Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 02:46, курс лекций
Лекция 1. Цель и задачи курса. Инженерное проектирование. Машина и механизм
Рис. 1.22. Четырехзвенный кулисный механизм
Крайние положения кулисы будут при перпендикулярном расположении к ней кривошипа. Построить такие положения просто: изображается окружность радиусом равным длине кривошипа (траектория движения точки А), и проводятся касательные из оси вращения кулисы.
Таким образом, звенья могут совершать поступательное, вращательное или сложное движения.
Кулачковые механизмы.
Широкое распространение
в технике получили кулачковые механизмы.
Кулачковые механизмы предназначены
для преобразования вращательного
движения ведущего звена (кулачка) в
заведомо заданный закон возвратно-
Простейший кулачковый механизм – трехзвенный, состоящий из кулачка, толкателя и стойки. Входным звеном чаще всего бывает кулачок. Кулачковые механизмы бывают как плоскими, так и пространственными.
Плоские кулачковые механизмы для удобства рассмотрения разобьем на механизмы в зависимости от движения выходного звена на два вида:
1.Кулачковый механизм
с поступательно движущимся
2. Кулачковый механизм с поворачивающимся толкателем (коромыслом).
Пример первого кулачкового механизма показан на рис.1.23. Кулачок 1, вращаясь с заданной угловой скоростью, действует на ролик 3 и заставляет толкатель 2 в виде ползуна двигаться в направляющих возвратно-поступательно.
Рис.1.23. Механизм с поступательно-движущимся толкателем
Рис.1.24. Кулачковый механизм с поворачивающимся толкателем
На рис.1.24 приведена схема
кулачкового механизма с
Кулачковые механизмы
имеют разновидности в
Рис.1.25. Виды ведомых звеньев, применяемые для кулачковых механизмов с поступательно движущимся выходным звеном: а) толкатель с острием; б) с плоскостью; в) толкатель с роликом; г) толкатель со сферическим наконечником.
Кулачковые механизмы с поступательно движущимся ведомым звеном можно разделить
кулачковые
механизмы с центральным |
|
кулачковые механизмы со смещенным толкателем (дезаксиальные), если ось толкателя отстоит на расстояние е – дезаксиал от оси вращения кулачка |
|
При работе кулачковых механизмов необходимо, чтобы было постоянное соприкосновение ведущего и ведомого звеньев. Это может быть обеспечено либо силовым замыканием, чаще всего с помощью пружин (рис.1.28), либо геометрически, если выполнить профиль кулачка 1 в форме паза, боковые поверхности которого воздействуют на ролик 3 толкателя 2.
Кулачковый механизм с силовым замыканием |
|
Кулачковый механизм с геометрическим замыканием (Пазовый кулачок обеспечивает геометрическое замыкание высшей пары кулачкового механизма) |
|
Все рассмотренные выше кулачковые механизмы плоские. Часто встречаются пространственные кулачковые механизмы, которые весьма разнообразны по конструктивному оформлению. Наиболее распространенными пространственными кулачковыми механизмами являются механизмы барабанного типа (рис.1.30). Цилиндрический кулачок 1 с профильным пазом, обеспечивающим кинематическое замыкание высшей пары, вращается с постоянной угловой скоростью и через ролик 3 сообщает качательное движение толкателю 2, закон изменения которого зависит от очертания паза.
Рис.1.30. Пространственный кулачковый механизм барабанного типа
Недостатки кулачковых механизмов: высокие удельные давления, повышенный износ звеньев механизма, необходимость обеспечения замыкания звеньев, что приводит к дополнительным нагрузкам на звенья и к усложнению конструкции.
Передачи вращения.
Передачи вращения имеют
широкое распространение в
1) энергию целесообразно
передавать при больших
2) требуемые скорости
движения рабочих органов
3) скорость исполнительного
органа в процессе работы
4) нередко от одного
двигателя необходимо
5) в отдельные периоды
работы исполнительному органу
машины требуется передать
6) двигатели обычно выполняют
для равномерного
7) двигатели не всегда
могут быть непосредственно
Как правило, угловые скорости валов большинства используемых в настоящее время в технике двигателей (поршневых двигателей внутреннего сгорания, газотурбинных, электрических, гидравлических и пневматических двигателей) значительно превышают угловые скорости валов исполнительных или рабочих органов машин, порой на 2-3 порядка. Поэтому доставка (передача) энергии двигателя с помощью передачи любого типа, в том числе и механической, происходит, как правило, совместно с одновременным преобразованием моментов и угловых скоростей (в сторону повышения первых и понижения последних).
При этом необходимо отметить,
что конструктивное обеспечение
функции транспортного
Этот прием позволяет
снизить габаритно-весовые
Аналогичный принцип используется при передаче электроэнергии – повышение напряжения перед ЛЭП позволяет значительно снизить тепловые потери, определяемые в основном силой тока в проводах, а заодно уменьшить сечение этих проводов.
Фрикционные передачи.
Во фрикционных передачах передача вращательного движения между звеньями (катками – роликами) осуществляется вследствие трения возникающего между ними. На рис.1.31 показан фрикционная передача с цилиндрическими катками. Передача движения от ведущего катка 1 к ведомому катку 2 осуществляется силой трения, возникающей под действием пружины с силой равной Q.
Нами рассмотрена фрикционная передача с цилиндрическими катками для передачи вращательного движения между параллельными валами. В передачах же с пересекающимися осями применяют фрикционные передачи с коническими катками.
Рис.1.31. Фрикционная передача с цилиндрическими катками
Достоинствами фрикционной передачи являются плавность работы, простота конструкции, невозможность поломки при резком изменении крутящего момента на одном из валов благодаря возможности проскальзывания катков и возможность осуществления бесступенчатого изменения передаточного отношения, а также реверсирования. Поэтому фрикционные передачи широко применяют в машиностроении в качестве вариаторов. Простейший вариатор, называемый лобовым (рис.1.32), состоит из диска 1 и ролика 2.
Ролик можно смещать вдоль оси О2, следствием чего точка контакта М может занимать различные положения, определяемые расстоянием x. Это позволяет плавно регулировать величину и направление угловой скорости выходного звена.
Рис.1.32. Лобовая фрикционная передача
В качестве вариаторов можно применять также фрикционные передачи с коническими барабанами.
В процессе эксплуатации фрикционных
передач, вследствие перегрузки или
попадания масла на них, может
наблюдаться проскальзывание
Недостатками также являются: необходимость прижимного устройства, невозможность передачи значительных крутящих моментов.
В связи с указанными недостатками фрикционные передачи не получили такого широкого распространения как зубчатые.
Зубчатые передачи.
Самое широкое применение в машинах и приборах находят зубчатые передачи которые позволяют передавать вращательные движения от одного вала к другому с заданными угловыми скоростями.
Зубчатые передачи получили
наибольшее распространение в
а) практически неограниченной передаваемой мощности,
б) малым габаритам и весу,
в) стабильному передаточному отношению,
г) высокому КПД, который составляет в среднем 0,97 - 0,98.
Недостатком зубчатых передач является шум в работе на высоких скоростях, который однако может быть снижен при применении зубьев соответствующей геометрической формы и улучшении качества обработки профилей зубьев.
При высоких угловых скоростях
вращения рекомендуется применять
косозубые шестерни, в которых
зубья входят о зацепление плавно,
что и обеспечивает относительно
бесшумную работу. Недостатком косозубых
шестерен является наличие осевых усилий,
которые дополнительно
В зависимости от расположения осей валов, между которыми осуществляется вращательное движение при постоянном значении передаточного отношения, различают передачи:
- При параллельных валах.
- При пересекающихся валах.
- При скрещивающихся валах.
1) На рис.1.33 показаны цилиндрические
колеса с внешним зацеплением,
а на рис.1.34 изображены цилиндрические
колеса с внутренним
Рис.1.33. Зубчатый механизм с внешним зацепление