области «Техническая диагностика отказов объектов автоматизации»:
а) информационную структуру
фрейма-прототипа отказов
Фрейм – это минимальное смысловое описание в словесной структурно – классифицированной форме знаний о некотором стереотипном понятии, операции, явления или событий предметной области.
Фреймы состоят из блоков вопросов и блока возможных ответов на поставленный вопрос. Фреймы относятся к предметным декларативным знаниям.
Рис. 1. Информационная структура фрейма-прототипа отказов источников вторичного питания.
б) фрагмент продукционных правил дерева отказов для реле и контакторов.
Продукционные правила – это законченный фрагмент знаний о предметной области.
Продукционные правила состоят из двух частей – левой и правой. Левая часть продукции описывает условие, которое может быть логической комбинацией фактов или признаков. Правая часть описывает действие или заключение, которое необходимо сделать при истинности левой части.
Рис. 2. Дерево отказов для контакторов и реле.
Для дерева отказов реле и контакторов (см. рис. 2) составим цепочку продукционных правил в следующей форме:
Определите критический путь на дереве отказов и рассчитайте вероятность безотказной работы (вероятность появления отказов) для всей системы управления электроприводом. При расчете вероятности безотказной работы элементов принять экспоненциальный закон распределения времени безотказной работы. Исходные данные для расчета:
Таблица 1. Интенсивность первичных отказов элементов
Наименование отказа |
Интенсивность первичных отказов элементов, 1/час |
Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя |
90∙10-7 |
Заклинивание подшипников |
21,7∙10-7 |
Износ скользящих поверхностей электродвигателя |
4,3∙10-7 |
Загрязнение скользящих поверхностей |
4,7∙10-7 |
Разрегулировка контактов |
4,75∙10-7 |
Образование на поверхности контактов контакторов непроводящих пленок |
2,75∙10-7 |
Сваривание и залипание |
1,2∙10-7 |
Ложные замыкания и размыкания контактов |
1,3∙10-7 |
Обрыв обмотки контактора |
6,5∙10-7 |
Короткое замыкание обмотки контактора |
6,7∙10-7 |
Пробой на корпус обмотки контактора |
7,0∙10-7 |
Заедание и поломки в |
0,6∙10-7 |
Образование на поверхности контактов выключателей и кнопок непроводящих пленок |
1,75∙10-7 |
Пробой изоляции между контактами выключателей |
1,6∙10-7 |
Заедания и поломки |
0.5∙10-7 |
Время работы системы t = 5000 ч.
Для количественной оценки характеристик надежности объектов автоматизации с использованием дерева отказов сначала необходимо рассчитать вероятность (интенсивность) возникновения первичных отказов. Этот расчет проводят на основе результатов обработки статической информации об отказах элементов системы и расчета эксплуатационных характеристик надежности элементов с учетом причин возникновения отказов.
Рис. 3 Дерево отказов системы управления электроприводом
Дальнейший расчет характеристик надежностью с помощью дерева отказов состоит в расчете вероятности (интенсивности) возникновения вторичных отказов, т.е. в количественном определении всех отказов вплоть до главного – отказа всей системы и определении минимальных разрывающих путей дерева отказов, т.е. критических путей распространения отказов. Минимальный разрывающий путь, или критический путь, определяется как наименьшая последовательность вершин дерева отказов, отображающих те элементы, одновременный отказ которых приводит к отказу всей системы.
Минимальный разрывающий путь дерева отказов – это путь, по которому происходит распространение отказа системы. Элементами этого пути являются, следовательно, первичные отказы, в результате которых происходит возникновение главного отказа системы.
Для определения критического пути дерева отказов системы управления электроприводом (см. рис. 3) необходимо сделать следующие шаги:
1. Рассчитаем вероятность
безотказной работы элементов
системы в отношении
Вероятность безотказной работы элемента Рпер.j в отношении j- го первичного отказа подчиняется экспоненциальному закону распределения:
Таблица 2. Вероятность безотказной работы элемента в отношении возникновения первичного отказ.
Наименование отказа |
Вероятность безотказной работы элемента в отношении возникновения первичного отказа |
Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя (Р1) |
0,955997 |
Износ скользящих поверхностей электродвигателя (Р2) |
0,989209 |
Загрязнение скользящих поверхностей (Р3) |
0,997852 |
Заклинивание подшипников |
0,997653 |
Разрегулировка контактов |
0,997628 |
Образование на поверхности контактов контакторов непроводящих пленок (Р6) |
0,998626 |
Сваривание и залипание |
0,999400 |
Ложные замыкания и размыкания контактов (Р8) |
0,999350 |
Обрыв обмотки контактора (Р9) |
0,996755 |
Короткое замыкание обмотки контактора (Р10) |
0,996656 |
Пробой на корпус обмотки контактора (Р11) |
0,996506 |
Заедание и поломки в |
0,999700 |
Образование на поверхности контактов выключателей и кнопок непроводящих пленок (Р13) |
0,999125 |
Заедания и поломки |
0,999200 |
Пробой изоляции между контактами выключателей (Р15) |
0,999750 |
2. Рассчитаем вероятность
Так как данное дерево отказов содержит только переключатели типа «ИЛИ», то вероятность безотказной работы i-го элемента Pэл.i в отношении возникновения вторичных отказов рассчитывается следующим образом:
,
где nj – число вершин дерева отказа, соединенных переключателем «ИЛИ».
Таблица 3. Вероятность безотказной работы элемента в отношении возникновения первичного отказа на каждом уровне дерева
Уровни отказов |
Вероятность безотказной работы элемента в отношении возникновения первичного отказа на каждом уровне дерева |
Повреждение скользящих поверхностей (Рэл1) |
0,999995 |
Отказы контактной системы (Рэл2) |
1,000000 |
Отказы обмотки (Рэл3) |
1,000000 |
Отказы электродвигателя (Рэл4) |
0,999525 |
Отказы контакторов и реле (Рэл5) |
0,999700 |
Отказы контакторов и кнопок (Рэл6) |
1,000000 |
Отказы системы управления (Ррезул) |
0,999215 |
3. Рассчитаем вероятность безотказной работы k-го пути Рпут.k на дереве отказа:
,
где Pki – вероятность безотказной работы i-го элемента на k-ом пути; Nn – число путей на дереве отказов системы.
Таблица 4. Вероятность безотказной работы пути на дереве отказов
Наименование отказа, начало пути |
Вероятность безотказной работы пути на дереве отказов |
Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя (Р1) |
0,954789 |
Износ скользящих поверхностей электродвигателя (Р2) |
0,996586 |
Загрязнение скользящих поверхностей (Р3) |
0,996386 |
Заклинивание подшипников |
0,987958 |
Разрегулировка контактов |
0,996546 |
Образование на поверхности контактов контакторов непроводящих пленок (Р6) |
0,997543 |
Сваривание и залипание |
0,998316 |
Ложные замыкания и размыкания контактов (Р8) |
0,998266 |
Обрыв обмотки контактора (Р9) |
0,995674 |
Короткое замыкание обмотки контактора (Р10) |
0,995575 |
Пробой на корпус обмотки контактора (Р11) |
0,995425 |
Заедание и поломки в |
0,998616 |
Образование на поверхности контактов выключателей и кнопок непроводящих пленок (Р13) |
0,998341 |
Заедания и поломки |
0,998416 |
Пробой изоляции между контактами выключателей (Р15) |
0,998965 |
4. Критический путь, соответствующий
минимальному значению
– первичный отказ «Межвитковые замыкание обмоток» Рпут.1 =0.954789;
– вторичный отказ «Отказы электродвигателя»;
– результирующий отказ «Отказы системы управления».
Рис. 4 Дерево отказов системы управления электроприводом, критический путь выделен красным цветом
5. Для каждого пути
дерева отказов рассчитаем
Таблица 4. Вероятность появления отказа пути на дереве отказов
Наименование отказа, начало пути |
Вероятность появления отказа пути на дереве отказов |
Межвитковое замыкание обмоток электродвигателя |
0,045211203 |
Заклинивание подшипников |
0,003414317 |
Износ скользящих поверхностей электродвигателя |
0,003613615 |
Загрязнение скользящих поверхностей |
0,012042026 |
Разрегулировка контактов |
0,003454176 |
Образование на поверхности контактов контакторов непроводящих пленок |
0,002457132 |
Сваривание и залипание |
0,001683737 |
Ложные замыкания и размыкания контактов |
0,001733651 |
Обрыв обмотки контактора |
0,00432581 |
Короткое замыкание обмотки контактора |
0,004425373 |
Пробой на корпус обмотки контактора |
0,004574698 |
Заедание и поломки в |
0,001384197 |
Образование на поверхности контактов выключателей и кнопок непроводящих пленок |
0,001658741 |
Пробой изоляции между контактами выключателей |
0,001583862 |
Заедания и поломки |
0,001034582 |
6. Рассчитаем вероятность безотказной работы Рсист (вероятность появления отказов Qсист) для всей системы (всего дерева отказов):
Выберите оптимальный
с точки зрения стоимости вариант
средств измерения
Стоимостная (в условных единицах) матрица возможных вариантов средств измерения представлена в табл. К3.
При решении используйте три стратегии ветвления на дереве решений (ДВР): лучевую, волновую, луче – волновую. Сравните количество вершин ДВР, раскрываемых при использовании каждой стратегии ветвления.
Таблица К3
Стоимость термопреобразователя сопротивления платинового (ТСП)
560 |
Стоимость термопреобразователя сопротивления медного (ТСМ)
672 | ||||||
Стоимость манометра МПЭ – МИ
1120 |
Стоимость измерительных преобразователей ИПД
1344 |
Стоимость манометра МПЭ – МИ
1120 |
Стоимость измерительных преобразователей ИПД
1344 | ||||
Стоим-ть расходо-мера ДМЭР-М
896 |
Стоим-ть расходо-мера ДСЭР-М
1008 |
Стоим-ть преобра-зователя ДМЭ-М
840 |
Стоим-ть преобра-зователя ДСЭ-М
896 |
Стоим-ть перепа-домера ДМЭ-МИ
1120 |
Стоим-ть перепа-домера ДСЭ-МИ
1232 |
Стоим-ть дифма-нометра ДМ 1
1344 |
Стоим-ть дифма-нометра ДМ 2
1456 |
Для решения задачи необходимо построить дерево вариантов решений (ДВР) и осуществить на нем поиск оптимального с точки зрения некоторого критерия эффективности решения.