Перспектива развития возобновляемых источников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:51, реферат

Краткое описание

Восстанавливаемая энергетика предлагает интересные перспективы для сельского и лесного хозяйств Украины. Она расширяет диапазон доступных источников энергии, создавая новые рынки сбыта для сельскохозяйственных производителей, в добавление к производству продовольствия. Она крепит энергетическую независимость страны за счет разнообразит источники энергоснабжения.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
Отношение в Украине к ВИЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Расширение использования возобновляемых источников энергии
(ВИЭ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Стратегия Украины по развитию ВИЭ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Мероприятия в Украине по ВИЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
Литература . . . . . . .

Вложенные файлы: 1 файл

современнка реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2

Отношение в Украине  к ВИЭ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Расширение использования возобновляемых источников энергии

(ВИЭ) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

Стратегия Украины по развитию ВИЭ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

Мероприятия в Украине  по ВИЭ . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . .  11

Вывод. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Восстанавливаемая энергетика предлагает интересные перспективы  для сельского и лесного хозяйств Украины. Она расширяет диапазон доступных источников энергии, создавая новые рынки сбыта для сельскохозяйственных производителей, в добавление к производству продовольствия. Она крепит энергетическую независимость страны за счет разнообразит источники энергоснабжения. Сочетание продовольственного и энергетического рынков повысит конкуренцию, а самые эффективные производители будут получать прибыль на новых рынках в будущем.

 На сегодняшний  день частица ВДЕ в общем  энергоснабжении Украины достаточно  небольшая: 2,8% включая большую гидроэнергетику и 0,8 % без нее Энергетическая Стратегия Уряду2 планирует рост этой частицы. Украинское Правительство осознает перспективы восстанавливаемой энергетики и внедрил много программ относительно разработки стратегий и специальных проектів3, например производство биоэтанола и биодизелю. В 2000 году был принят закон Украины "Об альтернативных видах жидкого и газового топлива". Его целью является поддержка производства и утилизации жидких биотоплив, биогаза, генераторного газа, шахтного метана и других альтернативных топлив. Одновременно были проведены информационные компании из повышения осведомленности населения в сфере энергоэффективности в Украине. Недавно было создано Национальное Агентство Украины по вопросам обеспечения эффективного использования энергетических ресурсов и межведомственная рабочая группа по вопросам сокращения потребления газа в Украине.

 

 Большинство восстанавливаемой  энергетики в Украине на сегодня  приходятся на большую гидроэнергетику  и отапливаемые котельные и  печи, которые работают на биомассе. Также существует несколько ветровых электростанций и геотермальных отапливаемых систем. Украина владеет научной и производственной базой для производства технологий восстанавливаемой энергетики, но качество и надежность существующих технологий в Украине должно совершенствоваться. Наиболее значительными факторами для возможности роста использования восстанавливаемой энергетики является себестоимость и финансирование. Субсидирование традиционной энергетики и другие рыночные и законодательные искривления (например государственные субсидии на угольную промышленность и промышленность из производства природного газа (ПГ), перекрестное субсидирование тарифов на электроэнергию, достаточно мягкое законодательство в сфере экологии в части загрязнения окружающей среды) только усложняют ситуацию. Украинские политические деятели выдвигали ряд предложений для стимулирования производства и использования энергии из восстанавливаемых источников, но большинство из этих предложений так и остались предложениями. Для повышения использования восстанавливаемых источников энергии и полного достижения их экологического, экономического и социального эффекта необходимы более эффективные законодательные и нормативные документы а также политическая воля внедрять и финансировать объявленные программы.

 

 

Отношение в  Украине к ВИЭ

 Отношение к нетрадиционным (возобновляемым) источникам энергии у нас было и остается несерьезным.  На заре независимости в Украине, которой исторически досталась мощная энергетическая база (атомные, тепловые и гидростанции) и  избыточные по отношению к внутреннему потреблению мощности, даже говорить о развитии нетрадиционных источников энергии было не естественным. Стоимость энергии от нетрадиционных источников была явно выше, чем произведенной традиционным способом. Кроме того, возникал естественный вопрос: а зачем их развивать, если и так производим достаточно. Прошли годы… Ситуация изменилась. Существующие тепловые и гидростанции постарели, оборудование, в условиях хронической нехватки средств на его обслуживание и модернизацию, износилось; стоимость производимой традиционными способами электро- и теплоэнергии значительно возрасла; усилилось негативное воздействие энергопредприятий на окружающую среду. Значительно выросла и стоимость топлива, используемого для производства тепловой и электрической энергии, и, что существенно, имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. А самое главное, большая часть этого топлива имеет зарубежное происхождение и его поставки не диверсифицированы. Последние события в газовой сфере (создание РосУкрЭнерго и перехват Россией туркменского рынка) фактически сделали Украину энергетически зависимой от России на долгие годы, что довольно остро ставит вопрос об определении целей, приоритетов и основных принципов развития энергетики на перспективу, включая формирование оптимальной структуры топливно-энергетического баланса. Но, несмотря на «остроту» и актуальность этого вопроса, мы до сих пор живем в неведении относительно того, как и на базе каких ресурсов планируется развивать топливно-энергетический комплекс Украины, по-прежнему открытыми остаются ключевые вопросы, ответы на которые  определят не только будущее развитие энергетики, но и экономики страны в целом:

  • Как и за счет чего в  условиях критического уровня износа основного производственного оборудования и неразрешенных проблем с дебиторско-кредиторской задолженностью будет развиваться теплоэнергетика?  
  • На каких принципах и, что главное, за счет каких ресурсов будет развиваться гидроэнергетика?
  • Какова судьба атомной энергетики? Остановимся ли мы на вводе в эксплуатацию двух новых блоков? Будем ли продлевать сроки эксплуатации существующих? 
  • И, наконец, какова роль нетрадиционных (возобновляемых) источников энергии в будущем энергобалансе страны?

 

Увы,  все эти вопросы  пока что не обрели сколь-нибудь вразумительных ответов и, думаю, врядли в этом отношении что-либо изменится в самом ближайшем будущем. Четвертый год разрабатывается и обсуждается энергетическая стратегия Украины до 2030 г. Необходимость скорейшей подготовки этого документа понятна, не понятно другое: почему он до сих пор не был рассмотрен и принят.  В итоге, нравится нам это или нет, на сегодня реалии таковы, что «плод четырехлетней работы» под названием «Энергетическая тратегия Украины до 2030 г.», по-видимому, уйдет в небытие. Формирование энергетической политики и, уже на ее базе, энергетической стратегии Украины будет осуществляться новым правительством исходя из целей и приоритетов, которые будут установлены им для внутренней и внешней политики Украины.

 

Расширение использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ)

 

Любые долгосрочные программы Европейского Союза формируются под воздействием серьезных факторов и направлены на перспективу. Стратегия ЕС в сфере  использования ВИЭ  также опиралась  и была сформирована под воздействием существенных обстоятельств, которые вызывали обеспокоенность в европейском сообществе, а именно:

  • растущая зависимость энергообеспечения стран ЕС от импорта энергоносителей и, как следствие, снижение надежности энергообеспечения,
  • исчерпание природных ресурсов, увеличение стоимости их добычи, а, следовательно, и их цены,
  • усиление напряженности в странах, традиционно являющихся поставщиками энергоресурсов,
  • растущее негативное воздействие предприятий топливно-энергетического комплекса на окружающую среду,
  • накопление бытовых и промышленных отходов, которые в условиях развития и внедрения соответствующих технологий могут быть использованы для производства тепло- и электроэнергии.

 

Повышение качества жизни  в странах – членах ЕС, являющееся одной из ключевых задач сообщества, не возможно в случае сохранения, а тем более усиления воздействия этих факторов на  развитие экономики. Чтобы нейтрализовать их, а некоторые из них, например, такой как накопление бытовых и промышленных отходов, эффективно использовать в интересах общества, и была сформирована стратегия ЕС в сфере возобновляемых источников энергии.

 

Среди основных преимуществ использования  возобновляемых источников энергии, были названы – соответствие общей  стратегии устойчивого развития, уменьшение зависимости от импорта энергоносителей и сокращение выбросов СО2 в атмосферу. Т.е. фактически – повышение качества жизни и надежности энергообеспечения за счет изменения структуры энергопотребления.

Появление Зеленой книги  вызвало широкую дискуссию в сообществе, по итогам которой уже через год была принята Белая книга Европейской Комиссии, утвердившая Стратегию и план действий ЕС в сфере ВИЭ. В этом документе была подтверждена глобальная задача, зафиксированная в Зеленой Книге – удвоение к 2010 г. доли возобновляемых источников энергии в общем энергобалансе. Причем в Стратегии достижение 12% барьера уже признано минимальной задачей для стран-членов ЕС. По мнению экспертов в результате ее реализации удастся достичь более впечатляющих результатов.

Для достижения поставленной задачи Стратегия предусматривает реализацию следующих первоочередных меропиятий:

  • Обеспечение недискриманионного доступа ВИЭ на рынок производства электроэнергии;
  • Введение фискальных и финансовых мер, способствующих более широкому использованию ВИЭ (проведение гибкой инвестиционной политики, введение льготного налогообложения,  предоставление субсидий на создание новых производственных мощностей, обеспечение финансовых стимулов для потребителей энергии с целью стимулирования их к использованию энергии от ВИЭ).
  • Поддержка новых инициатив, касающихся использования биомассы для нужд транспорта, производства тепла, электроэнергии, в т.ч. усиление рынка топлив, получаемых из биомассы, продвижение биогазовых технологий, расширение  использования твердой биомассы.
  • Поддержка использования ВИЭ при строительстве и реконструкции зданий (в особенности это касается использования солнечной энергии).

 

Большое внимание в Стратегии  уделяется вопросам повышения информированности  лиц, принимающих решения, потенциалу использования ВИЭ, в частности  в таких сферах, как защита окружающей среды, безработица, конкуренция и господдержка, технологические исследования и разработки, региональная политика, сельское хозяйство и др.

 

Стратегия Украины  по развитию ВИЭ.

 

Сразу же заметим, что  возобновляемые источники энергии определяются в законодательсве Украины как альтернативные, возобновляемые и нетрадиционные  (чтобы избежать путаницы будем далее пользоваться термином ВИЭ).

Основновным документом, регулирующим деятельность, связанную  с развитием ВИЭ, является Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии», вступивший в силу в феврале 2003 года. Поскольку этот закон разрабатывался и принимался в то время, когда наличие соответствия законодательства принципам европейских директив уже считалось обязательным, основы государственной политики в сфере развития ВИЭ в основном совпадают с теми, которые действуют в Европейском Союзе. Но,  практически все, задекларированые в законе принципы развития ВИЭ, носят исключительно декларативный характер, поскольку ни самим законом, ни другими нормативными актами не предусмотрено механизмов их реализации. Что касается финансирования мероприятий в сфере ВИЭ, то, согласно закону, они могут осуществляться за счет средств предприятий, учреждений, организаций, государственного и местного бюджета, добровольных взносов, а также за счет средств, предусмотренных в оптовом тарифе на электроэнергию, путем введения специальной целевой надбавки. Последняя возможность является единственным реалистическим инструментом содействия развитию ВИЭ, хотя далеко не оптимальным. Заметим, что на практике этот механизм используется исключительно для развития ветроэнергетики, которая, на наш взгляд, не является приоритетным направлением развития возобновляемых источников энергии в такой стране, как Украина.

Кроме закона за годы независимости было принято целый ряд концепций и програм, в которых также декларировалась необходимость развития возобновляемых источников энергии. Все эти документы также обошли вниманием такой вопрос, как определение механизмов решения поставленных в них задач.

 

Что ж мы имеем в  итоге?

1. Задекларированные  намерения развивать возобновляемые  источники энергии без каких  либо механизмов, стимулирующих  их развитие. И это в условиях,  когда:

  • энергообеспечение Украины является опасно зависимым от импорта энергоносителей  из России (газ, нефть, ядерное топливо) как с точки зрения доли импорта, так и с точки зрения тенденции к росту стоимости топливных ресурсов,
  • наблюдается рост негативного воздействия предприятий ТЭК на окружающую среду, обусловленный  старением оборудования и  отсутствием средств на проведение экологических мероприятий,
  • усугубляются проблемы  с переработкой бытовых и промышленных отходов - обилие в Украине накапливаемых неперерабатываемых отходов может поразить воображение представителей любой из стран ЕС,
  • на отечественном рынке появляются новые технологии использования ВИЭ.

 

2. Масса проблем, препятствующих  вхождению на энергетический  рынок энтузиастов нетрадиционной  энергетики, вкладывающих в развитие  ВИЭ собственные средства (технические и организационные проблемы, связанные с присоединением ВИЭ к электрическим и тепловым сетям, тарифное регулирование, разрешительная система и т.д). 

 

Возможно ли при таких  условиях рассчитывать на расширение использования возобновляемых источников энергии в Украине? – вопрос риторический.

Все это говорит о  том, что на сегодня в такой  важной для будущего развития энергетики сфере государством почти ничего не делается (а то, что делается, не более, чем декларации о добрых намерениях). Увы, не видно и частной инициативы, лобирующией разработку и утверждение механизмов, открывающих возможности для развития этой перспективной для будущего сферы. Особенно это удивительно в условиях, когда Украина, несмотря на неприятие со стороны ЕС и ВТО, до последнего цепляется за сохранение существующих и вновь вводимых механизмов государственной поддержки для других сфер деятельности, таких, например, как бюджетное субсидирование, налоговые льготы, введение госзаказов, предоставление льготных кредитов и др., тем самым создавая себе проблемы в отношениях с ЕС и ВТО.  При этом, в случаях, когда и нормами ЕС и ВТО предусмотрены возможности осуществления государственной поддержки для развития какого-либо вида деятельности (как это обстоит с возобновляемыми источниками энергии), мы их игнорируем.

Информация о работе Перспектива развития возобновляемых источников