Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 20:07, лекция
Требования к деталям, критерии работоспособности и влияющие на них факторы. Функционально-эксплуатационные требования: работоспособность, прочность, устойчивость, износостойкость, виброустойчивость, теплостойкость, надёжность, жесткость, безотказность
Расчёт прямозубых цилиндрических передач на прочность при изгибе
Наибольшие напряжения изгиба образуются у корня зуба. Здесь же наивысшая концентрация напряжений.
Разложим силу Fn на составляющие Q, N.
Q = ; N =
Mu =
, где σн – суммарное номинальное напряжение на растянутой стороне.
, где σF – максимальное напряжение в опасном сечении.
Исследования показывают, что при переменных напряжениях (σсж ≥ σи) материал зуба хуже сопротивляется растяжению, поэтому наиболее опасным оказывается напряжение на растянутой стороне.
σF = ασ * σн
ασ – коэффициент.
Расчёт на контактную прочность активных поверхностей зубьев
Предварительный расчёт передач удобно вести в форме определения межцентрового расстояния, задаваясь значением коэффициента
, b – ширина контакта.
Зная размеры колеса и его линейную скорость вращения, определяется степень точности колеса
Коническая передача. Достоинства и недостатки. Применение в швейном оборудовании. Расчёт конических передач
Конические зубчатые колеса применяют в передачах, у которых оси колес пересекаются под углом. По опытным данным, нагрузочная способность конической прямозубой передачи составляет около 0.85 цилиндрической. Их передаточное число, как и у цилиндрических передач:
Конические передачи сложнее цилиндрических при изготовлении и монтаже.
Расчёты:
Силы в зацеплении: окружная (Ft), радиальная (Fr), осевая (Fa).
По нормали действует сила Fn, которая раскладывается на Ft и Fr', Fr' раскладывается на Fa и Ft.
;
;
Где dm – диаметр колеса в среднем сечении.
Материалы зубчатых колёс, их термообработка и допускаемые напряжения
Нагрузка, допускаемая по контактной прочности зубьев, определяется, в основном твёрдостью материала.
Сталь – основной материал для изготовления зубчатых колес.
Эти группы различны по технологии, нагрузочной способности, способности к приработке.
Допускаемые контактные напряжения:
Где SH – коэффициент безопасности
ZN – коэффициент долговечности
σНlim – предел выносливости.
Допускаемые напряжения изгиба:
YA – коэффициент, учит.влияние двустороннего приложения нагрузки,
YN – коэффициент долговечности.
Допускаемые напряжения прочности при перегрузках.
Тпик = КТмах
Червячная передача. Достоинства и недостатки. Применение в швейном оборудовании
Червячные
передачи относятся к числу зубчато-
Червяк имеет разную заходность, ведомое колесо может иметь разное число зубьев; (до 28 – однозаходный, после 300 – многозаходный).
"+" – возможность большого редуцирования; плавность и бесшумность работы;
"-" – низкий КПД, значительное выделение теплоты в зоне зацепления, необходимость применения дорогих антифрикционных материалов.
Червячные передачи применяют при необходимости уменьшения скорости и передачи движения между перекрещивающимися валами. Широкое применение – в подъёмно-транспортных машинах.
Геометрический расчёт червячной передачи. Кинематика червячных передач.
Формулы аналогичны как для зубчатых колёс. Расчётным является осевой модуль червяка. Геом. размеры – в табл.
d1 = mq,
где d1 – делительный диаметр червяка, m – модуль, q – коэффициент диаметра, характеризующий число модулей в d1. Р1 – шаг резьбы.
В червячной передаче, в отличие от зубчатой, окружные скорости не совпадают. Они направлены под углом 90 и различны по величине. Поэтому колеса в передаче не обкатываются, а скользят. Скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка.
2х – смещение исходного контура при нарезании червяка.
.
Где Z1 – число заходов червяка.
Передаточное число червячной передачи определяется отношением числа зубьев колеса к числу заходов червяка и не зависит от соотношения диаметров.
Усилие в зацеплении червячной передачи. Расчёт зубьев колёс на прочность
Силы в зацеплении:
; ;
;
;
α – угол зацепления
γ – угол подъёма витка.
Расчёт на прочность на изгиб:
Зубья червячных колес на 20-40% прочнее косозубых.
Где YH – коэффициент прочности зубьев.
Контактные напряжения:
Где Е – приведенный модуль упругости материала,
Ρv – приведенный радиус кривизны.
Фрикционные передачи и вариаторы, достоинства и недостатки. Применение в швейном оборудовании.
Это механизм, в котором движение от одного жесткого звена к другому передаётся за счёт сил трения в одной или нескольких зонах контакта.
Ft ≥ Ft – условие вращения.
В зависимости от назначения:
-с нерегулируемым передаточным числом,
- с бесступенчатым плавным регулированием. Вариаторы.
Делятся на открытые и закрытые.
"+" – просты в изготовлении, бесшумные, возможность регулирования на ходу, предохранение от перегрузок.
"-" – быстро изнашиваются, большие нагрузки на валы и подшипники, непостоянство передаточного числа.
Передачи: силовые (прессы), кинематические (магнитофоны, швейные машины).
Проскальзывание.
Цилиндрическая фрикционная передача. Передаточное число. Геометрический расчёт. Усилия в передаче. Расчёт на прочность.
U ≤ 6
Геометрический расчёт:
Усилие в передаче:
;
→
Для силовых передач К= 1.25…1.5
Для кинематических К= 3…5
Расчёт на прочность:
Тела качения нужно проверять по контактным напряжениям на площадке касания.
При начальных касаниях по линии:
;
;
b – ширина контактной полоски. Е - приведенный модуль упругости.
[σн]= (2…3)HB в масле;
[σн]= (1.2….1.5)HB в сухую;
[σн]= (80…100)МПа текстолит б\масла.
Ременная передача: виды, достоинства, недостатки. Применение в швейном оборудовании
Её можно назвать фрикционной передачей с гибкой связью. Это передача за счёт трения между шкивами и ремнем. Виды ремней: плоский, клиновый, поликлиновый, круглый. Передача может быть скрещивающейся: на вертикальный вал.
"+" – простые в конструкции; малая стоимость; плавность, бесшумность хода; возможность передачи мощности на большое расстояние (до 15м.); смягчает толчки.
"-"
– непостоянное передаточное
число; большие габаритные
Передаваемая мощность до 50 КВт, скорость до 40м\с
Основные геометрические соотношения ременных передач.
плоскоременный α ≥ 150
а ≥ 1.5….2(d1 + d2)
клиноременный α ≥ 120
а ≥ 0.55(d1 + d2)+h
где h – толщина ремня.
Конуидальный вариатор
Для скрепляемого ремня ∆= 100…400 мм
а = (l- lрасч)/2
Силы в ременной передаче. Нагрузка на валы и опоры.
,
→ Ft=F1-F2
В ведущей ветви напряжение возрастает, а в ведомой убывает.
Пуансоле.
Действуют центробежные силы:
Не вызывают изменения напряжения в ремне. Изменяется при ∆l, ремень не может удлиняться, может уменьшаться возможность передачи мощности при увеличении скорости, уменьш. давление на валы.
Fv – уменьшает полезное действие F0, уменьшая нагрузочную способность передачи. Существует предельная скорость передачи.
Нагрузка на валы и опоры:
по направлению аω
Обычно в 2-3 раза больше Ft, это относится к недостаткам ременной передачи.
Скольжение ремня в ременной передаче. Передаточное число
Ремень проскальзывает по шкиву (на ветви 2 сжимается, на ветви 1 растягивается).
коэффициент скольжения, относительная потеря (0.01 – 0.02), нестабильно.
Передаточное число нестабильно:
Плоскоременная: u ≤ 5
Клиноременная: u ≤ 7
Поликлиновая: u ≤ 8
Напряжения в ременной передаче.
Удельная окружная сила.
Значением Кн оценивается тяговая способность передачи.
Наибольшие напряжения на малом шкиве, и они могут превышать все остальные напряжения, поэтому диаметр шкива ограничивается.
Для плоских ремней: d ≥ 70σ
Для синтет. ремней: d ≥ 100σ
Модуль упругости, Е=200-300 МПа
Для капроновых ремней, Е=600МПа
Для клиновых, Е=500-600МПа
в точке набегания на малый шкив, до точки сбегания.
σизгиба – доминирующая.
Тяговая способность ременных передач
Критерии:
Тяговая способность, которая зависит от величины сил трения между ремнями и шкивом;
Долговечность ремня: способность противостоять усталостному повреждению.
коэффициент тяги надо принимать ближе к φ0 при этом КПД передачи будет максимальным.
Плоскоременные, клиноременные:
F1+F2=2F0 const
Коэффициент тяги:
при значении φ0 → Ft достигает максимальной силы трения, дуга покоя сокращается до нуля, дуга скольжения распределяется на всю дугу охвата.
Значением Кн оценивается тяговая способность передачи.
Долговечность ремня ременных передач. Быстроходность передачи
Долговечность ремня: способность противостоять усталостному повреждению.
Главная причина усталостного разрушения – напряжения изгиба.
Снижение долговечности при увеличении частоты пробегов связано не только с усталостью, но и с термостойкостью ремня. Перегрев ремня приводит к снижению прочности.
Быстроходность передачи:
;для капроновых ремней
σ0=50 МПа, [υ]=150м/с
если повышать скорость ремня, то при критической скорости центробежные силы уравновесят давление на шкивы от натяжения ремня, и оно будет равно нулю.