Декоративный витраж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:21, реферат

Краткое описание

Сегодня витражи переживают свое очередное рождение. Все чаще их используют в элементах мебели, в оформлении декоративных перегородок и беседок, вставляют в оконные проемы и т. д. Витраж, подобно волшебному кружеву, вплетается в нашу повседневную жизнь, принося в нее небольшой кусочек сказочной атмосферы. На витражной картине словно оживают и переливаются разными красками в лучах света составляющие ее образы.

Вложенные файлы: 1 файл

декаративный витраж.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Один из наиболее древних и поныне развивающихся видов художественного творчества – прикладное творчество.

Актуальность прикладного вида деятельности состоит в том, что оно осуществляется в предметах быта, созданных по законам красоты. Это вещи, сделанные не только как полезные, но и как прекрасные, имеющие свой стиль и свой художественный образ, который выражает их назначение несет обобщенную информацию о типе жизни и миросозерцании народа и эпохи. Эстетическое воздействие прикладного искусства повседневно, ежечасно, ежеминутно. Вещи, окружающие и обслуживающие нас, создающие наш быт и уют, могут подниматься до вершин искусства.

Прикладное творчество национально само по своей природе, оно рождается из обычаев, привычек, верований народа и непосредственно приближено к его производственной деятельности, к его быту.

Произведения декоративно- прикладного искусства отражают культурный уровень народа той или иной эпохи. Оно не только помогает людям жить, но и формирует их вкусы: обостряет художественное зрение, воспитывает чувство цвета, учит понимать замысел произведения, его образность [7,89].

Первую и главную особенность декоративно-прикладного искусства отражает само название – это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых, произведения декоративно- прикладного искусства, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественно-образное содержание лишь во взаимодействие с окружающей обстановкой.

В древности произведения прикладного искусства – это предметы роскоши (Древний Египет), красивые и удобные вещи (Древняя Греция), вещи, отличающиеся строгим вкусом (Рим эпохи республики). Средневековый аскетизм наложил печать на прикладное искусство, придав ему чисто конструктивный, рационалистически-суровый, утилитарный характер. В более поздний период развития феодального общества для прикладных вещей становится характерным сочетание украшений и конструкции. На мебель, костюм и другие произведения прикладного искусства стали переноситься вертикально-стрельчатые линии и формы архитектуры, вещи богаче орнаментируются. В эпоху Возрождения важное значение обретает единство функции и красоты. Вещи долгое время обладают прелестью индивидуальной неповторимости. Это уникальные произведения, сохраняющие обаяние таланта и всей личности творца – художника, ремесленника [3].

Развитие производства в новое время все более стирает отпечаток индивидуальности творца с произведений, созданных заводским способом. Но вот в промышленность приходит художник, и начинается бурное развитие дизайна.

Художественное начало в прикладном искусстве прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета, особенности композиции во многом обусловлены техническими и художественными возможностями материала и целевым назначением вещи [5]. На композицию предметов, изделий декоративно-прикладного искусства влияют материальная основа (ткань, металл, керамика, дерево, кожа и т.д.), рисунок, цвет. В композицию включаются орнамент, различные узоры на тканях, подносах, в кружевах, игрушках. В орнаменте может быть использован любой предмет в упрощенном, плоском виде. Цветовая условность в декоративно- прикладном искусстве проявляется в трактовке цвета – насыщенности, количестве ярких красок, интенсивных или сближенных по тону.

Декоративное искусство – особая форма познания и осмысления действительности. Она эмоционально воздействует на человека, развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир.

Цель курсового проекта: теоретически исследовать проблему приобщения детей к декоративно-прикладному искусству; выявить возможности освоения детьми техники облегченного витража в условиях кружковой работы.

Задачи:

1.                  На основе анализа педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность ключевых понятий; декоративно-прикладное искусство, техника облегченного витража.

2.                  Описать технологию способов изготовления витражей;

3.                  Разработать методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по обучению детей технике облегченного витража.

 

 


Термин «декоративность» широко используется в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в архитектуре и дизайне, в вопросах эстетической организации окружающей среды и формирования гармонической личности.

Декоративность – это форма выражения красоты синтезированного мира, через отношение части и целого; это связь с окружающей пространственной средой, не натуральное, а условное отображение ее, наполненное метаморфическим смыслом.

Декоративность трактуется также как прием художественно – образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно – прикладном искусстве, но и во всех пространственно – временных искусствах [11].

В XIXв. Станковые формы были, безусловно, преобладающими в живописи и потому живопись изображения монументальные и декоративные также несли на себе отпечаток станковизма. Теперь на широкую ногу выходят монументальные произведения. В области композиции, рисунка и цвета им соответствуют, как преобладающая тенденция, лаконические, экспрессивные и в лучшем смысле слова декоративные решения.

Витраж как один из прекраснейших образов монументального искусства всегда восхищал человечество. История витража и витражного искусства уходит своими корнями во времена раннего средневековья. Витражи, выполненные по библейским сюжетам, украшали готические соборы Западной Европы, при храмах работали витражные мастерские, а в них – витражных дел мастера. И до сегодняшнего дня величественная красота этих художественных витражей заставляет испытывать чувство восторга. Так сложилось исторически, что витражное искусство является элитарным, а значит – дорогостоящим. Ведь витраж, собранный рукой мастера, всегда эксклюзивен, так как существует в единственном экземпляре [10].

Витражи – (от франц. vitrage – застекленные окна или стеклянная дверь, перегородка) – картины или орнаментальные композиции, выполненные из стекла или из другого материала, пропускающего свет, и как заполнение оконных, реже дверных проемов. Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения, и дополняя его художественный образ, давая многоцветные световые эффекты (благодаря проходящему сквозь них свету), витражи могут играть значительную роль в композиции интерьера. Витражи изготавливаются различными способами (обычно по эскизу или картону, созданного художником). Первоначально витражи делались из кусков стекла разных цветов, вырезанных соответственно рисунку и скрепленных между собой свинцовым переплетом; позднее появились витражи как живопись по стеклу. В современной технике витража применяются также различные механические способы нанесения изображения. Очень большое значение имели витражи (главным образом с изображениями религиозных сцен) в церковных сооружениях средневековья. Изолируя посетителей храма от внешнего мира и создавая искусственное по цвету, приглушенное освещение внутреннего пространства, витражи завершали религиозно-мистический образ интерьера храма. В связи с тем, что многие витражи приносились в дар соборам ремесленными цехами, в отдельных случаях, вопреки господствующей идеологии церкви, встречаются витражи с реалистичными бытовыми сюжетами, отражающих труд ремесленников и крестьян. Таковы некоторые витражи Франции (собор в Шартре), на которых изображены сапожники за работой; мастера, вычерчивающие план здания; каменщики, возводящие здания; высекающие статуи и др.

Высокого художественного уровня витражи достигли в готических соборах XIII, XIV и частично XVвв. Интересны витражи собора в Бурже (XIIIв.), искусно использован свет в реставрированных витражах собора Парижской Богоматери, для которых характерны яркие орнаментальные построения из множества мелких пластинок цветного стекла в сочетании с бесцветным стеклом. Выделяются также витражи Швейцарии, Италии (Миланского собора и др.), Польши (витраж костела Марии в Кракове). Из витражей русских художников следует упомянуть работы учеников петербургской Академии художеств II-ой половины XIXв. – А.Ф.Перница в Исаакиевском соборе, в Гатчине и в Петергофе, и В.Д.Сверчкова – в Эрмитаже, в кремлевских теремах и в Оружейной палате.

Средневековый мастер понимал искусство как подражание природе. Широчайший круг своих новых впечатлений от соприкосновений с ней он воплощал в растительном орнаменте, воспроизводя в рельефах капителей, миниатюрных рукописях, росписях, рисунках витражей всевозможные побеги и цветы. Изображения растений имели символический смысл: лилия олицетворяла невинность, яблоня – первородный грех, роза – Богоматерь, виноградная лоза с гроздьями – Святую церковь. В средние века Западная Европа начинала знакомиться со многими новыми ввозимыми растениями, например, перцем и табаком, прибывшими из Китая, картофелем – из Перу и Чили, Каучуковым деревом и арахисом из Бразилии. Эти диковинки стали культивироваться в садах и замках наряду с лекарственными, ароматическими растениями, фруктовыми деревьями. И, как следствие, они появились в орнаментах [1].

Особое внимание при украшении интерьера уделялось цвету. Декоративные эффекты привносились за счет витражей, мозаик пола парадных помещений и кулуаров, шпалер, раскрашенной мелкой пластики. Цвет эмоционально организовывал архитектурное пространство, несколько суровая и торжественная сдержанность приобретала более динамичный характер, пронизывалась идеей движения [6].

Витражи, вначале преобладавшие в культовых постройках, постепенно получили распространение и в жилых. Техника их изготовления была известна с VIII века. Расписанные красной, синей, желтой и темно-коричневой красками, кусочки соединялись с помощью свинцовых креплений и вставлялись в деревянную или железную раму окна, превращаясь в органичное ажурное продолжение стенного декора. При солнечном свете витражи рождали чудесное свечение внутри помещения, а вечером, напротив, выглядели яркими лишь снаружи. Сеть гнутых и спаянных свинцовых перемычек разнообразного рисунка (сюжетного или орнаментального) создавала интересный графический эффект на стенах. Витражи, с их изысканной цветовой гаммой, игрой света и тени делали средневековой интерьер загадочным, полным волшебства[1,117. Готический декор становится от века к веку все более утонченным и вычурным. В период пламенеющей готики в нем возобладали формы извивающихся языков пламени. Готический орнамент тоже наделен особой экспрессией: растения кажутся ползущими и извивающимися по плоскости, утратившими свой первоначальный облик и смысл. Витраж обогатился техникой гризайли – росписи черной или серой краской по дымчатому или зеленоватому стеклу, сваренному в определенных печах. Кусочки стекла по-прежнему скрепляются свинцовыми перемычками по подготовительному рисунку и заключаются в раму. При таком способе обработки рисунок терял в цветности, но обретал больший графизм, оживая в лучах солнечного света.

Главное достоинство витража в том, что он смотрится на просвет, сохраняя максимальную интенсивность цвета и создавая ощущения праздничности, нарядности. Малейшее изменение освещения – и колорит витража тоже меняется, обретая все новые нюансы: приподнятость, сказочность, загадочность. В одном из окон Третьяковской галереи можно увидеть замечательный витраж, изображающий всадника. Автор его – великий русский художник Михаил Врубель [11,107].

Произведения этого вида искусства, украшающие помещение создавались в Древней Руси. Их тематика включила героические, аллегорические, пейзажные и другие сюжеты, отражавшие свое время и выполняющие определенный социальный заказ. Многие из них, прежде всего связанные с народным фольклором, в любовно выполненном национальном орнаменте, по сей день не потеряли своего исторического и художественного значения [4].

Для современного искусства характерно слияние познавательной и чисто художественной сторон творчества.

Для исторического развития тематики и композиции витражей характерен переход от сложных повествовательных циклов на религиозные сюжеты к отдельным эпизодам, от статичных схематичных мозаичных изображений к развитому рисунку и все более мелкому и сложному узорчатому орнаменту, от схематичной двухцветной палитры (красный и синий) к полихромии. В эпоху капитализма, и особенно в его империалистическую фазу искусство витража пришло в упадок. Попытки возрождения витража в общественных зданиях во второй половине XIX в., например, на Всемирной выставке в 1867г., в Париже (где витражная живопись была представлена 54 художниками разных стран) оказались малоуспешными. Формы витража мельчали. В архитектуре и мебели стиля модерн применялись декоративные витражи с характерным вычурным изломанным орнаментом, в сочетании с толстым непрозрачным стеклом [15].

В XX веке техника витража стала значительно разнообразнее. Витражи из прозрачных пластмасс, из стекол скрепляются не свинцом, а наклеиваются на прозрачную основу – стеклянную или пластмассовую. Сверху такой набор прижимается вторым листом прозрачного материала, и получался так называемый пакетный витраж.

В нашей стране наибольшее распространение получила впервые широко разработанная художниками Литвы техника витража из толстого сколотого или литого стекла, скрепляемого цементом. Новая техника укрупнила рисунок витража, придала ему большую обобщенность и декоративность.

В современной архитектуре витраж обрел новую жизнь и все чаще встречается в различных типах зданий. Это связано не только с расцветом монументального искусства в последние годы, но и с переходом на новую технику пакетного витража, монтируемого в металлических переплетах, витража на цементной связке, витража с применением пластмасс [15, 55-56].

Информация о работе Декоративный витраж