Картонажные работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 20:18, доклад

Краткое описание

Актуальность. В системе образования особое место занимает начальная ступень обучения, в которой закладывается фундамент будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы и естественно, совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Вложенные файлы: 1 файл

картонажные работы.docx

— 16.85 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность. В системе  образования особое место занимает начальная ступень обучения, в  которой закладывается фундамент  будущих знаний. Переход к рыночным отношениям, который обусловил коренные изменения в обществе, требует  нового подхода к воспитательным функциям общеобразовательной школы  и естественно, совершенствования  учебно-воспитательного процесса.

Значение и функции  начальной школы в системе  непрерывного образования определяются не только преемственностью ее с другими  звеньями образования, но и, в первую очередь, непреходящий, неповторимой ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В связи с этим основной функцией начальной ступени является формирование интеллектуальной, эмоциональной, деловой коммуникативной готовности учащихся к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром.

Вопросами трудового обучения и воспитания учащихся школ занимались такие видные ученые, как Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, А.В.Луначарский, С.Л.Рубинштейн.

Трудовое обучение - обязательное условие и составная часть  обучения, воспитания и развития ребенка  на начальной ступени общеобразовательной  школы реализуется средствами разнообразной  урочной и внеурочной деятельности учащихся. Цель трудового обучения - воспитание личности учащихся на основе формирования трудовой деятельности.

1.2 Методика обучения школьников  технологии по работе с бумагой  и картоном

Большинство уроков труда  в начальных классах посвящены работе с бумагой и картоном. Бумага и картон сами по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Изготовление игрушек, поделок  из бумаги и картона – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. На важность использования бумаги в  деятельности ребенка обращал внимание А.С. Макаренко. Он указывал, что материалы (бумага глина, дерево, и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек  создает ценности и культуру… В игрушке - материал есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии».

Изготовление поделок  требует от ребенка ловких действий, постепенно рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими, это очень важно.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Труд с бумагой и картоном оказывает большое внимание на умственное развитие учащихся, на развитие их мышления, внимания. Во время такой работы создаются условия для развития не только планирующей функции речи, но и речевой регуляции поведения.

Труд по изготовлению поделок  из бумаги и картона способствует развитию личности учащихся, воспитанию их характера. Изготовление игрушки  требует определенных волевых усилий.

Постепенно у детей  формируются такие качества, как  целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Бумага и картон – самые  распространенные и доступнее в  обработке материалы. В процессе работы с ними учащиеся получают представление  об их производстве, видах, свойствах, об использовании в быту и технике, о профессиях людей, связанных с  получением бумаги и картона и  их обработкой.

Формирование у учащихся практических умений по обработке данных материалов осуществляется в процессе изготовления изделий. С дошкольного  периода детям известны приемы резания  бумаги ножницами, соединения деталей  клеем. В начальной школе учащиеся расширяют знания и осваивают  умений по разметке деталей из бумаги и картона сгибанием по шаблону, с Помощью измерительных инструментов, приемы резания картона ножом, различные  способы оформления изделий аппликацией, окрашиванием, с использованием других видов материалов.

Бумага и картон – материалы, при работе с которыми закладываются  основы графической грамотности. Учащиеся получают общее представление о  техническом рисунке, эскизе, чертеже, учатся понимать простейшие чертежи (эскизы) и выполнять по ним разметку.

В основу программ по обработке  бумаги и картона положена определенная последовательность практических заданий, которые включают в себя группы изделий, сходные по конструктивным особенностям и технологическим операциям. Младшие  школьники изготавливают следующие  виды изделий: игрушки, открытки, сувениры, панно, дидактический материал простейшие наглядные пособия, блокноты, книжки-малютки  др.

Развитию технического мышления школьников способствует включение  в различные этапы урока наблюдении; с последующим, обобщением опыта, решение задач по совершенствованию технологического процесса изготовления предложенного учителем изделия или его конструкции с последующим внесением, изменений в технологический процесс.

Данный раздел; может быть расширен по усмотрению учителя за счет времени, отведенного на дополнительные виды работ, например на ремонт и переплет книг, работу с папье-маше и другие виды обработки бумаги и картона, доступные младшим школьникам.

Раздел учебника «Мы работаем с бумагой» предусматривает проведение уроков, на которых школьники узнают о производстве бумаги, ее свойствах  и видах; приобретут новые навыки ее обработки; познакомятся с новыми элементами графической грамоты.

В 1 классе учащиеся проделали  и ряд опытов и наблюдений. Выясняют, что бумага, как древесина и  ткань, является волокнистым материалом; учатся определять направление волокон  в бумаге, использовать знание ее свойств при выполнении практических работ.

Пополнение и систематизация знаний учащихся о бумаге и картоне, их отличительных свойствах способствует специально организуемые учителем наблюдения, беседы, простейшие опыты и лабораторные работы. Подобная, пусть еще очень элементарная, исследовательская деятельность учащихся по изучению свойств обрабатываемых материалов помогает детям более сознательно подходить к процессу конструирования и изготовления изделий, выбор материалов для практических работ, правильному использованию этих материалов при изготовлении деталей изделий.

В процессе всей этой познавательной деятельности учащихся узнают, что  человек научился придавать различным  материалам нужные ему свойства, например: делать бумагу более или менее плотной или гладкой. Свойства бумаги обычно классифицируется, объединяясь в группы по разным признакам. В вопросах ознакомления младших школьников с важнейшими элементарными свойствами бумаги и картона нет необходимости в усвоении подробной и точной классификации всех свойств, равно как можно допустить и некоторые упрощения в определениях и практических характеристиках этих свойств.

В 1 классе учащиеся знакомятся с понятиями «чертеж», «линия чертежа» при выполнении работ в технике  оригами. Узнают названия и назначения некоторых линий, умеют их распознавать.

Разметка простейших графических  изображений на уроках технологии в 1–4 классах производится с помощью  карандашей, линейки, угольника, чертежного циркуля.

Цель изучения этой темы –  научить детей анализировать  геометрическую форму плоской детали, выполнять графические построения на глаз и от руки, повторить и  закрепить простейшие правила нанесения  размеров на чертежи, этапы построения эскизов.

Обучение учащихся приемам  анализа геометрической формы плоских  деталей базируется на знаниях детей  о форме плоских геометрических фигур, полученных в дошкольных учреждениях.

В работе с бумагой и  картоном предусмотрено учитывает  соблюдение правил безопасности труда  с учениками техники работы с  доской, простым карандашом, линейкой, ножницами, иголкой, кисточкой. Организация  рабочего места и выполнение требований личной гигиены.

Большое место в организации  трудовой деятельности учащихся на уроках по работе с бумагой и картоном и выработке навыков трудовой культуры занимают «Правила рабочего человека»:

- каждый работает за  своим рабочим столом;

- прежде чем начать  работу, правильно подготовить рабочее  место;

- во время работы держи  рабочее место в порядке;

- береги инструменты и  материалы;

- всегда думай, как сделать  работу лучше, быстрее и аккуратней;

- кончил работу – убери  рабочее место быстро и аккуратно.

Повседневная работа учителя  по данным «Правилам» повышает познавательные и воспитательные результаты уроков труда.

Перечень основных трудовых умений, знаний и навыков учащихся 1 класса при работе с бумагой  и картоном:

- должны уметь читать  технические рисунки изделий  и эскизы разверток. Размечать,  разрезать ножницами, сгибать,  склеивать, сшивать нитками. Отделывать  изделия красками, аппликациями. Подготовить рабочее место и соблюдать «Правила рабочего человека».

- должны знать виды  бумаги, ее применение в различных  отраслях хозяйства, основные  свойства (толщина, прочность, цвет, отношение к влаге). Технические  рисунки и эскизы разверток,  работа по шаблону. Инструменты  и приспособления для работы  с бумагой (линейка, угольник, ножницы). Правила техники безопасности и пользования ими.


Информация о работе Картонажные работы