Налогообложение в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 11:43, реферат

Краткое описание

Понятие налогов
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они
являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и
эффективным инструментом государственного регулирования социально-
экономических отношений.
Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить
руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной
фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение в России.docx

— 53.04 Кб (Скачать файл)

производятся по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о

совокупном доходе за отчетный год.

Налог на имущество физических лиц  основывается на территориальном

принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры,

дачи, пропорциональный, шедулярный. Обязанность исчислить налог возлагается

на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога

полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся

радиации, военнослужащие и военные  пенсионеры. Налог также не уплачивают

пенсионеры, воины-интернационалисты  и др.

Налог на прибыль занимает ведущее  место среди доходных источников

бюджетов после косвенных налогов. В период с 1994 по 1997 г. наблюдается

тенденция к уменьшению его доли в доходах бюджета с 19,8 до 17,5 %.

Объектом обложения этим налогом  является «валовая прибыль», под которой

понимается балансовая прибыль, скорректированная  на указанные в налоговом

законодательстве величины. По разным ставкам облагается прибыль (доходы):

от основной деятельности (35 %); от посреднической деятельности (43 %); от

капитала (дивиденды, проценты -15%); от видеопоказа, видеопроката (70 %);

от игрового бизнеса (90 %).

Система льгот по налогу на прибыль  включает: инвестиционные

(инновационные), социальные, благотворительные  и другие виды льгот. Однако

полный перечень льгот никакая  организация использовать не может, ибо

утвержден предельный размер налогооблагаемой прибыли при применении льгот.

Так, льготы не должны уменьшать фактическую  сумму налога, исчисленную без

их учета, более чем на 50 %.

Общепринятая форма оплаты налога на прибыль предусматривает авансовые

платежи. Однако организации могут  перейти на ежемесячную уплату налога

исходя из суммы фактической  прибыли, полученной за предшествующий месяц.

Налог на прибыль исчисляется на основании годового бухгалтерского

отчета не позднее 15 марта следующего за отчетным года. Уплата налоговых

платежей производится в десятидневный  срок со дня, установленного для

предоставления бухгалтерского отчета.

Существуют особенности налогообложения  совместной деятельности (простое

товарищество), некоммерческих организаций  и фондов, субъектов малого

бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств, банков и страховых фирм, а

также иностранных юридических  лиц.

Налог на имущество является собственностью субъектов РФ и

распределяется поровну между  ними и органами местного самоуправления, на

территории которых действуют организации — плательщики налогов. Налог

уплачивается по месту расположения облагаемых объектов.

Налогооблагаемая база определяется следующим образом. Рассчитывается

среднегодовая стоимость облагаемого  имущества (по методике определения

средне-хронологической), и из этой величины вычитается стоимость

льготируемого имущества. Затем путем умножения полученной стоимости

имущества к налогообложению и  налоговой ставке — до 2 % (конкретный размер

ставки определяет субъект РФ) получают налог на имущество.

Полностью от налогообложения освобождается  имущество бюджетных

организаций, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции и

народных промыслов и имущество, используемое исключительно для  нужд

образования и культуры. Существуют также льготы в виде скидок, т. е.

уменьшения налоговой базы на балансовую стоимость (например, объектов

жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы).

Налогоплательщик рассчитывает налог  при составлении ежеквартальных

бухгалтерских отчетов. Сумма налога исчисляется нарастающим итогом с начала

года. Уплата налога в бюджет производится по квартальным расчетам в 5-

дневный срок, а по годовым расчетам — в 10-дневный срок со дня,

установленного для представления  бухгалтерского отчета.

Формирование налога на имущество  кредитных учреждений и страховых

организаций отличается лишь тем, что  они используют иной план счетов

бухгалтерского учета. Некоторые  особенности имеет система налогообложения

имущества иностранных юридических  лиц, деятельность которых осуществляется

через постоянные представительства  и филиалы.

Налогообложение доходов от капитала. В данном случае речь идет о

налогообложении доходов от эмиссии, размещения, купли-продажи и иных

операций с ценными бумагами и валютой. Налоговое регулирование этих

правоотношений затруднено из-за широкого спектра условий выпуска и

обращения разнообразных видов  ценных бумаг и операций с иностранной

валютой.

Согласно действующему заколу налог  па операции с ценными бумагами

уплачивается при регистрации  проспекта эмиссии, а также при  купле-продаже

ценных бумаг. В первом случае величина налога составляет 0,8 % от

номинальной суммы эмиссии. Во втором случае покупатель и продавец

уплачивают налог в процентном отношении от суммы сделки.

Налоговый регламент исчисления и  уплаты налога на доходы от операций на

рынке ценных бумаг предусматривает, что эти доходы вычитаются из валовой

при были и облагаются в особом порядке. При распределении чистой прибыли

погашаются долговые обязательства  перед акционерами и владельцами  ценных

бумаг и появляются налоговые обязательства  по исчислению и уплате налога на

капитал Налог по ставке 15 % удерживается на момент выплаты источником

суммы начисленных доходов.

В 1997 г. был введен налог на покупку  иностранных денежных знаков и

платежных документов, выраженных в  иностранной валюте. Плательщиками  налога

ста ли субъекты, покупающие валюту, кроме  бюджетных организаций и

Центробанка на сегодняшний день налогооблагаемой базой выступают:

а) сумма в рублях, уплачиваемая при покупке валюты;

б) сумма погашения депозитов, открытых в рублях (при погашении их в

валюте).

В 1997 г. налог взимался по ставке 0,5 % от налоговой базы, в 1998 г.

1%, включая и безналичные операции  с покупкой валюты. Налоговые  поступления

распределялись между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  РФ в

соотношении 60:40. Это соотношение сохраняется и сейчас.

Налоги - источники формирования дорожных фондов. В настоящее время ним

относятся: налог на реализацию горюче-смазочных  материалов (ГСМ)[3]: налог

на пользователей автодорог[4]; налог  с владельцев транспортных средств;

налог на приобретение автотранспортных средств.

В соответствии с Налоговым кодексом в систему налогообложения введены

два региональных налога — дорожный и транспортный.

Существуют различные льготы в  виде изъятий и скидок.

Социальные налоги — это целевые  налоги в виде внебюджетных социальных

фондов РФ. К ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования,

Фонд занятости населения и  Фонд обязательного медицинского страхования.

Внебюджетные социальные фонды  РФ характеризуются следующими особенностями:

контролируются государством;

отчисления в эти фонды производятся от всех сумм оплаты труда;

по своей сути они являются страховыми.

Для каждого из перечисленных российских фондов существует инструкция,

регламентирующая порядок начисления страховых взносов. Размер взносов в эти

фонды ежегодно устанавливается федеральным  законом.

Страховые взносы в фонды обязательного  медицинского страхования и

Государственный фонд занятости населения  начисляются на вес виды оплаты

труда, включая выплаты по договорам  подряда и поручения.

В Фонд социального страхования  взносы начисляются на все виды оплаты

труда, кроме выплат по договорам  подряда и поручения. Предприниматель  по

согласованию с отделением Фонда  может самостоятельно расходовать  на

определенные законодательством  цели до 74 % начисленной суммы страховых

взносов.

Все указанные платежи рассчитываются на единой базе. Основой служит:

для работодателей — сумма выплат в денежной и (или) натуральной

форме, начисленных в пользу работников по всем основаниям независимо от

источников финансирования;

для индивидуальных предпринимателей — доход от их деятельности за

вычетом расходов, связанных с его  извлечением;

для адвокатов — выплаты, начисленные  в их пользу;

для граждан (физических лиц) — сумма  выплат (вознаграждения),

начисленных в их пользу по всем основаниям независимо от источников

финансирования.

Размер социальных платежей в 2000 г. приведен в Приложении Ж.

 

Заключение

 

В данном реферате затронут аспект использования налогов при

формировании казны государства. Для экономики важны содержание и конечные

цели действия налогового механизма. Поэтому, как бы ни называлась форма

принудительного, неэквивалентного, безвозвратного изъятия доли дохода

гражданина или предприятия, она  всегда будет выражать одностороннее

движение денежной формы стоимости  от ее создателей к государству.

Исторический аспект развития налогообложения  поможет понять экономическую

сущность нынешних налогов. Платить  налоги обязан каждый гражданин, тем

самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованного образа жизни

всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело с конкретными

формами, в которых общественно  необходимая категория «налог»  используется

государственной властью. Согласие на тот или иной налоговый регламент  дает

нация в целом. Следовательно, степень  развития демократического режима

вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени и полнота

реализации фундаментальных принципов  налогообложения: справедливость,

равномерность, ясность и экономичность  налогов. От выбора форм реализации

этих принципов зависит, во что  будет обращен далее налог  — во благо или во

зло. Этот выбор мы определяем сами — через нашу волю к экономической

свободе и наше желание жить в  цивилизованном обществе.

 

Список литературы

 

1. Налоговый кодекс Российской  Федерации: В 2 ч. – М.: Кодекс, 2001.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации в схемах – М.: КОНСЭСКО-Пресс,

2001.

3. Грунина Д. К., Ивченов Л. С. Основы деятельности налоговых органов.

М., Финансовая академия при Правительстве  РФ, 2000.

4. Дуканич Л. В. Налоги и налообложение Серия «Учебники и учебные

пособия». – Ростов на Дону: Феникс, 2000.

5. Дуканич Л. В. Налоговое регулирование: принципы и модели. .. Роль

государства в экономике. Под ред. В. Н. Овчинникова, О. С.

Белокрыловой – Ростов: Тодикс Папир, 1997.

6. Евстигнеева Е. Н. Основы  налогообложения и налогового  права: Учеб.

пособие. – М.: Инфра-М, 2000.

7. Каширина М. В., Каширин В.  А. Федеральные, региональные  и местные

налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами: Учеб. пособие.

М.: БЕК, 2001.

8. Осетрова Н. И. Налоговое  право.. Налоговый вестник. – 2001. - № 4,8.

9. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации:

Учебник. – М.: МЦФЭР, 2001.

10. Пушкарева В. М. Госбюджет.  Налоги. – Орехово-Зуево, 2000.

Информация о работе Налогообложение в России