Производство мыла ручной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:40, реферат

Краткое описание

Используя каждый день привычные традиционные моющие средства, мы редко задумываемся, какой вред можем нанести своему здоровью и окружающей природной среде. Ведь каждое из них содержит химические вещества, которые вносятся для улучшения потребительских свойств и снижения себестоимости продукции. Уже сейчас дерматологи забили тревогу, так как при использовании даже обычного туалетного мыла у многих людей наблюдаются раздражение и сухость кожи. При применении синтетических моющих средств и средств для мытья посуды часто наблюдаются аллергические реакции. Использование средств для мытья посуды запрещено во многих детских учреждениях.

Вложенные файлы: 1 файл

Реф Мыло.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

3. Сырьё.

Основой для изготовления мыла являются жиры, как растительного, так и животного происхождения. Растительные масла делятся на жидкие и твердые. Жидкие растительные масла также еще называют базовыми или транспортными, так как они служат основой (базой) для разбавления эфирных масел и транспортируют их полезные составляющие в нашу кожу. Твердые растительные масла по-другому еще называют баттерами (например, масло ши), причем некоторые масла относят к полутвердым или мягким маслам за их консистенцию (например, масло кокоса). Все растительные масла обладают определенными терапевтическими свойствами, содержат витамины, полезные минералы и другие питательные вещества.

Одним из преимуществ варки натурального мыла является то, можно сделать  мыло с индивидуальными свойствами: питательными или увлажняющими, очищающими или ранозаживляющими и т.п. Для этого нужно познакомиться поближе со свойствами масел, которые используются в мыловарении.

Мыло можно сварить как на одном виде масла, так и на смеси  растительных и животных жиров. Наиболее популярны следующие виды мономыла (с использованием одного масла):

  • кастильское мыло: классический вариант такого мыла варится на 100% оливковом масле и зреет минимум полгода. Это мыло, как хорошее вино, чем дольше зреет, тем оно становится только лучше. Кастильское мыло очень деликатное, подходит для любого типа кожи, особенно для чувствительной и склонной к аллергии. Оно настолько нежное, что используется даже для купания грудных детей;

 

  • пальмовое: варится из пальмового масла, мыло получается с очень экономным расходом и мелкой пеной;
  • кокосовое: мыло, сваренное на кокосовом масле, образует крупную обильную пену, его еще называют мылом моряков за способность пениться в холодной морской воде, однако может сушить кожу;
  • мыло из масла ши: такое мыло оставляет поистине ШИкарные ощущения на коже после применения, мыло хорошо очищает, но совсем не сушит кожу.

Однако не все растительные масла способны создать сбалансированное по всем показателям мыло, поэтому чаще используют смесь масел. Каждое масло отвечает за определенные свойства и физические характеристики будущего мыла: цвет, твердость, пластичность, пенообразование, очищение, кондиционирующий эффект и т.п. Это все учитывается при составлении рецепта мыла.

Для начала нужно определиться с маслами, которые станут основой мыла. Логично, что твердые масла (баттеры) будут отвечать преимущественно за твердость мыла, а жидкие растительные — за кондиционирующие и ухаживающие свойства.

Обычно используют следующую  формулу для создания сбалансированного  мыла:

  • 60% от всех масел должны составлять масла, отвечающие за твёрдость мыла (пальмовое, кокосовое, пальмоядровое, бабассу, масло манго,  масло ши);
  • 25 — масла, способствующие пенообразованию (касторовое, кокосовое, пальмовое, пальмоядровое, бабассу, оливковое);
  • 15% - масла, обладающие кондиционирующими и ухаживающими свойствами (миндальное масло, масла авокадо, ши, манго, какао, масло виноградной и абрикосовой косточки,  масло жожоба, макадамии и т.д.).

В первую очередь мыло должно выполнять свою главную функцию: очищение, поэтому при варке натурального мыла обычно включают в состав масла, наделяющие его хорошей очищающей способностью. К таким маслам/жирам относятся (в порядке убывания очищающей способности): масло мурумуру (73),  масло бабассу (70), кокосовое (67), пальмоядровое (65) масло, козий жир (16), масло гхи (топленое масло) (15), сливочное масло (15), бараний жир (14), говяжий жир (8). Масла, отвечающие за очищения, способствуют обильному пенообразованию в мыле. Если их суммарное количество будет более 30%, то мыло может слегка подсушивать кожу.

Кроме того в мыловарении  используется такое понятие, как пережир. Это те масла, которые не прореагируют со щелочью, а сохранив все свои полезные свойства, передадут их мылу в качестве ухаживающей, смягчающей, увлажняющей добавки. В зависимости от типа мыла процент пережира колеблется от 0 до 15%. Например, при варке мыла для нормальной кожи добавляется еще 5-8%ухаживающих масел от всего веса основных масел, а для очень сухой кожи процент пережира может доходить до 15%.

Ниже приведен список наиболее популярных растительных масел и животных жиров, используемых в мыловарении, с указанием их свойств:

  • масло абрикосовой косточки: используется в мыле в качестве мощной ухаживающей добавки для зрелой и чувствительной кожи, процент ввода 5-10.
  • масло авокадо: увлажняющее мыло для сухой кожи. В комбинации с оливковым маслом получится отличное мыло для детей. Используйте до 15% в рецептах.
  • масло бабассу: прекрасный увлажнитель для любого типа кожи. Похоже по свойствам на кокосовое и пальмоядровое масла: увеличивает пенообразование, придает мылу твердость. Процент ввода: до 30%. Если в мыле используются и другие пенообразующие масла (кокосовое или пальмоядровое), то их общее количество не должно превышать 30%, т.к. вместо ухаживающего действия мыло может сушить кожу.
  • масло виноградной косточки: используется в качестве увлажняющей добавки в мыле, ввод 5%.
  • говяжий жир: позволяет получить очень твердое белоснежное мыло. Дает невысокую, устойчивую пену. Придает мылу увлажняющее свойство. Хорошо сочетается с кокосовым и оливковым маслом. Классическое содержание в мыле - до 40%.
  • масло грецкого ореха: обладает превосходными увлажняющими и смягчающими свойствами, но плохо мылится, используется до 10%.
  • масло жожоба: мыло с увлажняющими и успокаивающими свойствами, подходит для юной и чувствительной кожи. Обеспечивает стабильность пены, ускоряет наступление "следа". Достаточно 5% в рецепте.
  • масло зародышей пшеницы: богато витамином Е, натуральный консервант, хорошо питает сухую, повреждённую и зрелую кожу. Рекомендуется максимум 10-15% в рецептах.
  • масло какао: добавляет мылу шоколадный аромат и смягчающие, лечащие свойства. Придает мылу твёрдость и одновременно хрупкость, поэтому следует использовать не болeе 10-15% в комбинации с мягкими маслами, иначе мыло будет крошиться. Пена стабильная, кремообразная.
  • касторовое масло: хорошо увлажняет, богато насыщенными кислотами, позволяет удерживать жидкость, из него получается смягчающее мыло с обильной кремообразной пеной. Не добавляет твердости. Ускоряет появление "следа". Использлвание до 20%.
  • кокосовое масло: очень твёрдое мыло с крупной пушистой, но нестабильной пеной. Наделяет мыло отличными очищающими свойствами. Придает мылу белизну. В мыло для ежедневного использования добавляют кокосовое масло до 15-30%, иначе оно будет сушить кожу из-за своих высоких очищающих свойств. В хозяйственном мыле или для использования мыла в соленой жесткой воде – до 100%.
  • масло конопли: легкая шелковистая пена, увлажняющие свойства, успокаивает кожу, помогает при нейродермите. Делает мыло мягким, поэтому широко используется при варке жидкого мыла. Мыло имеет небольшой срок годности. Поэтому желательно добавить в состав такого мыла витамин Е и хранить его в холодильнике около 3 месяцев. Используется 10-15% в рецепте.
  • кунжутное масло: отличные увлажняющие и кондиционирующие свойства. Ярко выраженный характерный запах масла остается в мыле, поэтому многие используют совсем небольшой его процент ввода.
  • масло макадамии: увлажняющие и питающие свойства этого масла, как нельзя лучше подойдут для детской и чувствительной кожи, так как оно гипоаллергенно. Используется в мыле как пережиривающий компонент.
  • масло манго: обладает сильным увлажняющим действием, используется для разных типов кожи. При добавлении в мыло, масло нейтрализует его сушащее воздействие на кожу. Мыло с маслом манго получается твердым со стабильной, ухаживающей пенкой. Процент ввода: 5-15%. Используется в базовом составе мыла или добавляется в «след» в качестве пережира.
  • масло миндаля сладкого: отлично увлажняет и смягчает кожу. Мыло легко мылится, образует стабильную мягкую мелкую пену. Придает мылу белизну. Типовой процент ввода 5-10%. Можно использовать как один из основных компонентов в рецепте мыла. Мыло, сделанное из 100% миндаля, очень приятное, но лучше использовать его в сочетании с оливковым и пальмовым маслами.
  • масло нима (маргозы): это масло тысячелетиями используется в мыловарении для придания ему лечебных свойств. Мыло с маслом маргозы обладает антисептическими, антибактериальными, антивирусными свойствами, отлично ухаживает за кожей и дает устойчивую пену. Процент использования: до 20%.
  • облепиховое масло: мыло с ранозаживляющими свойствами. Используют до 5%.
  • оливковое масло: мыло из него получается приятное, деликатное, смягчающее с шелковистой пеной.
  • пальмовое масло: мыло из него хорошо мылится, твёрдое, медленно растворяется в воде. Мыло с большим сроком хранения. В рецептах используют до 100%.
  • пальмоядровое масло: придает мылу необходимую пластичность, белизну, предупреждает растрескивание и обеспечивает хорошее пенообразование и мягкое, но эффективное очищение. Используют до 100% в рецепте.
  • подсолнечное масло: лёгкое масло, подходит для сухой тонкой кожи. Плохо мылится, поэтому используется в сочетании с более мылкими маслами. Делает лёгкую пену с огромными пузырями. Используется не более 15%, чтобы мыло было твёрдым.
  • рапсовое масло (англ.: Canola Oil, rapeseed): мягко ухаживает за кожей, питает и делает ее более эластичной. Дает в мыле нежную шелковистую пенку. Хорошо подойдет также для шампуневого мыла. Снижает скорость наступления «следа». Процент ввода: до 20%.
  • смалец (свиной жир): твердое белое мыло, стабильная кремовая пенка. Недостаток: низкий показатель очищения кожи. Типовой процент ввода 30-40%.
  • тыквенное масло: темное масло с запахом семечек, придает мылу цвет от сдержанного зеленого до насыщенно медово-коричневого. Процент ввода 5-10%.
  • масло ши: великолепно увлажняющее и деликатное масло, придаёт мылу шелковистость. Процент ввода до 10%. Однако практика показывает, что чем больше в мыле масла ши, тем мыло приятнее для кожи во всех отношениях. Прекрасный результат дает использование в мыле 15-30% масла ши.
  • масло шиповника: уменьшает рубцы и ускоряет заживление кожи, подходит для чувствительной кожи. Дозировка 5-10%.

При составлении рецепта  для мыла важно также учитывать, что некоторые масла прогоркают. Мыло с такими маслами быстрее  портится, на нем могут появиться  пятна, неприятный запах. Среди таких масел: подсолнечное, масло грецкого ореха, льняное, кукурузное, свиной жир, масло фундука. Мыло, в составе которого есть прогоркающее масло, нужно побыстрее использовать.

Долго не портятся такие  масла, как оливковое,  жожоба, какао, пальмовое, кокосовое, пальмоядровое, масло мака, соевое.

Каждое масло отличается составом кислот, которые по-разному  реагируют со щелочью. Для составления рецепта используются специальные программы, т.н. мыльные калькуляторы. С их помощью вычисляется, сколько нужно щелочи и жидкости для омыления определенного вида масла.

В качестве жидкости может  использоваться как простая вода, так и молоко, отвар трав, вино и пр. Любые жидкости рекомендуют заморозить, чтобы реакция со щёлочью не была слишком бурной.

В мыло «с нуля», как и  в мыло из основы добавляют ароматизаторы и красители.

2. «Мыльное ОБЖ».

  1. Приступая к варке мыла надеть необлегающую одежду, максимально закрывающую кожные покровы, перчатки, очки и респиратор.
  2. Следует насыпать щелочь в воду, а не наоборот. Добавляют щелочь понемногу, постоянно перемешивая, постепенно увеличивая концентрацию щелочного раствора. Если поступить наоборот и добавить воду в щелочь, то произойдет бурная химическая реакция с большим выделением тепла и паров щелочи.
  3. Жидкость для раствора щелочи должна быть хорошо охлажденной. Лучше заморозить ее до состояния льда. Тогда с большей вероятностью удастся избежать выделения паров щелочи при ее растворении. Если использовать неохлажденную жидкость, то в результате химической реакции она может закипеть с выделением едких паров.
  4. При размешивании щелочи не наклоняйтесь над емкостью с раствором. Лучше держаться от него на расстоянии вытянутой руки и тогда пары не навредят.
  5. Чтобы избежать риска опрокидывания емкости с раствором при перемешивании лучше всего поставить его в раковину и включить холодную воду для создания дополнительного охлаждения раствора.
  6. Помещение, где варят мыло, должно хорошо проветриваться: открыть форточку, можно также включить вытяжку.
  7. Вся посуда и блендер должны быть отдельными (не использовать для еды).
  8. Под рукой иметь слабый раствор уксуса на случай попадания щёлочи на кожу.

3. Технология изготовления.

1. Холодный способ.

Холодный способ приготовления  домашнего мыла (по-английски Cold Proccess Soapmaking) занимает не много времени: от получаса до полутора часов в зависимости от сложности рецепта. Мыло, сваренное «с нуля» холодным способом получается гладким, ровным и красивым. Простор для творчества здесь не ограничен: можно сделать мыло со свирлами — причудливыми завитками, полосатое мыло, мыло с различными вставками и т.п. Для украшения мыла в арсенале мыловара есть всё многообразие техник, которые используются для работы с подобными текучими и пластичными материалами.

С другой стороны, у этого  способа есть и свой недостаток: мыло перед использованием должно вызреть  как минимум три недели.

Шаг 1. Составить и рассчитать на калькуляторе щёлочи (например, http://www.thesage.com/calcs/lyecalc2.php; http://www.magicaltouch.ru/calc/calc.php; http://www.soapcalc.net/calc/SoapCalcWP.asp) рецепт мыла.

Шаг 2. Застелить рабочую поверхность, а также пол вокруг рабочей зоны клеенкой или газетами в несколько слоев. Подготовить все инструменты и посуду.

Шаг 3. Взвесить масла для базового рецепта: твердые масла и воск (если есть в рецепте) поместить сразу в посуду для водяной бани, а жидкие растительные масла оставить пока в отдельной емкости. Подготовить и отмерить все, что будет использоваться в мыле дополнительно: полезные добавки, красители, эфирные масла, ароматизаторы и т.п.

Шаг 4. Взвесить жидкость (или лед) для щелочного раствора в стеклянной или пластиковой жаропрочной емкости. Для приготовления щелочного раствора очень удобно использовать термостойкий лабораторный стакан и стеклянную палочку. Поставить стакан с жидкостью в раковину, в которую напустить немного холодной воды, можно также положить в нее кубики льда — это позволит избежать сильного нагревания раствора. В отдельной емкости взвесить щелочь.

Шаг 5. Поставить твердые масла топиться на медленном огне. Поместить туда термометр — это позволит контролировать температуру и избежать перегрева масел. Пока масла плавятся, приготовить щелочной раствор. Небольшими порциями добавлять щелочь в стакан с жидкостью, постоянно помешивая. 

Раствор сразу помутнеет.

При растворении щелочь взаимодействует с водой с выделением большого количества тепла, поэтому необходимо соблюдать осторожность: стакан сильно нагреется. Кроме того возможно выделение вредных паров, поэтому нельзя наклоняться над стаканом.

После полного растворения  щелочи водный раствор снова станет прозрачным. Периодически измеряйть температуру раствора вторым термометром.

Шаг 6. Теперь нужно, чтобы температура масел и щелочного раствора стала примерно одинаковой с разницей в 2-3 градуса. Оптимальный температурный диапазон для смешивания: 30-70 градусов Цельсия (у меня обычно эта температура составляет 40-43°С).

Когда твердым масла  расплавятся, добавить к ним жидкие масла — это дополнительно охладит масляную смесь. Для охлаждения масляной смеси можно также поставить кастрюльку с ними в емкость с холодной водой.

Чтобы охладить щелочной раствор можно добавитт в раковину кубики льда.

Шаг 7. Когда нужная температура достигнута, осторожно влить щелочной раствор в масла, аккуратно перемешивая ложкой или выключенным блендером. Масляная смесь сразу же помутнеет. Теперь начинайте взбивать смесь блендером: осторожно, не поднимая его, чтобы избежать разбрызгивания.

Масса постепенно начнет густеть.

Взбивать нужно до момента достижения "следа": когда  масса, стекая с блендера, оставляет  след на поверхности, т.е. ей можно как бы писать или рисовать). Доведения мыльной массы до следа занимает обычно от 5 до 15 минут и до получаса, если вы варите мыло с большим содержанием оливкового масла. Чтобы блендер не перегрелся, останавливайте его каждые 2 минуты, продолжая интенсивно перемешивать массу ложкой. Если же блендер достаточно мощный, то массу до следа можно довести и не останавливаясь.

След может быть разной густоты, все зависит от того, как  декорировать

мыло. Например, для свирлов нужен очень тонкий едва заметный "след". Интересные эффекты достигаются также при "толстом следе".

Шаг 8. Когда наступил "след", перестаем взбивать и добавляем красители, эфирные масла, полезные добавки.

Шаг 9. Переливаем мыльную массу в форму. Мыло нужно хорошенько укутать полотенцем или плотной тканью и оставить застывать примерно на сутки. Чтобы мыло быстрее созрело, оно должно пройти стадию "геля": в результате химических реакций мыло нагревается, становится мягким и полупрозрачным, похожим на гель. Для ускорения этого процесса укутанное мыло поставьте в теплую, но выключенную духовку. Если делаеть молочное мыло и максимально сохранять его белизну, то, наоборот, необходимо избегать прохождения "гелевой" стадии: ставим мыло в холодное место (в морозилку, например).

Шаг 10. Когда мыло затвердеет (примерно через сутки), достаём его из формы и режем на порционные кусочки. Обязательно используем при этом перчатки, т.к. процесс омыления еще не завершен и щелочь может повредить кожу рук. Нарезанные кусочки мыла оставдяем сохнуть и зреть в хорошо проветриваемом темном месте на три-четыре недели.

Информация о работе Производство мыла ручной работы