Проект сооружений захоронения твердых бытовых отходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта являются проект устройства полигона твёрдых бытовых отходов.
Задачи курсового проекта – изучить и проанализировать устройство полигона твёрдых бытовых отходов.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------------5
Глава 1 Комплексный подход к решению проблем ТБО
1.1 Изучение современных проблем связанных с ТБО-----------------------------------6-9
1.2 Полигоны захоронения ТБО ------------------------------------------------------------9-10
1.3 Образование отходов---------------------------------------------------------------------10-11
1.4 Способы сокращения отходов----------------------------------------------------------11-13
1.5 Варианты утилизации отходов: вторичная переработка, компостирование, мусоросжигание, захоронение-----------------------------------------------------13-17
1.6 Этапы проектирования полигонов захоронения ТБО-----------------------------17-18
1.7 Выбор участка под строительство полигона----------------------------------------18-20
Глава 2 Проект полигона ТБО
2.1 Схема полигона -------------------------------------------------------------------------------21
2.2 Состав проекта ----------------------------------------------------------------------------21-22
2.3 Расчёт необходимой площади отвода участка земли для строительства полигона захоронения ТБО -------------------------------------------------------------------------22
2.3.1 Организация сборов отхода-----------------------------------------------------22-23
2.3.2 Определение проектной вместимости полигона----------------------------23-24
2.3.3 Расчёт требуемой площади земляного участка для
размещения полигона ------------------------------------------------------------------24-25
2.4 Проектирование участка складирования---------------------------------------------25-28
2.4.1 Расчёт вместимости полигона --------------------------------------------------28-31
2.4.2 Проектирование кавальеров для складирования плодородного и минерального грунта --------------------------------------------------------31-32
2.5 Хозяйственная зона и инженерные сооружения -----------------------------------32-34
2.6 Определение объёма фильтрата, удаляемого из свалочного тела в период эксплуатации полигона. -----------------------------------------------------------34-37
2.7 Защитные экраны полигонов
2.7.1 Природные геохимические барьеры----------------------------------------------38
2.7.2 Устройство противофильтрационных экранов в основании полигона, выполняемые в виде глиняного замка ------------------------------------38-39
2.7.3 Устройство противофильтрационных экранов в основании полигона, выполняемые с использованием геосинтетических материалов--------39-43
2.8 Разгрузка машин, доставляющих ТБО -----------------------------------------------43-44
2.9 Система сбора и утилизации биогаза полигонов ТБО ----------------------------44-49
2.10 Проектирование нагорных каналов -------------------------------------------------49-50
2.11 Технологическая схема эксплуатации полигона----------------------------------51-52
Глава 3 Охрана труда, техника безопасности и противопожарные предприятия
4.1 Организация работ----------------------------------------------------------------------------53
4.2 Разгрузочные работы-------------------------------------------------------------------------53
4.3 Работы по уплотнению ТБО и устройству изолирующего слоя-----------------53-54
4.4 Санитарная безопасность ---------------------------------------------------------------55-56
Заключение-----------------------------------------------------------------------------------------------57
Приложение-------------------------------------------------------------------------------------------58-62
Литература------------------------------------------------------------------------------------------------63

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик ТБббббО.docx

— 1.41 Мб (Скачать файл)

При внимательном рассмотрении проблема отходов представляется более сложной, чем просто нехватка места для  новых свалок, ведь их всегда не хватало. В то же время свалки занимают не так уж много места, по крайней  мере, в географическом масштабе: например, все бытовые отходы, производимые в России, современными темпами в  течение 500 лет можно было бы уместить на площадке 20 на 30 км при толщине  слоя мусора всего в 25 метров.

Таким образом "физическое" измерение  проблемы ТБО - не только не единственное, но даже и не самое важное. Существуют другие взаимосвязанные аспекты  этой проблемы, которые делают ее насущной именно в наше время:

  1. Объем ТБО  -  непрерывно возрастает как в абсолютных величинах, так и на душу населения;
  2. Состав ТБО - резко усложняется, включая в себя все большее количество экологически опасных компонентов;
  3. Отношение населения - к традиционным методам сваливания мусора на свалки становится резко отрицательным;
  4. Законы - ужесточающие правила обращения с отходами, принимаются на всех уровнях правительства;
  5. Новые технологии - утилизации отходов, в том числе современные системы разделения, мусоросжигательные заводы-электростанции и санитарные полигоны захоронения, все более широко внедряются в жизнь;
  6. Экономика - управления отходами усложняется. Цены утилизации отходов резко возрастают. Современное управление отходами невозможно представить без частных предприятий и крупных инвестиций.

Традиционно бытовые отходы вывозились на свалки, расположенные вблизи населенных пунктов, и работающие за счет муниципальных  бюджетов. Со временем вследствие постоянной угрозы здоровью населения, исходившей от свалок (отравление грунтовых вод, размножение переносчиков заболеваний, неприятный запах, дым от частых самовозгораний), во многих странах стали принимать  более строгие правила их размещения, конструкции и эксплуатации. Отрицательное  отношение населения и новые  стандарты делали открытие новых  свалок (или "полигонов по захоронению  ТБО", как они стали именоваться).

В это время как раз и заговорили о кризисе свалок. Хотя кризис свалок - это проблема, скорее "политическая", чем "физическая", так как строительство  новых полигонов очень дорогое  удовольствие.

Ситуацию не изменило появление  в начале 80-х годов мусоросжигательных заводов "нового поколения" (снабженных высокотехнологичными устройствами очистки  выбросов). К строительству мусоросжигательных заводов, подобно свалкам, население  отнеслось плохо из-за диоксинов и других загрязнителей воздуха, а также из-за нерешенности проблем с захоронением токсичной золы, образующейся при сжигании ТБО. Находить площадки для мусоросжигательных заводов оказалось ничуть не легче, чем для полигонов, а себестоимость сжигания отходов оказалась ничуть не ниже, чем себестоимость закапывания их в землю (Рис. 1.1). В странах с развитым экологическим законодательством до половины капитальных расходов при строительстве мусоросжигательных заводов уходит на установку воздухоочистительных систем. До 1/3 эксплуатационных расходов уходит на плату за захоронение золы, образующейся при сжигании мусора, которая представляет собой гораздо более экологически опасное вещество, чем ТБО сами по себе.

Когда стоимость утилизации отходов  значительно возрастает, рынок утилизации начинает привлекать крупные частные  компании. Такие компании в основном строят и эксплуатируют гигантские "мусороуничтожающие" предприятия, размещенные на дешевой земле вдалеке от городов, где производится наибольшее количество ТБО. Строительство таких предприятий обычно встречает большую враждебность местного населения, чем строительство муниципальных свалок, поскольку никто не хочет иметь под боком свалку "чужого мусора" из метрополии. Кроме того, свалка, принадлежащая частной компании, воспринимается населением, как правило, более враждебно, чем муниципальная свалка тех же размеров, расположенная в том же месте.

 

Рис. 1.1 Стоимость сжигания отходов и захоронения на полигонах.3

 

Под давлением общественности политики настаивают на принятии более жестких  стандартов, что в свою очередь  увеличивает стоимость утилизации отходов. Это приводит к тому, что  все большее количество отходов  попадает в руки крупных корпораций, имеющих не только финансовые средства выполнить жесткие экологические  стандарты, но и возможность преодолеть (не всегда законными средствами) сопротивление  местных политиков при решении  вопроса о размещении свалки. Враждебность населения к огромным корпорациям  растет и получается замкнутый круг мусорного кризиса (Рис. 1.2).

Практика показывает, что подобный круг увеличения масштабов, стоимости  и враждебности населения невозможно разорвать путем простого ужесточения  экологических стандартов или внедрения  новых технологий утилизации отходов. Попытки выйти из этого круга, решая в комплексе социальные, экономические и технологические  проблемы, связанные с ТБО, привела  к разработке концепции комплексного управления отходами.

Рис. 1.2 Замкнутый круг "мусорного  кризиса"

 

1.2 Полигоны захоронения ТБО

 

Полигоны захоронения ТБО - инженерно-экологические  комплексы, предназначенные для  централизованного приема ТБО, их обезвреживания и захоронения, предотвращающие  распространение загрязняющих веществ  в компоненты природной среды.

На полигоны захоронения ТБО  принимают:

бытовые отходы и отходы потребления  из жилых зданий, учреждений и предприятий  общественного назначения, объектов оптово-розничной торговли промышленными  и продовольственными товарами;

строительные отходы, образованные при сносе, ремонте, реконструкции, новом строительстве зданий и  сооружений, отходы стройиндустрии, промышленные отходы, приравненные к ТБО, древесно-растительные отходы от планового ухода за зелеными насаждениями городов;

твердые промышленные отходы IV класса опасности по согласованию с органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологическими  службами и учреждениями коммунальной сферы, в количестве, не превышающем 30% от массы принимаемых ТБО,

отходы лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с  «Правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».

Запрещен прием на полигоны следующих  видов отходов:

строительных, содержащих асбестовый шифер в виде боя, шлаки, золы, отработанный асбест, отходов мягкой кровли, имеющих 4-й класс опасности;

промышленных 1, 2 и 3 классов опасности;

радиоактивных, независимо от  уровня их радиации;

ртутных ламп и продуктов демеркуризации.

Полигоны ТБО по видам принимаемых  отходов подразделяют на два класса:

полигоны ТБО 1-го класса – полигоны, на которых разрешено размещать отходы, содержащие >25% органические примеси, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах, не  превышающих значения ПДК;

полигоны ТБО 2-го класса - полигоны, на которых размещают отходы, содержащие >25% органические примеси, а также  другие виды отходов, при разложении которых образуются вредные вещества в количествах превышающих значения ПДК.

Организации, эксплуатирующие полигоны, разрабатывают регламент (режим) работы полигона и инструкцию по приему ТБО. В соответствии c разработанной инструкцией, осуществляют учет поступающих отходов, обеспечивают их контроль, распределяют в пределах эксплуатируемой части  полигона, выполняют послойную изоляцию отходов, обеспечивают выполнение требований, предъявляемые к безопасности жизнедеятельности  предприятий в чрезвычайных ситуациях.

 

1.3 Образование отходов

 

В прошлом, когда весь мусор просто свозился на городскую свалку, оценка потоков муниципальных отходов  не была фундаментальным аспектом утилизации ТБО. Сегодня же многие современные  технологии, ошибки, при проектировании которых могут дорого обойтись, требуют  беспрецедентного количества информации о потоках отходов. Поэтому точную информацию о количестве и качестве мусора трудно переоценить. Эти данные могут применяться, например, при  выборе автомашин и контейнеров  для вывоза мусора, при определении  размеров станции промежуточного хранения отходов, при маркетинге вторсырья, определении энергетической мощности мусоросжигателя-электростанции или выборе для нее конкретного оборудования.

Оценка отходов включает сбор информации по тому кем (Таблица 1.4), сколько и каких отходов производится, какие применяются методы утилизации отходов и какие существуют или могут возникнуть проблемы, а также выработку прогноза объема и состава потока отходов на будущее. Обычно приблизительную информацию о количестве городских отходов можно найти у руководителей соответствующих коммунальных предприятий, однако для планирования программ комплексного управления отходами могут понадобиться более точные данные о составе и источниках отходов, также как и об их сезонных вариациях. Как и всякий этап комплексного управления, отходами, исследование состава отходов требует планирования. Особенно стоит подчеркнуть, что оценка ТБО не должна быть одноразовым процессом, так как состав и количество отходов могут резко меняться, так же как и области применения информации о них.

Поскольку оценка отходов может  обойтись дорого  очень важно правильно поставить цели исследования, которые могут, например, состоять в том, чтобы осуществить информированный выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов утилизации ТБО (в этом случае нужны данные очень общего характера, которые можно собрать без особых затрат). Напротив, если проектируется высокотехнологичное предприятие по утилизации отходов (например, современный мусоросжигательный завод), то может потребоваться большое количество очень точных данных об объеме и составе ТБО. Сбор слишком большого количества ненужных данных или не нахождение необходимой информации могут дорого обойтись.

 

 

 

Таблица 1.4 Источники муниципальных отходов

Жилые дома

Индивидуальные и многоквартирные  дома

Хозяйственные

Учреждения 
Магазины 
Культурные заведения

Предприятия общепита

Гостиницы 
Бензоколонки

Коммунальные службы

Снос и строительство зданий

Уборка улиц

Зеленое строительство, парки, пляжи

Остаточные продукты мусоросжигания и мусоропереработки

Учреждения

Школы 
Больницы 
Тюрьмы


 

1.4 Способы сокращения отходов

 

Сбор отходов часто является наиболее дорогостоящим компонентом  всего процесса утилизации. Поэтому  правильная организация сбора отходов  может сэкономить значительные средства. Существующая в России система сбора  ТБО должна оставаться стандартизованной  с точки зрения экономичности. В  то же время дополнительное планирование необходимо для того, чтобы решить новые проблемы (например, отходы коммерческих киосков, на сбор которых часто не хватает ресурсов). Иногда средства для решения этих новых проблем  можно найти, вводя дифференцированную плату за сбор мусора.

В густонаселенных территориях  нередко приходится транспортировать отходы на большие расстояния. Решением в этом случае может явиться станция  временного хранения отходов, от которой  мусор может вывозиться большими по грузоподъемности машинами или по железной дороге. Следует при этом отметить, что станции промежуточного хранения представляют собой объекты  повышенной экологической опасности  и могут при неправильном расположении и эксплуатации вызывать не меньше упреков от местных жителей и  общественных организаций, чем свалки и мусоросжигательные заводы.

Термин "сокращение отходов" обозначает спланированную серию мероприятий, направленных на уменьшение количества вредных свойств производимых отходов и увеличение доли отходов, которые могут быть использованы как вторсырье.

Сокращение отходов производства связано с внедрением малоотходных технологий и может быть сопряжено  со значительными экономическими выводами; методы сокращения отходов производства представляют собой достаточно развитую дисциплину.

В Западных странах кампания за сокращение отходов ведется давно и в  основном направлена против излишней упаковки, так как значительная часть  ТБО состоит из упаковочных материалов:

  1. Около 30% отходов по весу и 50% по объему составляют различные упаковочные материалы;
  2. 13% веса и 30% объема упаковочных материалов составляет пластик; в настоящий момент абсолютное количество пластиковых отходов в развитых странах удваивается каждые десять лет.

Если рассматривать  зарубежные страны то можно отметить что, англичане металлических банок перерабатывают 30% (для сравнения: свыше 70% перерабатывают Германия, Нидерланды, Австрия, Бельгия), алюминиевых банок — 38% (свыше 80% — в Швейцарии, Швеции, Германии, Финляндии). Стеклотары англичане собирают мало, только каждую четвертую бутылку. В Швейцарии собирается 9 бутылок из 10; в Нидерландах, Австрии, Швеции, Норвегии, Германии — свыше 8 бутылок.4

Поэтому уменьшение отходов, связанных  с упаковкой товаров, является одним  из важнейших направлений работы по сокращению отходов. То, как упаковываются  товары, в значительной степени зависит  от предпочтений потребителей, которые, в свою очередь, формируются средствами массовой информацией, рекламой и т.п. Следующие рекомендации потребителям могут стать содержанием образовательных  и просветительских программ общественных организаций и городских властей:

  1. избегать ненужной упаковки. Многие предметы в магазинах упаковываются только для того, чтобы привлечь внимание покупателя;
  2. отдавать предпочтение продуктам многоразового использования;
  3. отдавать предпочтение минимальной упаковке - приобретать товары с более легкой упаковкой и товары, продающиеся большими объемами;
  4. отдавать предпочтение упаковке, которую можно вторично использовать или переработать;
  5. отдавать предпочтение упаковке, изготовленной из вторично переработанных и/или экологически безвредных материалов.

Вместе с образовательными программами  на сокращение отходов оказывают  положительное влияние экономические  стимулы, например, плата за мусор  в зависимости от количества отходов.

Информация о работе Проект сооружений захоронения твердых бытовых отходов