Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:18, доклад

Краткое описание

Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение автомобильного транспорта.
Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию исходя из характера грузов.

Вложенные файлы: 1 файл

Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России.docx

— 15.29 Кб (Скачать файл)

 

Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России

Взаимосвязь автомобильного транспорта с другими его видами. Значение автомобильного транспорта.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный и воздушный  транспорт. Каждый из данных видов транспорта выполняет определённую функцию  исходя из характера грузов.

Железнодорожный транспорт – основное звено в единой транспортной системе  Российской Федерации. Он наиболее эффективен для перевозки массивных видов  грузов на средние и дальние расстояния, а так же для перевозки пассажиров. Отличается регулярностью движения во все времена года, большой скоростью  и относительно низкой себестоимостью перевозок. Малоэффективен при небольшой концентрации грузовых и пассажирских потоков.

Морской транспорт выполняет в  основном внешние, экспортно-импортные  перевозки, а так же перевозки  на севере и востоке страны. Несмотря на низкую себестоимость (небольшие  топливные затраты, большая грузоподъёмность) имеет значительные ограничения (погодные условия, сложное техническое обслуживание).

Речной транспорт предназначен для перевозок грузов и пассажиров на средние расстояния. Использует естественные речные пути. Имеет сезонный характер. Не соответствует направлению  движения грузов, так как реки текут  с юга на север, а основное направление  движения грузов – широтное. В последнее  время этот вид практически неконкурентоспособен.

Трубопроводный и авиационный  транспорт пока остаются узкоспециализированными. Трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. Отличаются низкой себестоимостью. Основная функция авиационного транспорта –  перевозка пассажиров и срочных  грузов (почты). В труднодоступных  районах (Крайний Север и горные районы)– единственный вид транспорта.

Автомобильный транспорт  России представляет собой наиболее гибкий и массовый вид транспорта. У него ряд важных отличий от других транспортных отраслей. Начну с того, что основная часть автомобильного парка страны эксплуатируется в нетранспортных организациях. При этом сеть автомобильных дорог наряду с парком коммерческих автомобилей используется также автомобилями, находящимися в личном пользовании граждан.

Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, доставляет грузы к станциям железных дорог  и речным пристаням и развозит их к потребителям. В северных и  восточных районах, где почти  нет других видов сухопутного  транспорта, им осуществляются дальние  межрайонные перевозки.

Ежедневно автотранспортом перевозится  около 17 млн. тонн грузов и более 62 млн. пассажиров. Если сравнивать с аналогичным  показателем железнодорожного транспорта, то это почти в 6 раз больше по объемам перевозок грузов и в 17 раз – по перевозкам пассажиров.

В автомобильном транспорте сконцентрировано свыше 97% от всех лицензируемых субъектов транспортной деятельности. В сфере коммерческих и некоммерческих автомобильных перевозок сейчас занято порядка полумиллиона хозяйствующих субъектов. Их деятельность проходит в условиях достаточно высокой внутриотраслевой и межвидовой конкуренции.

Грузовые перевозки – это  один из наиболее «рыночных» секторов экономики. Российский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики  сопровождается, а в определенной мере и обуславливается опережающим  развитием автотранспорта. И понятно  почему. Грузопотоки, генерируемые развивающимися рынками товаров и услуг, в  первую очередь осваиваются наиболее отзывчивым быстрым и гибким видом  транспорта: автомобильным.

В отличие от других видов транспорта автотранспорт во все возрастающих объемах перевозит международные грузы. Это обусловлено его высокой маневренностью, большой скоростью, обеспечением перевозок непосредственно от отправителя до получателя в прямых бесперегрузочных сообщениях. Мобильность автомобильного транспорта позволяет оперативно реагировать на изменение пассажиро и грузопотоков.

Динамика роста российского  автомобильного парка одна из самых  высоких в мире. Тем не менее, этот процесс происходит в условиях существенного  отставания потребительских и экологических  показателей отечественных автотранспортных средств и используемых моторных топлив от достигнутого мирового уровня. Не ликвидировано уже существующее многие годы отставание в развитии и техническом состоянии улично-дорожной сети. В парке грузового автотранспорта сохраняется значительная доля (свыше 50%) автомобилей устаревших моделей, у которых срок эксплуатации превысил 10 лет. Все также невысок удельный вес (14–15%) новых автомобилей, выпущенных не позже 1996 г. Ежегодное обновление парка грузовых автомобилей не превышает 5%.

В последние годы общая численность  парков автобусов и грузовых автомобилей  изменялась практически незначительно. Тем временем интенсивно растет количество легковых автомобилей в собственности  граждан. Автомобилизация страны стимулируется  инвестициями населения и бизнеса, которые ежегодно вкладывают только в новые автомобили до 4 миллиардов долларов. По сути дела, конечными потребителями  автомобилизации становятся все  отрасли экономики, а также социально-культурная сфера, пассажиры и владельцы  личных автомобилей и другие виды транспорта, являющиеся смежными звеньями в системе товародвижения.

К недостаткам автотранспорта относится низкая производительность подвижного состава, а также сравнительно высокая (значительно выше, чем на водном и железнодорожном транспорте) себестоимость перевозок. Кроме  того, автомобильный транспорт –  один из основных загрязнителей атмосферы.


Информация о работе Место и роль автомобильного транспорта в хозяйстве России