Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 00:51, доклад
Методика преподавания технологии -одна из дисциплин, призванная способствовать подготовке компетентных учителей начальных классов, способных творчески и профессионально подойти к проектированию и реализации учебного процесса. Особенностью данной дисциплины является ее практико-ориентированный характер, поэтому приоритет отдается практическим занятиям по технологии различных видов работ.
6 вопрос. ПРОГРАММА ЛУТЦЕВОЙ
Е.А.
Задачами курса являются:
• развитие личностных
качеств (активности, инициативности,
воли, любознательности и т.п.), интеллекта
(внимания, памяти, восприятия, образного
и образно-логического мышления, речи)
и творческих способностей (основ творческой
деятельности в целом и элементов технологического
и конструкторского мышления в частности);
• формирование общих представлений о
мире, созданном умом и руками человека,
об истории деятельностного освоения
мира (от открытия способов удовлетворения
элементарных жизненных потребностей
до начала технического прогресса и современных
технологий), о взаимосвязи человека с
природой (как источника не только сырьевых
ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей
для реализации технологических замыслов
и проектов);
• воспитание экологически разумного
отношения к природным ресурсам, умения
видеть положительные и отрицательные
стороны технического прогресса, уважения
к людям труда и культурному наследию
- результатам трудовой деятельности предшествующих
поколений;
• овладение детьми элементарными обобщенными
технико-технологическими, организационно-экономическими
знаниями;
• расширение и обогащение личного жизненно-практического
опыта учащихся, их представлений о профессиональной
деятельности людей в различных областях
культуры, о роли техники в жизни человека
Содержание курса рассматривается как
средство развития социально значимых
личностных качеств каждого ребенка, формирования
элементарных технико-технологических
умений, основ проектной деятельности.
Методическая основа курса – организация
максимально продуктивной творческой
деятельности детей начиная с первого
класса. В репродуктивном ключе строится
только освоение технологических приемов
и операций. Основные методы, реализующие
развивающие идеи курса, - продуктивные,
включающие в себя наблюдения, размышления,
обсуждения, «открытия» новых знаний,
опытные исследования предметной среды
и т.п. С их помощью учитель ставит каждого
ребенка в позицию субъекта своего учения,
т.е. делает ученика активным участником
процесса познания мира. Для этого урок
строится так, чтобы в первую очередь обращаться
к личному опыту учащихся, а учебник использовать
для дополнения этого опыта научной информацией
с последующим обобщением и практическим
освоением приобретенной информации.
В курсе заложены два уровня (как результаты,
ступени обучения) развития конструкторско-технологических
умений учащихся и творческих способностей
в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс реализуется через следующие типы
уроков и их сочетание: информационно-теоретический,
раскрывающий основы технико-технологических
знаний и широкую технико-технологическую
картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум;
урок-исследование. Деятельность учащихся
первоначально носит главным образом
индивидуальный характер с постепенным
увеличением доли коллективных работ,
особенно творческих, обобщающего характера
– творческих проектов. Проектная деятельность
направлена на развитие творческих черт
личности, коммуникабельности, чувства
ответственности.
Особенностью программы Е.А.Лутцевой,
как было отмечено, является внесение
исторического материала, позволяющего
проследить путь развития предметного
мира, производства, ремесел, а также экологическая
направленность курса.
8) ПРОГРАММА ШПИКАЛОВОЙ
Т.Я. Содержание программы
представлено в программе в виде следующих
разделов.
Раздел «Работа с бумагой»
ориентирует на овладение учащимися общетрудовыми
знаниями и умениями и способами работы
с бумагой, на художественно-творческую
деятельность через познание свойств
бумаги; предполагает овладение опытом
практической деятельности по созданию
полезных и красивых изделий из бумаги.
Содержание раздела «Работа с текстильными
материалами» нацелено на познание технологических,
эстетических свойств, способов обработки
ткани; предполагает овладение младшими
школьниками опытом трудовой деятельности
на материале традиционных художественных
ремесел: ручного узорного ткачества,
ручной набойки, лоскутного шитья, вышивки.
Разделы «Работа с
глиной (пластилином)» и «Работа с природными
материалами» нацелены на ознакомление
учащихся со свойствами, приемами обработки
и декорирования изделий из пластических
и природных материалов.
9 вопрос. ПРОГРАММА ПОРОСНЯКОВОЙ
Т.Н.
Основными задачами
курса являются:
• Развитие учебно"познавательной
активности ребенка: мыслительной, эмоциональной,
двигательно"опорной, культур но"этической.
• Развитие личности
ребенка. Развитие воображения, мышления,
интеллекта, фантазии, художественного
вкуса, технического мышления и конструкторских
способностей.
• Формирование эстетической
культуры на основе знакомства с элементами
традиционного народного прикладного
твор"
чества, с историческими особенностями
труда, быта, ремесел родного края.
• Формирования навыков общения и коллективной
деятельности.
• Воспитание уважительного отношения
к человеку труда, к сельскохозяйственной
деятельности.
• Развитие и совершенствование ручной
умелости, мелкой моторики рук, расширение
сенсорного опыта, формирование
умений в области технологической обработки
доступных детям материалов.
Особое внимание в данной программе уделяется
воспитанию
ребенка в тесной связи с традициями той
социальной среды, в
которой он родился, в которой жили поколения
его предков. В со"
держании заданий широко используется
опыт народного при"
кладного творчества, раскрываются истоки
ремесел, обычаев,
традиций и взаимоотношений с миром природы
и вещей.
Программа предусматривает различные
варианты выполне"
ния работ при освоении одной технологии.
Вариативность дости"
гается путем упрощения или усложнения
задания, предложенно"
го в учебнике (с учетом разного уровня
подготовленности детей),
допускается также выполнение работы
по собственному замыслу
учащегося.
В программе предлагается большое количество
заданий для
коллективного творчества детей.
12) Подготовка учителя
к уроку технологии. Требования к уровню
подготовки учителя технологии. Основные
этапы подготовки учителя к учебному году
к конкретному уроку технологии---12 —-------Для
разработки плана занятия учитель технического
труда может использовать следующую схему:
1. Объём учебного материала,
его место в системе занятий по теме.
2. Образовательные, воспитательные и развивающие
возможности нового материала.
3. Использование сведений из других учебных
предметов.
4. Учебно-наглядные пособия и ТОО.
5. Методы и приемы обучения.
6. Структура урока, ее реализация во времени.
7. Пути активизации познавательной деятельности
учащихся (создание проблемных и поисковых
ситуаций). Содержание и формы их самостоятельной
работы.
8. Формы подведения итогов по отдельным
этапам и всему занятию в целом.
9. Система упражнений и способы их выполнения,
предупреждение типичных ошибок, допускаемых
учащимися.
10. Записи и зарисовки па классной доске.
Возможности использования учебника на
уроке. Возможности использования на уроках
компьютера или интерактивной доски.
11. Методика текущего и итогового закрепления
материала.
12. Контроль и учет знаний учащихся (в случае
необходимости разработка критериев оценок).
13. Содержание и объем домашнего задания
и рекомендации по его выполнению.
14. Литература или Интернет-ресурсы для
внеклассного чтения или просмотра по
теме.
16) Практические методы преподавания технологии. Методика проведения опытов.
Группа практических методов обучения по своей направленности полностью соответствуют характеру уроков технологии, так как эти уроки большей частью посвящены именно практической работе. Рассмотрим подробнее данные методы:
Упражнение. Работа на уроках технологии требует владения определенными технологическими операциями при разметке, соединении деталей и др.
Лабораторные работы (опыты). На уроках технологии большая часть опытов связана с выявлением свойств материалов: бумаги, ткани и др. Работа может проводиться индивидуально, каждым учеником под руководством учителя или самостоятельно по инструкции, либо может быть организована групповая работа.
Наблюдение – один из важнейших методов,
применяемых на уроках технологии. В рамках
уроков трудового обучения наблюдение
может осуществляться за объектами окружающего
мира, живой и неживой природы, с позиции
того, какие идеи дарит нам природа для
воплощения их в рукотворных изделиях,
за искусственным миром вещей. Важно правильно
организовать наблюдение: определить
цель, объекты наблюдения.
Лабораторные работы
в обучении технологии использу¬ют обычно
при изучении свойств материалов древесины,
металла, тканей и др.) и конструктивного
устройства рабочих и измерительных инструментов.
По содержанию лабораторные
работы могут быть качественные (с определением
только качественных характеристик технических
объектов или явлений) и количественные
(с определением количественных характеристик).
При подготовке к лабораторной работе
учителю нужно тщательно проверить все
лабораторное оборудование, инструменты
и материалы для работы, при необходимости
проделать ее самому, чтобы определить
возможность выполнения работы учениками.
В организации и проведении лабораторных
работ очень важную роль играют инструкции
к лабораторным работам,в которых отражаются
тема работы, ее цель, необходимое оборудование
и инструменты, могут указываться теоретические
сведения по теме работы, порядок выполнения
работы, форма отчета и контрольные вопросы.
18) Урок как основная
форма организации обучения по технологии. Классификации уроков
технологии.
Урок – это организационная
форма обучения, при которой учитель в
течение точно установленного времени
руководит коллективной познавательной
и иной деятельностью постоянной группы
учащихся (класса). На уроке технологии
в НШ 75 % урока занимает практика, и только
25% отведено для теории.
Уроки технологии:
- могут быть в форме
соревнований и игр(конкурсы, кроссворды,
викторины, КВН),
- основываться на формах,
жанрах и методах работы (мозговой штурм,
интервью, репортаж, рецензия),
- основываться на нетрадиционной
основе учебного материала(урок мудрости,
урок-блок),
- могут быть публичной
формой общения (аукцион, телемост, репортаж,
диалог),
- основываться на имитации
деятельности при проведении общественно-культурных
мероприятий (путешествия, прогулки),
- могут опираться на
фантазию (урок-сказка, урок-сюрприз)
- могут быть интегрированными
ТИПЫ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ:
-УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
- УРОК ПОВТОРЕНИЯ И
ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
- УРОК ОБОБЩЕНИЯ
- КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК
- КОМБИНИРОВАННЫЙ
УРОК
Также уроки делятся
на ТВОРЧЕСКИЕ и РЕПРОДУКТИВНЫЕ.
19 вопрос. Структура уроков технологии.
содержание этапов.
1Организация урока.
Нужно как-то установить порядок. Есть
несколько вариантов. Иногда учитель предлагает
проверить, всё ли у них готово к уроку.
Либо дать детям постоять несколько секунд
возле своих столов или когда детей не
придётся успокаивать и дисциплинировать:
перед самым звонком учитель ещё за дверью
предлагает им тихо войти в класс и занять
свои места.
2Подготовка учащихся к предстоящей практической
работе. Главное назначение этого этапа
- актуализация тех знаний, умений и способностей
учащихся: которые будут использоваться,
пополняться и развиваться в практической
работе; беседа, анализ образцов - аналогов,
демонстрирующих возможные образные решения;
способы конструирования тех или иных
форм; показ отдельных технологических
приёмов; музыкальных фрагментов, демонстрация
слайдов, чтение стихотворений. Включение
в урок элементов игры и занимательности.
3Практическая работа по изготовлению
изделия школьников может быть реализована
в различных организационных формах: индивидуальной
или коллективной.
Этап практического изготовления изделия
занимает основное время урока. По ходу
его учитель оказывает индивидуальную
помощь ученикам, помогает справиться
с отдельными операциями. Может подсказать
какие-то идеи. Даже если ребёнок работает
над своим изделием и осуществляет индивидуальный
замысел, имеет смысл поддерживать и творческое
общение детей, обмен идеями.
Если учитель будет время от времени демонстрировать
всем какие-то необычные решения особо
удачные идеи отдельных ребят. Во-первых,
это создаёт дополнительный стимул для
творческих поисков; во-вторых, помогает
ученикам не потерять основного направления
работы.
4Подведение итогов урока оценка проделанной
работы. Главный смысл этого этапа урока
заключается в э: а) привлечение внимания
детей к полученным результатам, общая
оценка достижений;
б) повторение и обобщение пройденного
на уроке;
в) формирование умения рассматривать
и оценивать произведения друг друга;
г) развитие интереса и внимательного
отношения к творчеству других;
д) формирование доброжелательных взаимоотношений
в коллективе.
5Уборка рабочего места
20вопрос.подготовка к урокам
тех
Рационально-логические
задания предполагают достаточно жесткий
и однозначный анализ конструкции и установление
совершенно определенной, единой логики
работы. К таким заданиям можно отнести
все, что по преимуществу осмысливается
разумом и меньше оценивается эмоционально:например,
аппликации-головоломки (так называемое
плоскостное конструирование), объемное
конструирование, задачи на симметричное
вырезание, переплетные работы, разметочные,
расчетно-измерительные построения и
вычисления и пр. Многие из них построены
по аналогии с математическими задачами
или психодиагностическими заданиями,
направленными на проверку пространственного
конструктивного мышления, аналитических
способностей.
В отличие от них задания эмоционально-художественные
предполагают поиск и воплощение оригинального
художественного образа, выражающего
эмоциональное состояние или какую-либо
художественную идею. Это, например, различные
художественные композиции на плоскости,
игрушки из яичной скорлупы, лепка животных
из пластилина, скульптуры из природных
материалов и т.п. В подобных работах нет
места жесткой регламентации, они не могут
выполняться по единому плану.
Уроки ознакомления с новыми приемами
работы предполагают, что большая часть
времени на них будет уделена демонстрации
и поэтапной отработке конкретных практических
действий. Подобные уроки проводятся в
тех случаях, когда необходимо освоить
какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые
во многих работах практические приемы,
например, плетения, шитья и т.п.
Очень важно, чтобы учитель мог наглядно
показать самые разнообразные, подчас
неожиданные приемы использования материалов
для выражения той или иной художественной
идеи или конструкторского замысла. Например,
как меняется впечатление в зависимости
от того, вырезаны детали аппликации ножницами
(и имеют четкий, ровный край) или оторваны
пальцами (что придает контуру мягкий
характер, позволяет передать воздушную
среду и т.д.).
21 вопрос
Самостоятельная работа
учащихся .Проверка и оценка знаний и умений.
Самостоятельная работа
- это средство обучения, с помощью которого
учитель организует деятельность ученика
при работе и выполнению домашнего здания.
1ое требование сводится к тому, что внеклассная
работа может только углублять, расширять
и совершенствовать знания, умения и навыки,
полученные учащимися на уроке, но не имеет
основной целью сообщение новых знаний,
умений и навыков. 2ое требованием является
увлекательность самих форм, процесса
и материала работы.
3е фиксирует необходимость межпредметных,
междисциплинарных связей. Важными требованиями
являются также добровольность и активность
учащихся в этой работе, массовость как
форма организации.
Основные критериии:
-Для успешного развития личности обучение
должно включать проблемные ситуации,
в условиях которых учащиеся самостоятельно
или с помощью учителя решают возникшую
проблему.
-Самостоятельную работу надо организовывать
так, чтобы учащийся постоянно преодолевал
посильные трудности, но чтобы уровень
требований, предъявляемых ученику, не
был ниже уровня развития его умственных
способностей
-При выборе заданий для самостоятельной
работы учитываются прежде всего возрастные
и индивидуальные о Таким образом, самостоятельную
работу следует рассматривать в постоянном
совершенствовании знаний и развитии
умений учащихся.
-При подготовке учителем самостоятельной
работы учащихся необходимо продумать,
как предлагать учащимся задание для самостоятельной
работы, как инструктировать их перед
работой. Под инструктированием учащихся
перед началом самостоятельной работы
подразумевается краткое, но исчерпывающее
объяснение учителем того, что надо сделать,
зачем нужна данная работа, каким образом
ее выполнять.
-Наряду с устным инструктированием широко
используются письменные руководства
к работе: дидактические карточки, тетради
для самостоятельной работы.
-Необходимо так строить процесс обучения,
чтобы он предъявлял достаточно высокие
требования к более подготовленным школьникам,
обеспечивал их максимальное интеллектуальное
развитие и в то же время создавал условия
для успешного овладения знаниями и развития
менее подготовленных учащихся.