Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 02:35, курсовая работа
Задание
1. Внимательно ознакомиться с описанием изобретения и уяснить принцип действия устройства или устройства, реализующего способ.
2. Изложить принцип действия устройства в пояснительной записке (ПЗ) с приведением всех необходимых рисунков и графиков.
3. Проанализировать устройство с точки зрения проявления основных законов развития технических систем (ТС), а именно:
– закона полноты частей системы
– закона энергетической и информационной проводимости ТС
– закона согласования-рассогласования ТС
– закона увеличения степени идеальности ТС
– закона неравномерности развития ТС
– закона повышения динамичности и управляемости ТС
– закона развертывания и свертывания ТС
4. На основе анализа и синтеза выявить несколько технических противоречий в ТС. Выбрать одно из них и разрешить его по алгоритму решения изобретательских задач.
5. Построить вепольную структуру всех рассматриваемых задач. Произвести синтез или разрушение веполей.
6. Произвести морфологический анализ одной из задач. Получить и проанализировать наиболее интересные 2-3 решения.
7. Проанализировать одну из задач при помощи оператора “размеры-время-стоимость”.
8. На основания решения полученного в пункте 5 составить описание учебного изобретения и необходимыми чертежами.
1 Задание …………………………………………………………………………………….……. 3
2 Принцип работы устройства……………………………………………………………............4
3 Анализ устройства по законам развития технических систем ……………………………....6
3.1 Анализ и синтез по закону полноты частей системы……………………………………. 6
3.2 Анализ и синтез по закону энергетической и
информационной проводимости…………………………………………………………. 6
3.3 Анализ и синтез по закону согласования-рассогласования………………………………7
3.4 Анализ и синтез ТС с точки зрения увеличения степени
идеальности. Разрешение ТП по АРИЗ …………………………………………………..7
3.5 Анализ и синтез по закону неравномерного развития ТС ……………………………….8
3.6 Анализ и синтез по закону повышения динамичности и
управляемости ТС…………………………………………………………………………. 8
3.7 Анализ и синтез по закону развертывания-свертывания………………………………… 8
4 Решение ТП по АРИЗу………………………………………………………………………….9
5 Вепольный анализ ……………………………………………………………………………..12
6 Анализ с помощью оператора «РВС»…………………………………………………………12
7 Учебная формула изобретения ……………………………………………………………….13
8 Статическая модель технического противоречия. Катастрофа
типа сборка………………………………………………………………………………………13
9 Динамическая модель…………………………………………………………………………..15
10 Морфологический анализ……………………………………………………………………….22
Литература………………………………………………………………………………………..
пустота, воздух
III часть. Идеальный конечный результат и физическое противоречие
Дана система с вращающимся валом и стержнем. Необходимо в ОЗ и в ОВ ввести такой Х-элемент, который не ухудшал бы точность системы.
Подставляем ресурсы из пункта II.3:
ФП – это противоречие между 2-мя физическими свойствами Х-элемента в оперативной зоне в оперативное время.
Подвижный – Неподвижный.
слабо связанный – тесно связанный
IV часть.
- маленький человечек
5 Вепольный анализ
Дано: В1 – стержень, П – поле вращения (механическое).
Решение:
П – механическое поле действует на стержень.
В1
Ответ:
Пд1
Пд2 В1 - добавить еще одно поле, которое будет мешать разбалтыванию устройства и повысит тем самым точность системы.
6 Анализ с помощью оператора «РВС»
Мысленно меняем размеры
объекта до бесконечности – позволяет увел
Мысленно меняем размеры объекта до нуля – задачу решить невозможно, т.к. некуда подавать газ.
Мысленно меняем время до нуля – динамическое равновесие не сможет установиться. Задача не решается.
Мысленно меняем стоимость до бесконечности – задача решена, но никто не будет использовать такой прибор за такие деньги.
Мысленно меняем стоимость прибора до нуля – задача решена идеально – бесплатный регулятор давления.
7 Учебная формула изобретения
Тахометр, содержащий корпус, подвижный стержень и направляющую, в которой установлен шарик, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, стержень закреплен на герметично выполненном и заполненном жидкостью корпусе, в котором через сальник введен неподвижный вал, жестко связанный с направляющей, на которой свободно размещен шарик.
8 Статическая модель технического противоречия. Катастрофа типа сборка
Для моделирования из таблицы канонических катастроф выбираем катастрофу типа «сборка», так как в модели имеется 2 состояния устойчивого равновесия.
Этой катастрофе соответствует потенциальная функция:
За координату выбираем величину скорости вращения вала. Применительно к нашей задаче потенциальная функция характеризует качество работы системы. Выбираем за эту величину погрешность регулировки измерения (%). Допустим, что у прототипа эта величина равна .
Выберем исходную величину светового излучения 600 об\мин. Запишем потенциальную функцию для нашей задачи с учетом того, что любая потенциальная функция определяется с точностью до константы
где d – коэффициент пропорциональности, выравнивающий размерности между x и Е(x). Действительно, размерность [x]=об\мин, а размерность [Е(x)]=%. Отсюда размерность [d]= .
Тогда при x=600 об\мин получаем для прототипа .
Пусть – малая величина светового излучения, - большая величина светового излучения. Тогда можно рассчитать мощность конфликта: об\мин и (об\мин)2.
Для усиления конфликта выбираем очень маленькое световое излучение и очень большое световое излучение. Пусть - очень маленькое излучение, об\мин - очень большое излучение. Рассчитаем мощность
об\мин и (об\мин)2. Предположим, что для этой мощности конфликта находим решение задачи, т.е. X-элемент.
Найдем критическое значение параметра , задающего величину X-элемента по формуле (об\мин)3. Допустим, что при решении задачи по АРИЗу выбирается состояние с очень большой величиной скорости. Тогда знак параметра будет положительным, т.е. КЛм3. Также будем считать, что в результате решения задачи погрешность регулировки давления уменьшилась до .
Подставляем принятые значения в формулу для потенциальной функции, и находим коэффициент d.
Откуда .
При таком выборе управляющих параметров λ и μ, а также масштабирующего коэффициента d, получаем погрешность 0,5%. Однако это не является минимальным значением. При выборе величины светового излучения 8 КЛм мы получим минимальную погрешность 0,4%.
Для выполнения работы, динамическую модель получаем исходя из статической модели. Найдем градиент потенциальной функции катастрофы типа «сборки».
где - скорость изменения координаты x во времени,
- градиент или скорость
СT - коэффициент пропорциональности, равный произведению двух коэффициентов C и T. Отсюда имеем динамическую модель в виде нелинейного дифференциального уравнения первого порядка для координаты x
- одномерная динамическая
Для нашего примера статической модели запишем потенциальную функцию в общем виде
Возьмем от нее производную по z, где для простоты моделирования принято z = x-5. Получим градиент
.
Приравняем антиградиент производной dz/dt с коэффициентом пропорциональности СT
,
здесь T рассматривается как постоянная времени психологической инерции решателя задачи. Если она неизвестна, принимается Т=1. Тогда текущее время решения задачи t будет в некоторых относительных единицах времени. Когда будет выяснено конкретное значение постоянной времени решателя T, тогда все абсциссы графика x=(t) необходимо умножить на постоянную времени Т. Постоянная времени психологической инерции может быть определена в ходе тестирования решателя задачи. Однако эта проблема пока не решена.
Коэффициент С выбирается равным d и сокращается в левой и правой части.
Получается стандартное
На рисунке 9.1 представлена простейшая схема динамической модели программном средстве «Simulink».
Нелинейная часть модели представлена блоком , линейная часть, отражающая динамические свойства (инерционность мышления), представлена апериодическим звеном первого порядка. Управляющими параметрами являются коэффициент передачи K и входной сигнал f.
Динамическая система является моделью мышления. Находясь в некотором
начальном состоянии по координате z, при определенном значении управляющих параметров K и f, она приходит в одно из двух устойчивых состояний равновесия. Каждое из состояний равновесия имитирует одно из двух технических противоречий, которое
разрешается путем введения Х-элемента. Координата z имитирует изменение состояний инструмента в ходе решения изобретательской задачи в сознании изобретателя. Для рассмотренного примера это изменение погрешности регулировки давления. Параметры K и f динамической модели должны быть определены по полученным значениям λ и μ.
Рисунок 9.1 - Схема динамической модели
Приравнивая оператор дифференцирования нулю (s=0), получаем схему для состояния равновесия (Рисунок 9.2).
Рисунок 9.2 - Схема моделирования состояния равновесия
Запишем уравнения для состояния равновесия: .
Подставляя значение u из первого уравнения во второе, получаем: . Сравнивая полученное уравнение с уравнением «сборки», замечаем, что .
Строим кривую катастроф или (Рисунок 9.3). Кривая катастроф представляет собой «остриё», однако особая точка по координате K сдвинута на 1 относительно начала координат. Выбирая любую точку внутри «острия», например точку А с координатами [f*, K*], получаем три состояния равновесия в системе: два устойчивых и одно неустойчивое. Эта ситуация моделирует процесс решения изобретательской задачи, когда значение μ меньше критического, т.е. одно решение еще не найдено. Есть два устойчивых состояния равновесия, имитирующие ТП-1 и ТП-2. Эта область внутри «острия». Она определяется уравнением .
Рисунок 9.3 - Кривая катастроф
Рассчитаем значения K и f. В нашем примере λ=20,25, тогда К=1/(1-λ)=-0,052. Найдем f=μK= 35,07· (-0,052)=-1.82.
Вне острия система имеет одно, устойчивое состояние равновесия. Эта ситуация отражает уже решенную задачу.
Для удобства получения дифференциального уравнения, описывающего схему моделирования в форме Коши, апериодическое звено в схеме на рисунке 9.1 представим в виде эквивалентной схемы: интегратора, охваченного обратной связью (Рисунок 9.4). Здесь предполагается, что постоянная времени психологической инерции изобретателя выбрана единичной T=1 c.
Рисунок 9.4 - Схема моделирования в нормальной форме Коши
В принципе, на интеграторе можно устанавливать любые начальные условия от – ∞ до +∞. Однако при моделировании изобретательской задачи предполагаем, что процесс устойчивый, и решение сходится к одному из двух состояний равновесия. Это для случая моделирования ТП-1 и ТП-2. Для моделирования уже найденного решения модель должна иметь одно устойчивое состояние равновесия. Это достигается выбором μ больше критического.
Для моделирования при двух устойчивых состояниях равновесия необходимо найти область начальных условий на координату z, которые и устанавливаются на интегратор в схеме на рисунке 9.4. В учебном пособии эта область определяется из уравнения
. Как видно, состояние равновесия зависит от входного сигнала f и коэффициента передачи K. Коэффициент K зависит только от λ, но значение μ должно быть по модулю меньше критического. Критическое значение для рассмотренного примера равно =35,07. Выберем значение μ, равное половине от критического значения, т.е. μ=17,535. Тогда новое значение f= μK= 17,535 (-0,052)=-0,91.
Теперь можно найти границы области устойчивости. Подставим выбранные значения в формулу для определения устойчивости, приравняв правую часть нулю:
Находим корни, задающие границы устойчивости
z1=2.81
z2=-1,69
Наносим границы на фазовом портрете системы (рисунок 9.5), который строится по уравнению
Приравнивая нулю производную, получаем уравнение для установившегося режима
Находим его корни
zs1=-5.72
zs2=3.04
zs3=-0.01
Первый корень и второй корни принадлежат к области устойчивости, т.е. являются точками устойчивого равновесия, а второй корень принадлежит к области неустойчивости, т.е. является точкой неустойчивого равновесия. Это видно из фазового портрета системы (Рисунок 9.5), где область неустойчивости определяется корнями и затемнена.
Рисунок 9.5 – Фазовый портрет системы
Подставляя найденные значения в схему моделирования, получаем модель в виде, представленном на рисунке 9.6. Удобнее всего моделировать процесс сразу же с двух разных начальных условий. Для этого набирается два абсолютно одинаковых канала, но с разными начальными условиями на интеграторы.
Рисунок 9.6 – Схема моделирования с численными значениями параметров.
Выбираем начальные условия на интегратор из области притяжения одного из устойчивых корней, например, z(0)=-5 и из области притяжения другого корня, например, z(0)=3 и получаем переходный процесс (Рисунок 9.7).
Рисунок 9.7 – Результаты моделирования
10 Морфологический анализ
Составим морфологическую матрицу
Таблица 1 – Морфологическая матрица
№ |
Характеристика |
Свойства | |
1 |
2 | ||
А |
Корпус |
Жесткий |
Упругий |
Б |
Стержень |
Прикрепляемый |
Съемный |
В |
Шарик |
Маленького диаметра |
Большого диаметра |
Г |
Жидкость |
Вязкая |
Не вязкая |
Д |
Система оценивания |
Визуальная |
Автоматическая |
Информация о работе Использование законов развития технических систем в инженерном творчестве