Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 20:17, курсовая работа
В курсовом проекте была рассчитана коробка скоростей вертикально-сверлильного станка. Были определены технические характеристики станка. Были рассчитаны диаметры валов исходя из допускаемых напряжений при кручении, модули передач, а так же осуществлена проверка зубчатых колес по касательным напряжениям и напряжениям изгиба, которая показала, что все напряжения находятся в допускаемых пределах.
Задание. 3
Вычисление предельных частот вращения 4
Расчет передаточных отношений 7
Кинематическая цепь главного движения станка 10
Предварительный расчет коробки скоростей 12
Расчет зубчатых передач 14
Заключение 18
Список литературы: 19
Содержание
Спроектировать коробку скоростей вертикально-сверлильного станка.
Диапазон материалов: сталь 10 – сталь 80.
Инструментальный материал быстрорежущая сталь.
Максимальный диаметр отверстия 50 мм.
Определим максимальную и минимальную скорости резания:
(1) - значения коэффициентов принимаем по справочнику Косилова.
, , , , , мин;
, где , , .
Вычислим минимальную скорость резания:
м/мин;
Вычислим максимальную скорость резания:
м/мин;
Вычислим минимальное количество оборотов (2):
об/мин;
Вычислим максимальное количество оборотов (3):
об/мин;
Определим диапазон регулирования частоты вращения исполнительного органа (4):
;
Принимаем Z=12, .
Нормальный ряд частот вращения:
n1=250 об/мин;
n2=315 об/мин;
n3=400 об/мин;
n4=500 об/мин;
n5=630 об/мин;
n6=800 об/мин;
n7=1000 об/мин;
n8=1250 об/мин;
\
n9=1600 об/мин;
n10=2000 об/мин;
n11=2500 об/мин;
n12=3150 об/мин;
Структурная формула: .
Определим мощность резания: (5) , где
; (6)
(7)
КВт (8);
Мощность электродвигателя: (9);
КПД кинематической цепи: (10),
где ηрп – КПД ремённой передачи, ηрп= 0,95;
ηзп – КПД зубчатой пары. ηзп =0,97, (3 пары);
ηпк – КПД подшипников качения, ηпк =0,99, (4 пары).
КВт;
Выбираем двигатель 4А112М2У3 с мощностью
P=7,5 КВт, n=3000 об/мин.
Рисунок 1 – Структурная сетка
Рисунок 2 – График частот вращения
Передаточное отношение одиночной передачи определяется из уравнения кинематической цепи привода для минимальной частоты вращения шпинделя:
(11)
где nэ – частота вращения электродвигателя;
n1 – минимальная частота вращения шпинделя;
iРmin - минимальное значение i-групповых передач.
(12);
Для наиболее распространённого случая, когда зубчатые колёса в группе прямозубые, одного модуля и нарезаны без смещения исходного контура, числа зубьев ведущего Z и ведомого Z’ колёс определяются соответственно по формулам:
где a и b – взаимно простые числа, через которые выражается данное передаточное отношение, т.е. ; ∑Z – сумма чисел зубьев в рассматриваемой группе.
Двойной блок на втором валу:
(15)
(16)
Пусть ∑Z = 90, что соответствует стандартному значению. При ∑Z = 90 числа зубьев колес будут равны:
(17)
Тройной блок на третьем валу
(18)
(19)
∑Z = 90, что соответствует стандартному значению. При ∑Z = 90 и числа зубьев колес будут равны:
(20)
Двойной блок на третьем валу
(21)
(22)
∑Z = 90, что соответствует стандартному значению. При ∑Z = 90 и числа зубьев колес будут равны:
(23)
(24)
На основании кинематической цепи главного движения составляются все уравнения кинематического баланса:
Максимально допустимое отклонение:
(25)
(26)
Расчет отклонений по ступеням:
(27)
Nст, об/мин |
Nрасч, об/мин |
% |
250 |
249,74 |
0,104 |
315 |
317,85 |
0,904 |
400 |
399,58 |
0,105 |
500 |
499,48 |
0,104 |
630 |
635,7 |
0,9 |
800 |
799,16 |
-0,125 |
1000 |
998,96 |
0,104 |
1250 |
1271,4 |
1,71 |
1600 |
1598,33 |
-0,104 |
2000 |
1997,92 |
-0,104 |
2500 |
2542 |
1,68 |
3150 |
3196,68 |
1,4 |
Таблица 1 - Расчетные и стандартные числа оборотов ступеней коробки скоростей и их процентные расхождения.
Необходимо определить диаметры валов, модули и напряжения, действующие в зубчатых зацеплениях.
При динамическом расчёте привода главного движения максимальный крутящий момент определяется по расчётной частоте его вращения, которая принимается равной первой ступени второй четверти диапазона регулирования скорости. В нашем случае это четвертая ступень.
Определение крутящих моментов действующих на валах коробки скоростей.
где Pi и ni – номинальная мощность и расчетная частота вращения i-ого вала.
где Рэ – мощность электродвигателя, кВт;
ηобщ – к.п.д. коробки скоростей.
ηр.п. = 0,96 – коэффициент ременной передачи;
ηз.п. = 0,98 – коэффициент цилиндрической зубчатой передачи;
ηподш = 0,99 – коэффициент подшипников качения.
об/мин КВт;
об/мин КВт;
об/мин КВт;
об/мин КВт;
об/мин КВт;
;
;
;
;
;
(31),
где di – диаметр рассчитываемого вала, мм; [τкр] = 12 МПа – допускаемое напряжение кручения.
мм;
принимаем мм;
принимаем мм;
принимаем мм;
В качестве материала для расчета зубчатых колес принимаем Сталь 12ХН3А, 7степени точности, ГОСТ 4543-71, цементация.
Σв = 920 Мпа – предел прочности при растяжении;
σт = 700 Мпа – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
HRCэ = 56-63;
σH lim b = 1362 Мпа – предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов перемены напряжений;
σF lim b = 780 Мпа – базовый предел изгибной выносливости
Определим модуль зубчатых передач
Для всех передач одного зубчатого блока принимают один модуль, поэтому расчёту подлежит только самая малая шестерня блока.
(32),
где ТFi – расчетный крутящий момент, Н·м;
(33),
где КFv = 1,2 – коэффициент, учитывающий динамические нагрузки для седьмой степени точности
КFβ = 1,18 – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки по ширине венца
ψ = 8 – коэффициент ширины зуба;
z – число зубьев рассчитываемой шестерни;
YF – коэффициент учитывающий форму зуба
σFp – допускаемое напряжение изгиба, Мпа;
(34),
где σF lim b = 780 Мпа – базовый предел изгибной выносливости
SF = 1,95 – коэффициент безопасности
КFc = 0,8 – коэффициент, учитывающий влияние одностороннего приложения нагрузки;
КFl = 1,0 – коэффициент долговечности, зависит от n.
(35)
Для первого зубчатого блока Z= 30, YF = 11,93;
;
, принимаем .
Для второго зубчатого блока Z= 30, YF = 11,93;
;
принимаем .
Третий зубчатый блок Z= 30, YF = 11,93;
;
принимаем .
Окончательно принимаем .
Для дальнейшего конструирования коробки скоростей необходимо сопоставить полученный ранее диаметр вала и размеры шестерни, насаженной на этот вал. Необходимо, чтобы толщина стенки была не менее 2m.
(36)
где mi, zi,di – соответственно модуль, число зубьев и диаметр вала рассчитанной шестерни.
Проверка сошлась. мм.
Проверочный расчет зубчатых передач коробки скоростей предусматривает проверку зубьев ведущих шестерен на выносливость по напряжениям изгиба и по контактным напряжениям. Расчетные напряжения должны быть не больше допускаемых. Ширина венца мм для первого и второго зубчатого блока, для третьего зубчатого блока мм.
Рассчитываем зубчатые колеса ведущие на первую ступень второй четверти диапазона регулирования скорости n=500 об/мин.
Первый зубчатый блоке Z = 30:
Проверка по напряжениям изгиба:
(37), где
ТF – расчетный крутящий момент, Н·м;
YF – коэффициент учитывающий форму зуба
m – модуль вала рассчитанной шестерни, мм;
z – число зубьев вала рассчитанной шестерни;
b – ширина зубчатого венца, мм;
σFp – допускаемое напряжение изгиба, Мпа.
Мпа;
(38) – допускаемые напряжения;
Мпа;
186,52<320.
;
где αw – межосевое расстояние между валами, мм.
Мпа;
- допускаемые контактные
Мпа;
531,23<1231,2 Мпа. Проверка сходится.
Второй зубчатый блок Z=30:
Мпа;
Мпа;
Мпа;
Мпа;
1150>528,91 Мпа – проверка сошлась.
Третий зубчатый блок Z=30:
Мпа;
Мпа;
365,66<432 Мпа – проверка сошлась
Мпа;
1242>744,192 – проверка сошлась.
Были проведены расчеты диаметров валов исходя из допускаемых напряжений при кручении, модули передач, а также осуществлена проверка зубчатых колес по касательным напряжениям и напряжениям изгиба, которая показала, что все напряжения находятся в допускаемых пределах. Колеса изготовим из стали марки 12ХН3А.
В курсовом проекте была рассчитана коробка скоростей вертикально-сверлильного станка. Были определены технические характеристики станка. Были рассчитаны диаметры валов исходя из допускаемых напряжений при кручении, модули передач, а так же осуществлена проверка зубчатых колес по касательным напряжениям и напряжениям изгиба, которая показала, что все напряжения находятся в допускаемых пределах.
Чертеж развертки коробки скоростей формата А1.
Чертеж свертки коробки скоростей формата А1.
Чертеж кинематической схемы привода формата А1.
Чертеж структурных сеток привода формата А1.
Спецификация 2 листа формата А4.
Информация о работе Проектирование вертикально сверильлного станка