Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 22:02, реферат
Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла".
Особое внимание на фабрике уделялось горячей обработке стекла. Конструируя специальные печи и станки, Ломоносов довел производство до высокого технического уровня. Мозаики, изготовленные из усть-рудицких смальт, отличались большими техническими и художественными достоинствами. В Китайском дворце сохранились два стола, а также рамы для барельефов Петра I и Елизаветы Петровны, декоративно оформленные мозаикой из этих смальт. Для отделки ораниенбаумских дворцов на Усть-Рудицкой фабрике было изготовлено большое количество стекляруса, а также смальт для пола в Стеклярусном кабинете Китайского дворца.
Ломоносов "не только рецепты
сочинял... и материалы своими
руками развешивал и в печь
ставил...", но и посвятил стеклу
одну из своих наиболее
"...Пою хвалу не злату, но стеклу..."
Вскоре после смерти ученого
Усть-Рудицкая фабрика
Следует заметить, что практически
все известные русские ученые-
С.П. Петухов (1898 г.) издал книгу "Стеклоделие".
Д.И. Менделеев является
И.П. Кулибин изобрел
В ХУП-ХУШ веках стеклоделие
в России развивалось как под
покровительством царского
Казенный (государственный) стекольный завод в Петербурге прошел ряд стилевых этапов - от барокко петровского времени до ранней классики. Изделия завода приобретали все более сложный и богатый характер - зеркала и хрустальная посуда для дворцовых покоев, люстры венецианского и богемского типа, фонари для освещения улиц. С появлением на заводе М.В. Ломоносова, завод начал выпускать и цветные стекла.
Интересно отметить, что уже
в то время на ответственные
должности выдвигались
Русские цари стремились всяческими дипломатическими маневрами предотвратить возможность острых столкновений с соседними странами. Особую роль играли подарки правителям азиатских стран, что было в духе обычаев восточных народов. Часто в качестве таких подарков фигурировали изделия Петербургского завода. Так, персидскому шаху в 1819 году в числе других подарков был послан хрустальный бассейн. Шаху бассейн понравился, и он пожелал для полного комплекта иметь еще при нем и хрустальную кровать. Кровать представляла собой просторное ложе, расположенное на широком пьедестале. Стеклянные части крепились к железному каркасу, облицованному посеребряной медью. Настил и ступени к ложу были выложены из полированных бирюзовых стеклянных плит, а боковые стенки и подлокотники сделаны из прозрачного хрусталя очень сложной огранки. По углам располагались четыре резные хрустальные колонны. Кровать окружали семь фонтанов в виде хрустальных ваз.
Это драгоценное сооружение было отправлено в Тегеран в разобранном виде. Его сопровождали начальник экспедиции поручик Носков и два мастера стекольного завода для сборки хрустального ложа на месте. Трудно представить себе те бедствия, которые испытали эти несчастные путешественники: месяцы они ехали на санях и на военном транспортном судне, плыли на лодках по болотистой реке, болели тропической лихорадкой. Религиозные фанатики чуть не убили "неверных" во время своего праздника. Пока шах путешествовал по стране, они неделями ждали его в Тегеране, пока не умерли от тропической лихорадки. В живых остался только Носков. Ему пришлось самому собрать ложе, руководствуясь чертежами. Шах милостиво принял подарок и наградил Носкова орденом "Льва и Солнца" и двумя кашемировыми шалями. Поручик Носков благополучно вернулся в Петербург и оставил интересные воспоминания о своем путешествии.
Благодаря близости
Другим крупным центром русского стеклоделия являлись Мальцевские заводы. В 1760 году московский купец Мальцев получил разрешение устроить стеклянный завод для выработки "посуды, зеркального, каретного и оконного стекла". Этот завод сделался родоначальником известных Мальцевских заводов, расположенных во Владимирской области. Наиболее известен завод в городе Гусь-Хрустальный. С ним связано немало легенд. Само название города, по одной версии, происходит от имени хрустально чистой речки, на которой гнездились гуси, и впоследствии был выстроен завод. По другой легенде, при открытии завода мастера отлили из хрусталя фигуру гуся и повесили над воротами. С тех пор гусь - фирменный знак завода.
В городе открыт музей
стекла, находящийся в бывшей
церкви св. Георгия. Здание было
построено по проекту и эскизам академика
Л Бенуа и украшено росписями В.М.Васнецова
и мозаичными изображениями работы В.А.Фролова.
В музее собраны уникальные работы гусевских
мастеров, со многими из которых связаны
столетние легенды.
Одна из них - о стеклянном букете, стоящем при входе в музей.
Полтора века назад работал
на заводе мастер-стеклодув
Мастер Васильев сделал много
чудесных вещей - графины с
петушком внутри, кубки из двойного
стекла с пейзажами из мха
и травинок между слоев стекла,
"музыкальную" вазу-колокол,
состоящую из семи расположенны
Другая династия - Зубановых - специализировалась на шлифовке хрусталя - "алмазном рисунке". Многие дворцы в России украшены хрустальными люстрами их работы. Даже в темноте подвески люстр светятся разноцветными огоньками - в хрустале преломляется и отражается самый слабый лучик света.
В советской время на
Современные технологии в производстве стекла.
Новаторами стеклоделия конца
XIX века становятся художники
северо-восточной области
Но, наряду с новым стилем "модерн",
мастерами всего мира сохранялись и традиции
предшествовавших эпох. Текущие или нарочито
простые формы модерна сосуществуют с
моделями разных времен - античности, барокко,
классицизма. Художники по-прежнему сохраняют
верность цветным эмалям, элегантной гравировке,
эффектному гранению.
Декоративное искусство начала 20-го столетия заменило реалистичные и естественные рисунки модерна геометрическими и стилизованными формами. В 20-ом веке возникло много новых фабрик художественного стекла.
Начиная с Х1Х века, производство
стекла вышло на новый,
В 1910 году французский ученый Эдуард Бенедиктус
изобрел способ производства особо прочного
пуленепробиваемого стекла путем
помещения специальной полимерной пленки
между двух листов стекла. Такое стекло,
известное как ламинированное, Бенедиктус
запатентовал под названием "Триплекс".
Истинный переворот в стекольной индустрии
совершил бельгиец Фурко, в 1905 году начавший
вертикально вытягивать из печи непрерывное
стеклянное "полотно" постоянной
ширины. Его технология получила развитие
в 1914 году. В конце Первой мировой войны
другой бельгиец, Эмиль Бишеруа разработал
технологический процесс, при котором
стекло вытягивается из печи между двух
роликов. Подобно методу Фурко, этот способ
делал последующую полировку стекла более
легкой и экономичной.
И, наконец, в 1959 году английская компаний
"Пилкингтон бразерс Лтд." предложила
современную методику изготовления высококачественного
стекла, сочетающего в себе высокие оптические
качества полированного стекла и экономичность
метода Фурко - флоат-метод или метод плавающей
ленты. Расплавленное стекло выливается
в ванну на поверхность расплавленного
олова, где оно выравнивается за счет сил
поверхностного натяжения и полируется
снизу расплавом олова, а сверху -горячим
воздухом. Этот способ производства стекла
применяется сегодня во всем мире наиболее
широко.
С развитием современных
технологий появились
Список использованной литературы.
1. Р.Дралле, Г.Кеплер. Производство стекла В 2 т. Пер. с немецкого. М. Продсиликат. 1928
2. И.И.Китайгородский Крашение
и глушение стекла М. Главная
редакция химической
3. Технология стекла. В 2 т. Под
ред. И.И.Китайгородского М-Л.
4. И.И.Китайгородский Стекло и стекловарение М. 1950
5. Е.А.Левинсон и др. Художественное стекло и его применение в архитектуре М-Л. Издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953
6. М.А.Безбородов Стеклоделие в древней Руси. Минск, АН БССР, 1956
7. Б.Дижур Стеклянная река. М. Издательство детской литературы 1958
8. Н.Качалов Стекло. М. Издательство АН СССР, 1959
9. Справочник по производству
стекла в 2 т. Под ред. Под
ред. И.И.Китайгородского М.
10. Технология стекла. Под ред. И.И.Китайгородского М. 1966
11. А.Н. Ланцетти, М.Л. Нестеренко
Изготовление художественного
12. Стекло. Справочник под ред. Н.М. Павлушкина М. Стройиздат 1973
13. М.М.Постникова-Лосева Русское ювелирное искусство, М. Наука, 1974
14. Л.Любимов Искусство древней Руси. М. Просвещение. 1981
15. Русское прикладное искусство, M, Советская Россия, 1982
16. Е.Рачук. Советское цветное стекло М. Советский художник, 1982
17. Ю.Л. Щапова Очерки истории древнего стеклоделия. Издательство Московского Университета, 1983
18. М.Коцик и др. Окрашивание стекла. Пер. с чешского, М. Стройиздат. 1983
19. Химическая технология стекла и ситаллов. Под ред. Н.М.Павлушкина. М. Стройиздат. 1983
20. Применение стекла в
21. Н.В.Воронов, М.М.Дубова
22. Ю.П.Сергеев Выполнение
23. Е.В.Долгих Русское стекло XYШ века. М. Искусство,1985
24. Минералогическая энциклопедия Л. Недра, 1985
25. М.В.Ломоносов. Избранные
Л. Советский писатель, 1986.
26. Словарь античности М.
27. Zarzychi. Glasses and the Vitreous State. Cambridge 1991
28. Glasses for Electronic Applications Edit. K.M. Nair & all . Ceramic Transactions Vol 20 Westerville, Ohio, 1991
29. Lan Klein, Ward Lloyd. The Hystory of Glass. L&B, London, UK, 1992
30. Engineered Materials Handbook. Vol.4. Ceramic and Glasses. ASM International 1991