Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 02:21, курсовая работа
Объектом исследования является механизм поперечно-строгального станка.
Механизм поперечно-строгального станка включает в себя различные механизмы, из которых исследованию подлежат - рычажный, зубчатый, планетарный и кулачковый.
Задание
Введение
1. Кинематический анализ механизма
1.1. Проектирование кривошипно-ползунного механизма
1.2. Структурное исследование механизма
1.3. Построение схемы механизма
1.4. Построение планов скоростей механизма
1.5. Построение планов ускорений механизма
1.6. Расчет маховика
2. Силовой расчет рычажного механизма
2.1. Определение движущей силы Р (силы давления газов на поршень)
2.2. Определение сил инерции звеньев
2.3. Определение реакций в кинематических парах групп Ассура II класса 2-го вида
2.4. Силовой расчет ведущего звена механизма
2.5. Определение уравновешивающей силы методом Жуковского
3. Проектирование кулачкового механизма с поступательно движущимся толкателем
3.1. Определение минимального радиуса кулачка Rmin
3.2. Построение профиля кулачка
4. Проектирование планетарного механизма и зубчатой передачи
4.1. Кинематическое исследование планетарного механизма
4.2. Проектирование планетарного механизма
4.3. Проектирование эвольвентного зацепления
Список литературы
2.3. Определение реакций в кинематических парах групп Ассура
Звенья 4 и 5.
Так как реакция R34 неизвестна ни по величине, ни по направлению, то ее раскладываем на две составляющие: одну направим по оси звена 4, вторую , — перпендикулярно к этой оси. Получаем: .
Величина реакции определится из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 5, относительно точки D.
.
(Н).
Реакции и определим методом планов сил, рассматривая равновесие звеньев 4—5 согласно уравнению:
.
Реакция R05 — это сила действия со стороны стойки на ползун 5. Направлена перпендикулярно оси движения ползуна.
Построение плана сил. Из произвольной точки 2 в масштабе = 11,875 Н/мм откладываем силу (отрезок 2-3). К ней прибавляем P5 в этом же масштабе, из конца которой (точка 4) проводим силу Pи5. Из точки 2 проводим прямую, параллельную оси звена СD, а из конца вектора (точка 5) Ри5 — силу G5 (точка 6), а затем прямую, перпендикулярную оси движения ползуна. Точка 1 пересечения этих прямых определяет величины реакций R05 и . Суммируя векторно и , получаем R24.
Определяем длины векторов на плане сил известных величин:
,
Для определения реакции действия звена 4 на звено 5 запишем векторное уравнение равновесия всех сил, действующих на звено 4.
.
Графическое решение этого уравнения — есть план сил (приложение 2). Из точки 1 откладываем в масштабе = 11,875 Н/мм силу (отрезок 1-2). Силу тяжести G4 не откладываем, она в этом масштабе меньше миллиметра. Из конца вектора прибавляем в масштабе силу Ри4 (отрезок 2-3). Вектор силы замыкает многоугольник сил (отрезок 3-1).
(Н).
Звенья 2 и 3.
Выразим равновесие группы 2-3:
где
Из этого уравнения получим:
Выразим условие равновесия 2-го звена:
Примем масштабный коэффициент
Вычислим отрезки, которые изображают известные силы:
Построим план сил и вычислим реакции:
Реакция R03 — это сила действия со стороны опоры на звено 3. Направлена перпендикулярно оси звена 3.
Выразим условие равновесия 3-го звена:
Примем масштабный коэффициент сил
Вычислим отрезки, которые изображают известные силы:
Построим план сил и вычислим реакцию (рис. 4.2, в):
2.4. Силовой расчет ведущего звена механизма
Изображаем ведущее звено ОА со стойкой с действующими на него силами.
Ведущее звено имеет степень подвижности W = 1, поэтому под действием приложенных к нему сил, в том числе и сил инерции, его нельзя считать находящимся в равновесии. Чтобы имело место равновесие, необходимо дополнительно ввести силу или пару, уравновешивающие все силы, приложенные к ведущему звену. Эта сила и момент носят название уравновешивающей силы Ру и уравновешивающего момента Му.
Изображаем ведущее звено ОА и стойку с приложенными к нему силами в положении 3 механизма. В точке А на ведущее звено действуют силы и уравновешивающая сила Ру, направленная перпендикулярно кривошипу ОА, неизвестная по величине. Величину уравновешивающей силы Ру найдем из уравнения моментов всех сил, действующих на звено 1, относительно точки О.
(Н).
Для определения реакции Rо со стороны стойки на ведущее звено строим план сил в масштабе = 22,73 Н/мм по уравнению
.
Откладываем последовательно известные силы Ру и , в виде отрезков (1-2, 2-3, 3-1).
Точку 3 соединяем прямой с точкой 1 (замыкаем многоугольник). Отрезок 3-1 определяет величину реакции R01.
(Н).
2.5. Определение уравновешивающей силы методом Жуковского
Строим для положения 3 механизма в произвольном масштабе повернутый на 90 градусов план скоростей. Переносим все силы, действующие на механизм, в том числе и уравновешивающую силу Ру, в одноименные точки плана скоростей. Точки S и t, приложения сил G2 и Р определяем по правилу подобия. Составляем уравнение моментов всех перенесенных сил относительно полюса плана скоростей.
Заменим моменты сил парами сил:
Тогда имеем:
Сравниваем результаты вычислений уравновешивающей силы Ру, найденной методами планов сил и рычага Н. Е. Жуковского. Расхождение результатов составляет:
.
3. Проектирование кулачкового механизма с поступательно движущимся толкателем
3.1. Определение минимального радиуса кулачка Rmin
1) Строим графики , , .
Вычисляем масштаб . По оси φ откладываем отрезок (0 - 8), равный 65 мм и соответствующий углу = 65°. Тогда
.
Теперь уже в этом масштабе откладываем отрезок (8—8’), равный 10 мм, соответствующий углу , за тем откладываем отрезок (8’-16), равный 60 мм, соответствующий углу = 65°.
2) Строим совмещенный график . Для этого к оси φ графика проводим в любом свободном месте поля чертежа прямую под углом 45°. Далее из точек 1’,2', 3', . . . ,18' проводим прямые, параллельные оси φ. A из точек 1", 2", 3",. ,18" — прямые, также вначале параллельные оси φ, а затем перпендикулярные ей. Полученные таким образом точки пересечения 1", 2", 3" 16" соединяем лавной кривой.
3) Проводим касательные к полученной кривой под углом , которые после пересечения ограничивают область (она на чертеже заштрихована), любая точка которой может быть выбрана за центр вращения кулачка. Выбираем за центр вращения кулачка точку О.
4) Соединяем точку О с началом координат совмещенного графика. Отрезок изображает минимальный радиус кулачка Rmin в масштабе .
3.2. Построение профиля кулачка
Из произвольной точки О проводим окружность радиуса Rmin. От точки 0 вверх откладываем перемещения толкателя, взятые с графика . Получим точки 1, 2, 3. .... 15, 18. Наиболее удаленную точку 9 соединяем прямой с точкой О и этим радиусом проводим окружность. От прямой О - 9 откладываем фазовые углы фу =65°, ° и = 65°. Углы нужно откладывать против вращения кулачка. Дуги окружности. соответствующие фазовым углам фу и делим на 9 равных частей, получаем соответственно точки 1*, 2*, .... 8,*, 9*. 10*, . . . ,18*. Эти точки соединяем с центром О. Затем из точки О (центра вращения кулачка) проводим дуги радиусами О1, О2, О3 и т. д. до пересечения с соответствующими отрезками. Получим точки 10, 20, 3о, ..., 18о. Соединив эти точки плавной кривой, получим теоретический профиль кулачка.
4. Проектирование планетарного механизма и зубчатой передачи
4.1. Кинематическое исследование планетарного механизма
Планетарная часть редуктора (рис. 19 г) составлена из зубчатых колес: центральных z1 и zз, сателлита z2—z’2 и поводка H, имеющих угловые скорости в абсолютном движении ω1, ω2, ωН.
Передаточное отношение планетарного механизма выводится из формулы Виллиса. Запишем эту формулу для рассматриваемого нами механизма.
где — передаточное отношение от колеса z1 к колесу z3 при неподвижном поводке Н.
Так как колесо z3 неподвижное, значит ω3 = 0, то, поделив почленно числитель на — ωН, в последнем выражении получим:
.
Из этой формулы найдем .
,
Подставим значение в предыдущее выражение, тогда получим:
.
Аналогично можно получить из формулы Виллиса зависимость для определения передаточного отношения любого планетарного механизма.
4.2. Проектирование планетарного механизма
Передаточное отношение , то получаем, что
. Так как планетарный механизм сдвоенный.
Пусть , тогда .
Запишем условие соосности для данного редуктора
.
Нйдем число зубьев и и подставим их в условие. Тогда имеем
. Т.е.
Так как колеса нулевые, чтобы не было подрезания, принимаем Z2=20. Значит , а . Теперь определяем z3.
.
Проверяем условия соседства и сборки. Запишем формулу
,
Условие соседства соблюдается.
Проверяем условие сборки. Записываем формулу
Число в ответе целое, значит такой механизм может быть собран.
Вычерчиваем схему планетарного механизма в масштабе с числом
4.3. Проектирование эвольвентного зацепления
Задано: za = 11, zb =25, m= 15 мм.
Подсчитываем передаточное отношение по формуле:
.
Получаем, что 1>U>2. Теперь по таблице (приложение 3 в конце методических указаний), согласно числу зубьев za = 11, zb =25, находим коэффициенты относительного смещения х1 = 0; х2 = 0.
Определяем инволюту угла зацепления по формуле
где α — угол профиля рейки, равен 20°, tg20° = 0,364; invα — эвольвентная функция 20°, определяем ее по таблице (приложение 5) inv20° = 0,014904
Теперь снова из приложения 5, но уже по числу 0,015, определяем угол aw = 26°55'.
Определяем межосевос расстояние aw передачи
(мм).
Определяем радиусы начальных окружностей:
мм, мм.
Определяем радиусы делительных окружностей
мм; мм.
Определяем радиусы основных окружностей
мм; мм.
Определяем радиус окружностей вершин
мм;
мм,
Определяем радиус окружности впадин
мм;
мм.
Определяем шаг по делительной окружности pt
мм.
Определяем толщины зубьев по делительным окружностям
мм;
мм.
Построение картины зацепления. Проводим линию центров и откладываем в выбранном масштабе межосевое расстояние мм. Из точек O1 и О2 проводим начальные окружности. Они должны касаться друг друга на линии центров. Точка касания — полюс зацепления р. Через точку р проводим общую касательную. Проводим линию зацепления N—N под углом aw = 20° к линии Т—Т. Проводим основные окружности радиусами.
Проверка: эти окружности должны касаться линии N—N (но не пересекаться). Точки касания обозначим через N1 и N2. Отрезок N1—N2 —теоретическая линия зацепления. Делим отрезки N1—р и N2—р на равные части (на четыре) и строим эвольвенты для обоих колес. Далее проводим окружности; делительные, вершин и впадин. Точки пересечения окружностей вершин с теоретической линией зацепления дадут отрезок ab — практическую линию зацепления.
От полюса р по делительным окружностям откладываем шаг зацепления. мм и толщины зубьев и . Боковые профили остальных зубьев строим по шаблону.
Определяем рабочие участки профилей. Радиусом, равным отрезку О1а, из центра О1 проводим дугу до пересечения с боковым профилем зуба. Точка пересечения является концом рабочего участка профиля зуба малого колеса. Рабочий участок выделен черно-белым цветом. Аналогично определяется рабочий участок для другого колеса.
Определяем дугу зацепления. Изображаем боковой профиль зуба (показан штриховыми линиями) в начале и в конце практической линии зацепления, т. е. проходящий через точки а и b. Дуга dd’ начальной окружности, отсеченная боковым профилем, является дугой зацепления. Для второго колеса построение аналогичное.
Удельные скольжения определяются по формулам: