Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа
На рис.1 представлена сборочная единица (фрагмент коробки передач), включающая разъёмный корпус 1, состоящий из двух половин, в каждую из которых неподвижно установлена втулка 4, выполняющая функции подшипника скольжения. Во втулках установлен вал 5 с возможностью свободного вращения. На валу неподвижно с применением шпонки 6 установлена большая шестерня 2 и с возможностью свободного вращения малая шестерня 3. Режим работы сборочной единицы лёгкий.
4. Назначаем допуски на составляющие размеры
Допуски для охватывающих размеров ( ) назначаем как для основного отверстия, а для охватываемых ( ) - как для основного вала.
Из табл. 1.27[1, с. 79] допуск для размера по Н10 равен 0,14 мм, а для размера по Н10 равен 0,12 мм.
Допуск для размеров назначаем по h10 ([1], табл. 1.35, с. 113), они соответственно равны -0,048; -0,12; -0,048 мм. Допуски должны быть стандартными.
Размер считаем компенсирующим (увязочным) и определяем из условия, что [ТА∆]=
Тогда
=0,75-(0,14 +0,12+0,048+0,12+0,048)=0,274 мм.
Принимаем для размера стандартный допуск по h10 равным 0,12мм ( , табл. 1.35, с. 113).
5. Назначаем предельные
отклонения составляющих
Для охватывающих поверхностей назначаем отклонения как для основных отверстий, т.е. со знаком «плюс»; для охватываемых – как для основных валов, т.е. со знаком «минус».
Верхние и нижние отклонения составляющих размеров будут следующими:
Es(A1) = +0,14мм;
Es(A2) = +0,12мм;
Es(A3) = 0;
Es(A4) = 0;
Es(A5) = 0;
Es(A6)= 0;
В рабочих чертежах деталей должны быть проставлены следующие размеры с отклонениями: ; ; ; ; .
Допуски на составляющие звенья размерной цепи могут быть определены по формуле:
Тогда ТА1 = 0,14мм; ТА2 = 0,12мм; ТА3 = 0,048мм; ТА4 = 0,12мм; ТА5 = 0,12мм; ТА6 = 0,048мм.
6. Проверяем правильность
выполненного расчета
Должно выполняться условие [ТА∆]≥
[ТА∆]=0,75мм;
0,14 + 0,12 + 0,048 + 0,12 + 0,12 + 0,048 = 0,596мм.
0,75мм > 0,596мм.
Полная взаимозаменяемость
деталей сборочной единицы
2 Выбор посадок
В заданной сборочной единице (рис.1) посадки образуют соединения втулки с корпусом, вала со втулкой, малой шестерни с валом и большой шестерни с валом. Выбор посадок будем производить на основе данных справочной литературы ([1], с.297-346).
Втулка, по своей служебной роли как подшипник скольжения, устанавливается в корпусе неподвижно. Руководствуясь рекомендациями справочной литературы ([1], с.340), для соединения втулки с корпусом назначим посадку в системе отверстия Ø100 (Ø100 ). В скобках обозначена аналогичная посадка в системе ОСТ.
Так как втулка, малая шестерня и большая шестерня находятся в сопряжении с одним и тем же валом с номинальным диаметром 90, одинаковых для всех трех сопряжений, то для удешевления изготовления вала рационально все три посадки назначить в системе вала. Для сопряжений малой шестерни с валом и вала со втулкой назначаем посадку Ø90 (Ø90 ) согласно служебных функций этих сопряжений ([1] с. 304). Для сопряжения большой шестерни с валом в соответствии со служебной ролью этого соединения выбираем посадку Ø90 (Ø90 ) с дополнительным креплением шестерни на валу шпонкой ([1], с. 324).
2.1 Графическое
построение полей допусков
Для графического построения полей допусков посадок (рис.3-5) используем предельные отклонения, приведенные в таблицах справочной литературы [1].
Рисунок 3 –Положение полей допусков посадки
Ø100
Характеристика отверстия:
EI = 0;
ES = 0,035мм;
D = 100мм;
Dмакс = D + ES = 100,0 + 0,035 = 100,035мм;
Dмин = D + EI = 100 + 0 = 100мм;
TD = Dмакс - Dмин = 100,035 – 100 = 0,035мм.
Характеристика вала:
ei = 0,037мм;
es = 0,059мм;
d = 100,0мм;
dмакс = d + es = 100,0 + 0,059 = 100,059мм;
dмин = d + ei = 80,0 + 0,032 = 100,037мм;
Td = dмакс - dмин = 100,059 - 100,037 = 0,022мм.
Характеристика соединения:
Nмакс = dмакс- Dмин = 100,059- 100,0 = 0,059мм;
Nмин = dмин- Dмакс = 100,037-100,035 = 0,002мм;
Или, вычислив натяги через предельные отклонения, получаем тот же результат:
Nмакс = es – EI = 0,059 -0 = 0,059мм;
Nмин = ei- ES = 0,037 - 0,035 = 0,002мм.
Имеем посадку с гарантированным натягом в системе отверстия для неподвижного соединения втулки с корпусом.
Рисунок 4 – Положение полей допусков посадки
Ø90
Характеристика отверстия:
EI = 0,036мм;
ES = 0,09мм;
D = 90мм;
Dмакс = D + ES = 90 + 0,09 = 90,09мм;
Dмин = D + EI = 90,0 + 0,036 = 90,036мм;
TD = Dмакс - Dмин = 90,09 - 90,036 = 0,054мм.
Характеристика вала:
ei = -0,022мм;
es = 0;
d = 90,0мм;
dмакс = d + es = 90,0 + 0 = 90,0мм;
dмин = d + ei = 90,0 - 0,022 = 89,978мм;
Td = dмакс - dмин = 90,0 - 89,978= 0,022мм.
Характеристика соединения:
Sмакс = Dмакс - dмин = 90,09-89,978= 0,112мм;
Sмин = Dмин - dмакс = 90,036 - 90,0 = 0,036мм;
Или, выполнив вычисления зазоров через предельные отклонения, получим тот же результат:
Sмакс = ES – ei = 0,09 - (-0,022) = 0,068мм;
Sмин = EI - es = 0,036 - 0 = 0,036мм.
Имеем посадку с гарантированным зазором в системе вала для подвижных соединений вала со втулкой и вала с малой шестерней.
Рисунок 5 – Положение полей допусков посадки
Ø90
Характеристика отверстия:
EI = -0,035мм;
ES = 0;
D = 90мм;
Dмакс = D + ES = 90 + 0 = 90,0мм;
Dмин = D + EI = 90,0 + (-0,035) = 89,965мм;
TD = Dмакс - Dмин = 90,0 - 89,965= 0,035мм.
Характеристика вала:
ei = -0,022мм;
es = 0;
d = 90,0мм;
dмакс = d + es =90,0 + 0 = 90,0мм;
dмин = d + ei = 90,0 + (-0,022) = 89,978мм;
Td = dмакс - dмин = 90,0 - 89,978= 0,022мм.
Характеристика соединения:
Sмакс = Dмакс - dмин = 90,0 - 89,978= 0,022мм;
Sмин = Dмин - dмакс = 89,965-90,0 = -0,035мм;
Nмакс = -0,035мм, т.е. отрицательный минимальный зазор есть максимальный натяг.
Для неподвижного соединения большой шестерни с валом имеем переходную посадку в системе вала с возможностью получения в соединении как зазора, так и натяга, но с большей вероятностью получения натяга.
3 Эскизы сборочной единицы и деталей, входящих в её состав
Рисунок 6 – Эскиз сборочной единицы
Рисунок 7 – Эскиз вала
Рисунок 8 - Эскиз втулки
Рисунок 9 – Эскиз большой шестерни
Рисунок 10 – Эскиз малой шестерни
Рисунок 11 – Эскиз корпуса
Заключение
Для расчёта линейной размерной цепи на полную взаимозаменяемость применили метод максимума – минимума, предварительно составив схему размерной цепи и выполнив её анализ. Затем провели сравнение расчётных значений предельных размеров замыкающего звена с заданными значениями по условиям.
Так как условия не выполнялись, решили прямую задачу линейной размерной цепи, определив допуски и посадки составляющих звеньев и их предельные размеры.
Библиографический список
Информация о работе Расчет линейной размерной цепи и выбор посадок