Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 11:22, реферат
Слово «дизайн» сегодня встречается повсеместно. По «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Дизайн многолик. Стремительное развитие индустрии в ΧΧ веке сделало массовым процесс изготовления вещей. На смену уникальным изделиям мастера пришло производство штампованных товаров, объекты которого сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления, а также конструкции, композиции и орнамента. Они заложены в художественных традициях народного творчества и могут служить базой для современного дизайн-проектирования. Тенденция возврата к национальным традициям является самой положительной особенностью современного направления современного дизайна. Итак, мне интересна тема народного творчества и современного дизайна, поэтому я решила провести ряд исследований и поставила цель.
Актуальность………………………………………………………………….3
Глава 1 Исследования………………………………………………………..3
Глава 2 Собственная точка зрения…………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………10
Список используемых источников информации…………………………..11
Приложение…………………………………………………………………..12
Народные традиции в современном дизайне: первооснова творчества или модные тенденции |
Выполнила: Пашкурная Александра, ученица 9 «А» класса Руководитель: Панченко Светлана Вячеславовна, учитель технологии |
|
Полтавка 2011 |
Содержание
Актуальность………………………………………………
Глава 1 Исследования………………………………………………
Глава 2 Собственная точка зрения…………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников информации…………………………..11
Приложение……………………………………………………
Актуальность
Слово «дизайн» сегодня встречается повсеместно. По «Толковому словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты». Дизайн многолик. Стремительное развитие индустрии в ΧΧ веке сделало массовым процесс изготовления вещей. На смену уникальным изделиям мастера пришло производство штампованных товаров, объекты которого сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления, а также конструкции, композиции и орнамента. Они заложены в художественных традициях народного творчества и могут служить базой для современного дизайн-проектирования. Тенденция возврата к национальным традициям является самой положительной особенностью современного направления современного дизайна. Итак, мне интересна тема народного творчества и современного дизайна, поэтому я решила провести ряд исследований и поставила цель.
Глава 1. Исследования
Цель исследования: ответить на вопрос «Какое место отводится народным традициям в современном дизайне? Что это – первооснова творчества или модные тенденции». Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- аналитический обзор литературных, иллюстративных источников, посвященных проблемам народного искусства, художественных промыслов в этой области.
- исследование традиционного применения выразительных элементов и композиционных средств в художественных промыслах: ткачество, кружевоплетение, вышивка.
Объектом исследования стали:
дизайнерские изделия современных мастеров (посуда, скульптура, костюм, вышитые картины), интерьеры помещений
Предметами исследования являются образцы народных изделий и используемые в них композиционные приемы, элементы и средств.
Мною была выдвинута рабочая гипотеза, что сегодня использование национальных традиций в современном дизайне это все – таки модные тенденции, но я не исключаю и того, что мастера в своей работе используют приемы и средства народного творчества.
Декоративно – прикладное искусство зародилось в глубокой древности, и подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые в быту вещи, создавая предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда. Существующие в промыслах национальная стилистика и художественная образность отражали традиции и вкусы народа, сделав их носителями истинных духовных и пластических ценностей. Изготовляя какую – либо необходимую в быту вещь, условным языком орнамента мастер воспроизводил картину мира. За долгие века вырабатывались своеобразные правила. Например, форма предмета продиктована его назначением, поэтому она идеально проста и продуманна. Форма предмета и его декор должны соответствовать друг другу. Положение изменилось с развитием классового общества. Разделение труда породило профессиональное искусство. Жизнь менялась, и вместе с ней менялось и народное искусство. Сила традиции как раз в том, что она чутко откликается на изменения действительности. Будь иначе, народное творчество давно превратилось бы в холодную стилизацию. А ведь оно радует нас и сегодня! Например, мифологическое значение древних символов забывалось – мастер часто уже не знал, что означают те или иные образы, и все же не отказывался от них – увенчал крышу избы коньком, вырезал на ставнях солнечные розетки. Но все же символы приобретают все более декоративный характер. Сегодня народное искусство переживает второе рождение. Золотую хохломскую чашу сегодня мы покупаем не потому, что она нужна в хозяйстве. Она очаровывает нас благородством формы, изяществом росписи. За эту красоту мы как бы освобождаем вещь от исполнения прямой ее функции и ставим на полку как украшение интерьера. Сегодня декоративная сторона все больше преобладает в произведениях искусства.
Ведь за каждой вещью - будь то резная прялка или вышитое полотенце, расписная ложка или тканая скатерть - талант, труд и единодушие многих людей в идеале - целого народа! И красота - тоже из этого источника. И конечно от родной природы, у которой мастер учится неустанно. И краски у нее берет, и ритмы, и формы - вспомнить хотя бы типичные для русского Севера ковши в форме плывущей птицы. Подобно природе, народное искусство отбирает только лучшее и шлифует его столетиями, создавая по истине совершенные технологии, формы, орнамент, колорит. Со временем, все это приобретает характер традиции: раз достигнутое прекрасное должно сохраниться - таково требование народа. Вот почему и говорят о произведениях народного искусства как о памятниках истории и культуры.
Один из крупнейших исследователей народного искусства - В.М.Василенко недавно «прочитал» символику деревянного ковша-черпака из района г.Козьмодемьянска. Вглядевшись в черпачок, вы без труда увидите голову лебедя, выше украшенные радиальными насечками круг и ромб. Это очень древние мотивы, чаще всего обозначавшие солнце. А венчает все изделие фигурка коня. Он стоит торжественно, как на пьедестале. Без сомнения, это не обычная крестьянская лошадка, а самый настоящий «конь-огонь»! Чтобы символика вещи стала понятной, напомним, что на протяжении веков в народе жило поэтическое представление о том, что днем по небу светило в возке тянут кони, а ночью оно пересаживается в ладью, которую влекут по подземному океану лебеди или утицы.
Этот, часто непонятный нам теперь смысл делал вполне обычную вещь неотъемлемой частью не только повседневного быта, но и мировоззрения народа, связанного с особенностями его мировосприятия и этическими идеалами.Народное искусство Руси было по преимуществу крестьянским поэтому в нем отчетливо отразился взгляд земледельца на окружающий мир. Какие понятия занимают в таком миросозерцании центральное место? Солнце, земля, вода. Ну и, конечно, все, что на земле произрастает. Отсюда и главные «персонажи» народного искусства: солнце, которое чаще всего изображалось в виде креста, ромба или розетки; кони и птицы; прочно связанные с водной стихией русалки; мифическое Древо Жизни, символизировавшее нескончаемое произрастание плодов земных; наконец Мать Сыра - Земля, образ которой ученые узнают в вышитых на полотенцах женщинах с воздетыми к небу руками, словно просящих у него дождя и благодатных солнечных лучей, и в глиняных игрушках из самых разных областей России - баба с младенцем у груди, а по подолу - яркие «солнышки».
Вышивка - одно из распространенных в мире искусств. В российских городах, селах и деревнях вышивкой занимались издавна, украшали ею одежду, головные уборы, вещи домашнего обихода. Сказочные, с пышными хвостами жар-птицы, раскидистые древа жизни с огромными цветами, застывшие в безмолвном молчании величавые женские фигуры с воздетыми к небу руками украшали рубахи и сарафаны, головные уборы и платки русских крестьянок. Постели в избах убирали нарядными настилальниками с богато расшитой каймой. Самые красивые полотенца, порой в сплошь покрытые узорами, служили нарядным убранством жилища. Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны с трудовой деятельностью людей и хранили их древние представления. Так, например, вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, Образ Матери Сырой Земли. Вышивали и узоры, похожие на цветок ромашки, вокруг которого словно бы свернулась колечком гусеница. Шерстка ее завилась петельками и колечками. В свое время служили эти необычные узоры календарем. Каждая из фигурок, что вырастала на спине гусеницы, указывала на смену времени года, на день посева и уборки хлебов, на основные фазы развития озимой ржи, которая лучше всего родилась на северной земле, где и бытовал этот шитый календарь. Шесть лепестков цветка и шесть ростков между ними означали двенадцать месяцев года. В далекие времена символика и орнамент имели еще и обрядовую, магическую роль. Определенные линии имели свое значение. На ритуальной чаше древний земледелец горизонтальной волнистой линией обозначал небесную воду, вертикальными - дождь, точками и галочками - семена и всходы растений. Так он выразил свою надежду на урожай, на дождь. Существуют несколько видов орнамента. Геометрический орнамент состоит из точек, прямых и перекрещивающихся линий, зигзагов, кругов, звезд. Он украшает резные прялки, трепала и рубели для обработки льна, детали деревенского ткацкого станка. Из мира живой природы взял человек элементы растительного и звериного орнамента. Гирлянды ветвей и листьев, цветов и плодов украшают произведения ювелирного искусства, входят в рисунок кружева, деревянной резьбы, керамики. Изобразительные мотивы из фантастических и реальных зверей и птиц или отдельных частей их фигур (конских голов, оленьих рогов) образуют зооморфный или зверообразный орнамент, известный в народном ткачестве и вязании. Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских и мужских фигур или полуфигур. Он чаще всего встречается в русской вышивке. Искусное соединение букв в текстах превращает строку в нарядный орнамент. Такие стилизованные надписи украшают, например, среднеазиатские средневековые мечети, встречаются в заглавиях рукописных и старопечатных книг, древних грамотах, надписях на иконах, на ювелирных изделиях. Это так называемая вязь или шрифтовых орнамент. Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков. Орнамент может быть одноцветным и многоцветным, выполнен на поверхности предмета рельефно, выпукло, или, наоборот, заглублен. Каждая эпоха, каждая нация выработала свою систему орнамента. По ней можно было определить и время, и страну, где была создана та или иная вещь. Так на критских сосудах встречаются мотивы морских звезд и угрей. Для древнеегипетского орнамента обязательны цветы лотоса, папирус. Ассирийское декоративное искусство переняло у египтян изображения лотоса и ввело пальметту и розетку, которые чередуются с остроконечными формами цветов и плодов лотоса. В древнегреческом искусстве одним из основных элементов орнамента был меандр (ломанные под прямым углом линии), а позже - элементы растительного и животного мира. Переплетение, или вязь - любимый прием древнерусского орнамента. В его кружевную сетку искусно вплетены фигурки людей, силуэты животных и птиц.
Большой вклад в изучение народного искусства и культуры России внесли научные труды П.Г. Богатырева , И.Я. Богуславской , Г.К.Вагнера , В.М.Василенко , В.С.Воронова , С.Масловой , М.Л.Некрасовой , Т.М.Разиной.Исследования этих авторов рассматривают народное искусство в историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспектах. Так, в монографических трудах В.М. Василенко подробно анализируется история народного искусства от истоков ее зарождения до начала 70-х годов XX века. Широко и многогранно история и современность народного искусства рассматривается в трудах М.А. Ильина, более известного капитальными исследованиями по русской архитектуре. Начиная с книги «Русское декоративное искусство» (64), изданной в 1959 году, историк русского искусства часто выступает со статьями, в которых стремится обозначить пути развития промыслов и промышленного производства, видя в них две стороны современного декоративно-прикладного творчества. Труды академика Б.А.Рыбакова (153-155) на примере изделий мастеров прошлого исследуют исходную базу единства искусства и ремесла, союз которых определяет и более позднее творчество ремесленников. Одна из важнейших проблем народного искусства - проблема традиции и новаторства в современных условиях. Сама по себе традиция - понятие полифоническое. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества и индивидуальной личности, потому что, как мудро отмечал Н.Н. Пунин: «Подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником». Большинство учёных под традиционностью народного искусства понимают древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность освоения. Это И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов Т.М. Разина , Б.А. Рыбаков и другие. В отличие от них М.А. Ильин усматривает в традициях народного искусства лишь прошлое, не видя никаких связей с современностью. По его мнению, в этом заключается отсталость народного искусства. С этим нельзя согласиться. По словам исследователя народного искусства и художественных промыслов В.М. Василенко: «Народное искусство всегда состояло из творчества индивидуальностей, исповедовавших общие взгляды
Народное искусство - наше материальное и духовное богатство. Уникальное и многообразное по своим видам, оно составляет значительную часть отечественной культуры. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые колокольные звоны и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям русского народа. Понимание прекрасного находило своё отражение в ремёслах, в быту, в прикладном искусстве, национальных костюмах, орнаментах, вышивках, где гармонично сочетались мотивы родной природы. Для того, чтобы любить Родину, нужно всё это знать. Подобные стремления замечаются нередко в просечных железных украшениях - образы коня, петухов, белок, растительных и геометрических орнаментов и мн. др. Для современных изделий характерна все же большая иллюстративность и конкретность, чем обобщенность и символичность. Богатство впечатлений, чувств, которые вызывает в творческой натуре мастера окружающая действительность, способствует появлению образов современного мира в сплаве с традицией.
Интерьер разных регионов России также подвергается художественной «обработке» - мебель нередко выполняется в старорусском стиле с элементами росписи или резьбы. Расписываются потолки, печи. Большое место отводится «мягкому» убранству - полотенцам, половикам, вышивкам и вязанию.
По-прежнему, как и в предыдущий период, новизна интерьера, его привлекательность и «обновление» достигаются с помощью предметов народного и декоративно-прикладного искусства. Так, полы покрываются паласами, а коридоры устилаются домоткаными половиками, такие же коврики вешаются на стенах (горизонтально или вертикально в несколько рядов). Иногда «коврами» в целую стену служат деревянные жалюзи, на которые вешаются всевозможные красочные предметы, картины. Мебель покрывается салфеточками, как в далекие 20 -30-е годы (кружевными, вышитыми). Большую роль в украшении интерьера, особенно шкафчиков, полок играет игрушка (дымковская, пензенская, филимоновская) - всевозможные барыньки, всадники, павлины, а также керамика, фарфор. Гжельские изделия занимают одно из важных мест в квартирах многих горожан, их коллекционируют, выставляют на специально изготовленных полках, шкафах и т.д. В коридорах развешиваются деревянные маски, керамические тарелки, устанавливаются «галошницы», вазы для зонтиков, ставятся стулья-чурбачки. Кухня у многих превращается в разноцветную шкатулку -разные досочки, ложки, прялки, плетеные абажуры, полочки, подставки, в которых много выдумки, изобретательства.
Глава 2 Собственная точка зрения
Я считаю, что народные традиции всегда будут присутствовать в современном дизайне. Будь то немецкий интерьер комнаты или тот же русский, в нем всегда будет присутствовать нотка народных традиций. В современной моде присутствует элементы народного декора, приёмы кроя и цветовые сочетания, присущие только народному стилю. Многие модельеры работают в этом направлении и этим самым прославляют себя и наши русские традиции. По-моему, это происходит потому, что народное искусство подобно бездонному колодцу – черпать из него можно великое множество идей! Известный историк моды Александр Васильев говорит: «… фольклор в чистом виде – это уже вчерашний день. Гораздо интересней видеть синтез исконно русского, традиционного с суперсовременным». Очень часто можно увидеть традиционные народные промыслы в современных творческих проявлениях: от покроя и украшения одежды до дизайнерского решения применения традиций в интерьере помещения. Используются узоры, которые своей загадочностью, яркостью, колоритностью вдохновляют на создание новых шедевров. (Приложение)