Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 02:40, контрольная работа
Судовой валопровод работает в сложном напряженном состоянии. Он нагружен крутящим моментом; испытывает осевое сжимающее усилие от упора гребного винта на переднем ходу или растягивающее усилие на заднем ходу; изгибается под собственной массой и массой навешанных на него деталей. К тому же эти нагрузки переменны и цикличны. Точный расчет элементов валопровода при указанных условиях довольно сложен и требует ряд допущений. Поэтому при расчете принимаем, что валопровод подвергается только воздействию статического крутящего момента.
где τK – касательное напряжение от кручения, кПа;
σО – наибольшее нормальное напряжение, кПа.
3.3 Напряжение кручения вала:
где МКР – крутящий момент, передаваемый валом, кН∙м;
WKP – момент сопротивления при кручении, м3;
Pe – расчетная мощность, передаваемая валом, кВт;
n – расчетная частота вращения вала, мин-1;
dгр – диаметр гребного вала, м.
С учетом числовых значений по (17) получаем:
3.4 Наибольшее нормальное напряжение равно:
где σСЖ – напряжение сжатия при действии упора гребного винта, кПа;
σU – наибольшее расчетное напряжение при изгибе, кПа.
3.5 Напряжение сжатия при действии упора гребного винта равно:
где Р – упор гребного винта, кН.
Так как Р =78,158 кН, то по (22) имеем:
3.6 Наибольшее
расчетное напряжение при
где MU – максимальный изгибающий момент, кН∙м;
WU – момент сопротивления изгибу, м3.
3.7 Изгибающий момент для определения напряжения изгиба от массы винта и консольной части вала равен:
где q – интенсивность нагрузки вала собственной массой, кН/м;
GB – нагрузка от массы гребного винта, кН.
3.8 Интенсивность нагрузки вала собственной массой находим по формуле:
3.9 Нагрузка от массы гребного винта равна:
где DB – диаметр гребного винта, м;
θ – дисковое отношение винта.
С учетом числовых значений по (23) и (21) получаем:
Далее, по формулам (20) и (18) имеем:
Эквивалентное приведенное напряжение по энергетической теории прочности и расчетных запасов прочности по отношению к пределу текучести находим по формуле (16):
3.10 По
условию прочности гребного
4 Расчет гребного вала на критическую частоту вращения
4.1 Критическую частоту вращения гребного вала, при которой возникают поперечные колебания вала, рассчитывают в соответствии с [1] по эмпирической зависимости:
где m – расстояние между гребным винтом и кормовым подвесным подшипником (см. рис. 4), м;
k – расстояние между кормовым подвесным и дейдвудным подшипником (см. рис. 4), м;
q1 – интенсивность нагрузки пролета гребного вала, кН/м;
Е – модуль упругости материала вала, для стали Е = 216∙106 кПа;
I – экваториальный момент инерции сечения вала относительно его оси, м4;
g – ускорение свободного падения, g = 9,81 м/с2.
4.2 Интенсивность нагрузки пролета вала равна:
4.3 Экваториальный момент инерции сечения вала относительно его оси:
Далее, с учетом числовых значений получаем:
По формуле (25):
4.4 Критическая частота вращения вала должна быть значительно больше ее номинального значения n, при этом необходимый запас частоты вращения равен:
ЛИТЕРАТУРА
1. Практическая работа № 1. Расчет судового валопровода.
2. Ефремов Н.А. Правила Российского Речного Регистра в сопоставлении с европейскими предписаниями для судов внутреннего плавания. – Москва. – 2011. – 228 с.