Опаловое (молочное) стекло

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2013 в 10:50, реферат

Краткое описание

Это изготовленное методом машинной вытяжки белое стекло. В двухслойном опаловом стекле основным стеклом служит прозрачное стекло, на поверхность которого наносится тонкий слой опалового стекла. При изготовлении однослойного опалового стекла в приготовленной для получения стекла массе находятся такие сырьевые материалы, благодаря которым создается впечатление, что стекло стало матовым и внешне напоминающим молоко. У двухслойного опалового стекла коэффициент светопропускания больше, чем у однослойного.

Вложенные файлы: 1 файл

Цветные и опаловые стекла.docx

— 25.10 Кб (Скачать файл)

Опаловое (молочное) стекло

 

Это изготовленное методом  машинной вытяжки белое стекло. В  двухслойном опаловом стекле основным стеклом служит прозрачное стекло, на поверхность которого наносится  тонкий слой опалового стекла. При  изготовлении однослойного опалового  стекла в приготовленной для получения  стекла массе находятся такие  сырьевые материалы, благодаря которым  создается впечатление, что стекло стало матовым и внешне напоминающим молоко. У двухслойного опалового  стекла коэффициент светопропускания больше, чем у однослойного.

Виды стёкол для архитектуры  и дизайна интерьера

В настоящее время плоское  стекло изготавливают главным образом  с помощью флоат–метода, однако, устаревшие метод вытяжки и метод  прокатки всё ещё пользуют в незначительном объёме при производстве декоративных стёкол, среди которых можно назвать  изготовление узорчатого стекла с использованием различных способов прокатки.

Также и метод выдувки  стекла по-прежнему находит применение, например, при производстве различных  художественных изделий из стекла. Готовое «обычное»  стекло можно  в дальнейшем обработать различными методами таким образом, чтобы оно  соответствовало своему назначению.

Стекло – история его  открытия и употребления

 

Точную дату и место  первого появления и осознанного  употребления стекла на планете ученым установить пока не удалось. Известно лишь, что древние люди заметили две формы этого материала, образующиеся в естественной природной среде. Одна – это длинные стеклянные трубы в песке, образующиеся в  местах удара молнии и оплавления кварца. Вторая – это обсидиан –  оплавленная вулканической лавой  смесь скальных пород и песка. Обсидиан практически сразу же нашел  практическое применение в быту древних  людей – его приспосабливали  для украшений, посуды и даже использовали в качестве денежных знаков!

 

Но когда же люди впервые  осознанно получили прозрачное или  цветное стекло и начали его использовать в своей ежедневной жизни? Популярна  легенда, гласящая о том, как финикийские  мореходы поставили посуду и металлические  подносы с углями на блоки из соды, а те, в свою очередь, на песок. И  за ночь огонь растопил соду, и, смешавшись с песком, под длительным нагревом та превратилась в стекло.

 

Однако более научные  теории появления цветного стекла присваивают  пальму первенства в создании этого  удивительного материала египетским или месопотамским гончарам (стекло могло появиться как побочный продукт при обжиге глиняной посуды на открытом огне). Доподлинно установлено  лишь то, что самым древним на Земле из найденных изделий является знаменитая Египетская цепочка, 115 фрагментов которой были обнаружены в 1937 году археологом Шлумбергером и которая датируется 2 750 годом до нашей эры.

Цветное стекло – небольшой  экскурс в историю

 

Доподлинно установлено, что цветное стекло было известно шумерам (они изготавливали стеклообразную глазурь разных оттенков и ею покрывали  коническую черепицу для своих знаменитых храмов) и египтянам Нового Царства, которые получали цветное стекло спиралевидной формы для своих  сосудов, причем окрашивалась стеклянная глазурь посредством различных  примесей к соде и песку.

 

Первое же подробное методическое описание по производству стекла на глиняных табличках относится к 650 году до нашей эры, и было найдено археологами  в библиотеке Ашурбаниала – ассирийского царя.

Цветное стекло – постепенное  совершенствование технологии

 

Египтяне плавили стекло в глиняных горшках, которые ставились  на открытый очаг. Спекшиеся фрагменты  окунали в ледяную воду, в которой  они неизбежно растрескивались. Их осколки (иначе, фритты) растирали  специальными жерновами и вновь  пускали в плавку. При этом, как  правило, устанавливались две печи – для предварительной плавки сырьевого стекла и дл переплавки фритт. Чуть позднее они познакомились  с процессом прессования раскаленного стекла с целью придания ему необходимой  плоской формы.

 

Производство стекла получило революционное развитие с момента  открытия удивительной технологии –  выдувания стекла посредством полой  трубки. Элементарная трубка в руках  опытного мастера с хорошим художественным чутьем превращала бесформенную субстанцию из расплавленного сырья в изящные  изделия из прозрачного или цветного стекла различной формы (с внутренним объемом).

 

Первыми оттенками цветного стекла стали фиолетовые, пурпурные, голубые, желтые и синие тона. Также  примерно за 1200 лет до нашей эры  получило распространение зеленое  стекло, получаемое добавлением в  сырье для плавки железа и меди. Еще стеклянные изделия начали украшать медью примерно в то же время. Европа познакомилась с цветным стеклом  на самой заре первого тысячелетия  – мастера получали синие изделия  с помощью кобальтовых добавок  при их изготовлении.

 

Что касается территориального распространения цветного стекла, купить которое можно было только за очень  немалые деньги, то археологи подтверждают его активное применение в Древнем  Египте, на Ближнем Востоке (Финикия, Сирия, Причерноморье), в Поднебесной (всплеск стекольного производства в Китае пришелся на 3-5 века до нашей  эры) и даже в Сибири (где, по утверждениям ученых, родилась технология выдувания  стекла через трубку).

 

Мрачное Средневековье изгнало  цвет из стекла на долгое время. Однако уже в 982 году нашей эры стеклодувы Венеции опробовали привезенные  с Ближнего Востока секреты изготовления цветного стекла и изделий из него, создав первую из позднее ставших  знаменитыми на весь мир венецианских ваз.

 

С той поры начался настоящий  расцвет венецианского стекла, ставшего едва ли не главным товаром этого  небольшого гордого города – государства. При этом рецептура и технология постоянно совершенствовались мастерами  и хранились в исключительном секрете от конкурентов (вплоть до запрета  выезда из города владеющих этими  тайнами).

 

Примерно к 15-му веку венецианским мастерам удалось настолько усовершенствовать  технологию производства стекла, чтобы  получить прозрачное стекло «кристалло», совершенно свободное от примесей, на которое наносилась позолота и  эмаль для украшения изделия. Следующий, XVI век принес с собой  начало производства аметистового (матового) стекла, а также алмазных игл для  его гравировки.

 

Венецианская школа оказала  значительное влияние на французских, английских и испанских стеклодувов, однако некоторые более поздние  французские и британские техники  превзошли ее в части расписного портрета или гравировки.

Цветное стекло – история  возникновения и освоения технологии листового стекла

 

 

 

В 1330 году был придуман способ производства плоского оконного стекла.

Его родоначальником стал француз Кокерей, придумавший следующий  алгоритм:

Мастер выдувал из расплавленного стекла почти круглый пузырь;

Не затвердевший еще пузырь раскрывали в чашу и начинали быстро вращать;

Под воздействием центробежных сил чаша сама собой трансформировалась в тонкий совершенно плоский круг.

 

Данные стекла называли лунными  за круглую форму и немного  недолюбливали за неизбежный бугорок  в центре круга.

Позднее прозрачное и цветное  стекло стали изготавливать холявным способом:

Выдували продолговатый  пузырь огромных размеров – холяву;

После затвердения холяву разрезали вдоль и снова отправляли в печь, уложив на специальную плоскую  плиту;

После размягчения холяву вытаскивали, разворачивали и разглаживали.

 

Холявный метод изготовления прозрачного и цветного стекла активно  применялся вплоть до прошлого столетия. Уникальным подвидом холявного способа  стеклопроизводства является метод  Любберса-Чемберса, когда в ёмкость  с расплавленным стеклом погружают  кончик стеклодувной трубки и, нагоняя  в нее воздух, начинают медленно поднимать его вверх. При этом начинает плавно вырастать стеклянный столб большого диаметра, останавливающийся  лишь на отметке в 13 метров! Образовавшуюся колонну из стекла (весом, ни много  ни мало в 300 тонн) предельно аккуратно  и бережно опускают на специальные  козлы, распиливают на отдельные  фрагменты, расправляемые затем  в плоские листы.

 

Бельгиец Фурко же изобрел  специальную машину, вытягивающую расплавленную  стекломассу не в столб, а в  ленту, на поверхности которой плавает  особый инструмент из неплавкого материала  – лодочка, с узкой длинной  щелью в ее дне. При нажатии  на лодочку, сквозь эту щель продавливалось стекло, тут же ловко подхватывалось приманкой и поднималось вверх. Постоянная ширина стеклоленты обеспечивалась свойством ее краев отвердевать  быстрее середины. Далее ленту  подхватывали за отвердевшие части  пара вальцов, вращавшихся в разных направлениях, и тянула ее дальше. Над  первой парой вальцов располагались  еще несколько таких же приспособлений, увлекающих стеклоленту вверх, пока на отметке в 5 метров она не выходила из машины практически полностью  остывшей. В конце от ленты отрезались куски требуемых размеров.

 

Одна из самых современных  технологий изготовления прозрачного  или цветного стекла, купить которое  сейчас можно в любой точке  земного шара, получила название флоат  – от английского глагола «to float», означающего «плавать на поверхности». Суть ее в формировании стеклоленты  на поверхности расплавленного олова, делающего идеально ровной заднюю сторону  стекла за счет контакта с такой  же ровной гладью металла, а переднюю – благодаря действию сил поверхностного натяжения массы расплавленного стекла (их еще называют огненной полировкой).

Цветное стекло – история  изготовления зеркал

 

Помимо привычных нам, прозрачных и цветных стекол, есть еще одна разновидность этого  материала, также хорошо нам знакомая, - это зеркало. Вплоть до XVII века нашей  эры человечество, конечно, активно  применяло зеркальные стекла, но их оптические возможности, мягко говоря, оставляли желать лучшего.

Но в 1688 году парижские  стеклодувы разработали новую, более  совершенную технологию производства зеркал:

Стекломасса в расплавленном  виде выливается на специальный стол для раскатки до совершенно плоского состояния.

Затем поверхность изделия  подвергается многоэтапной полировке: грубыми дисками из чугуна, абразивом  из песка вначале крупных, затем  мелких фракций, мягкими дисками  их толстого фетра.

 

На выходе получалась идеально гладкая зеркальная поверхность  без искривлений и преломлений.

Цветное стекло американского  образца – перенесемся в США XIX века

 

Пара американских художников Л.К.Тиффани и Д. Ла Фарж первыми  отважились поэкспериментировать именно над цветным стеклом – в  частности, использовать опаловое стекло с переливом, на что Ла Фарж и получил  в 1880 патент. Тиффани же запатентовал целую серию способов получения  и использования цветного стекла в том же 1880 году. А в 1887 году американская Стеклянная Компания Кокомо открыла  линию по производству опалового  цветного стекла путем его поочередного нагрева и остужения с добавлением  особых химических препаратов.

 

Как видите, цветное стекло, купить которое теперь можно в  широком ассортименте цветов и фактур, проделало долгий путь от древних  амулетов к современным витражам и другим декоративным изделиям! Тем  ценнее для нас его красота, вобравшая  опыт сотен поколений!

Назад

Опаловые фотографические  пластинки 

Опаловые фотографические  пластинки

получили свое название от опаловидного (криолитового) стекла, на которое наводится чувствительный к свету слой хлоро-серебряно-колодионной  или хлоро-серебряно-желатинной эмульсии. Отпечатанные на этих пластинках фотографические  позитивы имеют — при рассматривании на свет — очень эффектный вид, почему и получили большое распространение  в качестве одного из элегантных украшений  для окон, экранов и абажуров. Продажные О. пластинки представляют собой уже готовые О. стекла, покрытые слоем одной из вышеназванных  эмульсий. Отпечатывание на них позитивных изображений производится в копировальных  рамках подобно обычному получению  позитивов на бумаге (см. Позитив  фотографический), только время экспозиции бывает значительно короче: на дневном  свете достаточно 1-10 секунд, а при  керосиновой лампе в 10-20 свечей и  расстоянии в 2 аршина — от 10 секунд до 2 минут, в зависимости от силы света и прозрачности негатива. Отпечатанные таким образом изображения невидимы и нуждаются в проявлении по способам, изложенным при описаниях эмульсий. Проявленные изображения подвергаются промывке и, если сероватый тон отпечатка  не нравится, то пластинку вирируют и затем закрепляют, как указано в статьях описания эмульсий. Кроме готовых О. пластинок имеются в продаже хлоро-серебряно-колодионные и хлоро-серебряно-желатинные пластинки на прозрачном стекле, употребляющиеся главным образом для диапозитивов; такие пластинки можно также обратить в опаловидные при помощи наведения особого, беловатого слоя на обратную сторону пластинки после ее проявления и высушивания. Простейший способ приготовления такого беловатого, опаловидного слоя следующий: 5 частей обыкновенного желатина распускают в 100 частях (по весу) горячей воды и прибавляют 6 частей хлористого бария; затем подобным же образом приготовляют второй раствор из 100 частей воды, 5 частей желатина и 15 частей сернокислого натра; оба раствора смешивают, приливая первый раствор во второй небольшими порциями при постоянном помешивании; дав остыть смеси, образовавшийся беловатый студень, содержащий нерастворимый в воде сернокислый барит и растворимый хлористый натрий, разрезают на мелкие кусочки и промывают в холодной воде 2-3 часа для удаления последней из солей; отжав избыток промывной воды, студень снова распускают нагреванием и поливают им обратные стороны пластинок. Для получения равномерного слоя обливание пластинок и охлаждение наведенного слоя производят на горизонтально установленном стекле. После высушивания пластинки принимают вид О. и очень хороши для экранов и транспарантов. В продаже имеются особые металлические рамки, в которые пластинки вставляются весьма просто. При помощи крючков и петелек у этих рамок прозрачные фотографии удобно размещаются для украшения окон, фонариков, абажуров или экранов. Очень распространены за последнее время узорчатые рамки из цветных стекол.

Информация о работе Опаловое (молочное) стекло