Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 14:36, дипломная работа
Цель исследования – разработать методику обучения школьников технологии вышивки лентами на базе кружка при средней общеобразовательной школе.
В соответствии с целью были намечены следующие задачи исследования:
- проанализировать существующие педагогические подходы к применению технологии вышивки лентами;
- определить роль и место данного педагогического объекта в структуре образовательного процесса обучения технологии;
Введение ……………………………………………………….……………………5
1 Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская средняя школа» …………………………………...….…. 7
1.1 Теоретические аспекты организации дополнительного образования.………………………………………………….……….…….7
1.2 Законодательные и организационные аспекты предпринимательской деятельности в сфере образования ………………………………….…....13
1.3 Суть проекта ………………………………………………………………15
1.4 Описание предприятия …………………………………………………...16
1.5 Анализ конкурентов ………………………………………………………16
1.6 Описание услуги …………………………………………………………..17
1.7 Маркетинговое исследование …………………………………………….18
1.8 Производственный план ………………………………...………………..22
1.9 Организационный план …………………………………….…………..…23
1.10 Финансовый план …………………………………………………………24
2 Технология вышивки лентами …………………………………………………29
2.1 Из истории вышивки .……………………………………………………...31
2.2 Инструменты для вышивания …………………………………...……….35
2.3 Ленты ……………………………………………………………………...36
2.4 Иглы, пяльцы и ткани ……………………...……………………………..38
2.5 Перенос рисунка …………………………………………………………. 40
2.6 Вдевание ленты ………………………………………………………….. 41
2.7 Виды швов ……………………………………………………………….. 43
2.8 Техника безопасности ……………………………………………………59
2.9 Технология выполнения узоров ………………………………………….60
3 Методические особенности организации кружка «Волшебная лента»……………………………………………………………………………..63
3.1 Кружок как организационная форма обучения…………………………63
3.2 Тематический план работы кружка «Волшебная лента» ……………....68
3.3 Разработка плана-конспекта занятия кружка «Волшебная лента» …...73
3.3.1 Занятие 1. Вышивка шёлковыми лентами …………...…….…....… 73
3.3.2 Занятие 2. Простой ленточный стежок. Плетёная роза ……………82
Заключение …………………………………………………………………...…...89
Библиография ...........................................................................................................99
Конкретные результаты труда каждого, достигнутые именно в данном коллективе позволят педагогу избежать конфликта между средой, где во главе угла находятся деньги и необходимостью привить учащемуся умения и навыки, предусмотренные школьной программой.
Тема данной работы, определена необходимостью обеспечения наглядности взаимосвязи предмета труда и доминирующих в сознании ребенка ценностей.
Очевидно, что возможности школьных мастерских далеко не ограничены изготовлением одного изделия. Каждый учитель на основе изучения конъюнктуры рынка на близлежащих предприятиях и организациях, с учетом особенностей региона, где находится школа, должен самостоятельно выбрать предметы труда для изготовления в школьных мастерских. Важно, чтобы при изготовлении этих предметов учащиеся получали необходимые теоретические знания, навыки и умения в соответствии со школьной программой.
В конечном итоге, задачей данной работы является разработка эффективной модели организации работы кружка «Волшебная лента» с последующей реализацией изготовленных изделий при условии освоения учащимися материала, предусмотренного школьной программой в полном объеме.
К сожалению, наши школы только начинают вести данную работу. Зачастую, она сводится к проведению так называемых бизнес-игр, а именно к созданию в рамках школ разного рода "банков", "бирж" и т.д. На мой взгляд, это большая ошибка со стороны педагогов, так как обращение в рамках школьного коллектива денежных средств, не заработанных самими учащимися, а привнесенных извне (естественно, что от родителей) только развращает учащихся.
Но, несмотря на доминирующую в сознании школьника потребность в получении денег, считаю в рамках осуществления данного проекта производить расчеты со школьником не деньгами, а товарами. Это позволит оградить школьника от разочарования, вызванного быстрым расходованием заработанных средств или утраты оных. По окончании четверти, учебного года (в зависимости об объемов реализации) каждый учащийся получит от школы именно ту вещь, владение которой доминирует в его сознании.
Стремление школьника
к получению той или иной материальной
ценности необходимо использовать в
учебном процессе. Великий российский
психофизиолог Алексей
Восприятие учебного материала
во многом зависит не столько от
воздействия на него, сколько от
имеющейся у учащегося
Опять же нужно сделать оговорку, что учителя технологии и предпринимательства в данном случае находятся в привилегированном положении по сравнению с преподавателями других дисциплин, так как эта профессия позволяет минимизировать время получения результата труда.
1.2 Законодательные и организационные аспекты предпринимательской деятельности в сфере образования
Законодательство Российской Федерации предоставляет льготы производствам подведомственным Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации. В частности Ст. 47 Федерального Закона Российской Федерации Об Образовании гласит:
"1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его Уставом.
2. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:
реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;
торговля покупными товарами, оборудованием;
оказание посреднических услуг;
долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;
приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
ведение приносящих доход
иных внереализационных операций, непосредственно
не связанных с собственным
3. Деятельность образовательного
учреждения по реализации
4. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.
5. Учредитель или органы
местного самоуправления
Как видно из текста Закона, с целью соблюдения положений п. 4 Ст. 47, образовательному учреждению необходимо вести бухгалтерский учет, ежеквартально сдавать отчетность в Государственную налоговую инспекцию, Пенсионный Фонда, территориальный орган Фонда занятости, социального страхования, Госкомстат и т.д.
В данной условиях школы (для
целей настоящий работы берется
худший вариант школы, которая не
имеет хозяйственной
Осуществление предпринимательской
деятельности при наличии у школы
права вести финансово-
Для осуществления
1.3 Суть проекта
Данный бизнес-план представляет собой
проект организации кружка вышивки
лентами на базе МБОУ «Соколовская
средняя общеобразовательная
Проектируемый кружок будет иметь возможность обучения одновременно 15-ти человек.
Руководителем кружка будет
работать высококвалифицированный
специалист в области рукоделия,
планируется привлечение
Анализ рынка показал, что изделия, которые будут изготавливаться в ходе занятий кружка, должны пользоваться спросом среди населения, так как в округе никто пока этим видом искусства не занимается. Вышивка лентами – новый и оригинальный вид деятельности в районе.
Для реализации проекта не потребуется больших затрат, поэтому можно обойтись средствами школы, привлечением спонсоров и затем средствами, вырученными от продажи готовых изделий.
Предполагаемый кружок имеет
широкие перспективы. В случае стабильного
получения запланированной
1.4 Описание предприятия
Кружок вышивки лентами будет открыт в с. Соколово на базе МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа», расположенной по ул. Ленина, 27. Цель создания кружка – организация досуга учащихся, развитие творческих. Индивидуальных способностей детей. Основной вид деятельности – обучение вышивки лентами, дополнительный вид – оформление готовых изделий в виде панно, картин, эстампов, изготовление рамок.
Так как кружок организован
на базе школы, то юридическим лицом
данной организации является МБОУ «Соколовская
средняя общеобразовательная
Для успешной работы кружка
потребуются следующие
В настоящее время модно
декорирование, создаваемое своими
руками. Ручная вышивка, выполненная
по различным технологиям и с
использованием современных отделочных
материалов, придаёт неповторимость
одежде, подчёркивает индивидуальность.
Большим спросом также
Так как в селе никто профессионально не занимается данным видом деятельности, изделия, изготовленные на занятиях кружка, можно будет реализовывать на школьных ярмарках, благотворительных вечерах.
Как и любое новое дело, организация данного кружка имеет свои сильные и слабые стороны. Их анализ приведён в таблице 5.
Таблица 1.1 – Анализ сильных и слабых сторон работы кружка «Волшебная лента»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Нет конкурентов в селе Мало конкурентов в районе Доступность посещения кружка Наличие специалиста |
Отсутствие магазина продажи лент Проблемно изготовление рамок для готовых работ |
Основная услуга данного предприятия – обучение новому виду деятельности. А именно, вышивке лентами, как новому виду декоративно-прикладного искусства, изготовлению настенных панно. Одновременно кружок выполняет и воспитательные функции, развивает коммуникативные навыки, воспитывает коллективизм. В ходе занятий кружка развиваются творческие, индивидуальные способности детей.
Обучение начинается с азов и затем продолжается к более сложным композициям. Дети будут иметь возможность работать как на готовых чертежах, так и составлять свои рисунки, композиции, картины.
Все занятия кружка проходят бесплатно в рамках раздела «Дополнительное образование» в образовательной программе школы.
Так как в селе только школа и дом культуры предоставляют услуги кружковой работы, местом работы данного кружка была выбрана школа. С целью выявить основных потребителей услуги, среди школьников села была проведена анкета-исследование (см. приложение А).
В анкетировании приняли участие 40 человек. Результаты представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Результаты анкетирования.
№ |
Вы посещаете круж-ки? |
Сколько раз в неделю вы занимае-тесь в кружках? |
Какие кружки вы посещаете? |
С какой целью посещаете кружок? |
Как родители относятся к вашему увлечению? |
Хотели бы вы научить-ся вышив-ке лента-ми? |
Ваш пол? |
Ваш воз-раст? |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
2 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Нет |
М |
10-13 |
3 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
10-13 |
4 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
5 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Нет |
М |
10-13 |
6 |
Да |
Более 4 раз |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
7 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
Ж |
10-13 |
Продолжение таблицы 1.2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
М |
10-13 |
9 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
10 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Нет |
М |
10-13 |
11 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Не знаю |
Ж |
10-13 |
12 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
13 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Им всё равно |
Не знаю |
М |
10-13 |
14 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
15 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
М |
10-13 |
16 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
Не знаю |
М |
10-13 |
17 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
18 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
М |
10-13 |
19 |
Да |
Более 4 раз |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
10-13 |
20 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
10-13 |
21 |
Да |
2-4 раза |
Спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
М |
14-16 |
Продолжение таблицы 1.2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
22 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
Ж |
14-16 |
23 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Нет |
М |
14-16 |
24 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Не знаю |
Ж |
14-16 |
25 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Не знаю |
Ж |
14-16 |
26 |
Да |
1-2 раза |
Спорт. |
Нравится |
Им всё равно |
Не знаю |
М |
14-16 |
27 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
14-16 |
28 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
Ж |
14-16 |
29 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
М |
14-16 |
30 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
М |
14-16 |
31 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
14-16 |
32 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Не знаю |
М |
14-16 |
33 |
Да |
Более 4 раз |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
14-16 |
34 |
Нет |
- |
- |
- |
- |
- |
Ж |
14-16 |
35 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Не знаю |
М |
14-16 |
36 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится |
Одобряют |
Да |
Ж |
14-16 |
37 |
Да |
1-2 раза |
Спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Нет |
М |
14-16 |
Окончание таблицы 1.2 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
38 |
Да |
2-4 раза |
Худ.сам, рукод., спорт. |
Нравится |
Одобряют |
Не знаю |
Ж |
14-16 |
39 |
Да |
1-2 раза |
Худ.сам, рукод. |
Нравится, хочу научиться новому |
Одобряют |
Да |
Ж |
14-16 |
40 |
Да |
1-2 раза |
Рукод., спорт. |
Нравится |
Им всё равно |
Не знаю |
М |
14-16 |