Расчет тихоходной ступени редуктора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 13:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель предварительного расчета привода заключается в составлении и уточнении кинематической схемы установки, выборе основных элементов привода и проведении его кинематического и силового анализа. Этот этап заканчивается составлением таблицы исходных данных, необходимой для дальнейшего расчета отдельных узлов и деталей привода.

Содержание

Введение...................................................................................................................2
Предварительный расчет привода.........................................................................3
1 Расчет тихоходной ступени редуктора……………………………………………
1.1 Предварительные расчеты ………………………………………………………
1.1.1 Выбор материала..................................................................................3
1.1.2 Допускаемые контактные напряжения...................3
1.1.2.1 Допускаемые контактные напряжения для колеса………………………..
1.1.3. Допускаемое напряжение изгиба зубьев.........................................................8
1.1.3.1 Допускаемое напряжение изгиба шестерни:…………………………..
1.1.3.2 Допускаемое напряжение изгиба зубьев для расчета на изгиб максимальной нагрузкой для шестерни……
1.1.3.3 Допускаемое напряжение изгиба зубьев для расчета на изгиб максимальной нагрузкой для колеса………………………………………………………
1.1.4 Определение параметра………………………………………………………
1.2 Проектировочный расчет……………………………………………………..
1.2.1 Начальный диаметр шестерни……………………………………………
1.2.2 Определяем ширину зубчатого венца…………………………………
1.2.3 Ориентировочное значение модуля………………………………………….
1.2.4 Определение числа зубьев шестерни и колеса…………………………….
1.3 Расчет геометрических и кинематических параметров передачи………………
1.3.1 Делительное межосевое расстояние…………………………………………..
1.3.2 Делительный угол профиля в торцевом сечении:…………………………….
1.3.3 Угол зацепления при выполнении передачи со смещением:………………..
1.3.4 Коэффициент суммы смещения:………………………………………………
1.3.5 Начальные диаметры зубчатых колес передачи……………………………..
1.3.6 Коэффициент воспринимаемого смещения:………………………………….
1.3.7 Коэффициент уравнительного смещения………………………………….
1.3.8. Делительный диаметр………………………………………………………..
1.3.9 Диаметр вершин зубьев……………………………………………………….
1.3.10 Диаметр впадин…………………………………………………………….
1.3.11 Основной диаметр…………………………………………………………..
1.3.12 Коэффициент торцевого перекрытия……………………………………….
1.3.13 Коэффициент осевого перекрытия…………………………………………
1.3.14 Суммарный коэффициент перекрытия……………………………………..
1.3.15 Эквивалентное число зубьев…………………………………………….
1.3.16 Окружная скорость………………………………………………………..
1.4 Проверочные расчеты…………………………………………………………..
1.4.1 Проверочный расчет на контактную выносливость………………………….
1.4.2 Расчет на контактную прочность при действии максимальной нагрузки
1.4.3 Расчет зубьев на выносливость при изгибе……………………………
1.4.4 Расчет на прочность при изгибе максимальной нагрузкой…………….
1.4.4.1 Расчет на прочность шестерни при изгибе максимальной нагрузкой…
1.4.4.2 Расчет на прочность колеса при изгибе максимальной нагрузкой……
1.4.5 Расчет усилий зубчатого зацепления…………………………………….
1.4.5.1 Окружное усилие…………………………………………………………
2 Расчет, быстроходной ступени редуктора……………………………………………..
2.1 Предварительные расчеты…………………………………………………….
2.1.1 Выбор материала…………………………………………………………..
2.2 1Допускаемые контактные напряжения………………………………………
2.2. Допускаемые контактные напряжения для шестерни…………………………
2.2.2 Допускаемое напряжение изгиба зубьев…………………………………….
2.2.2.1 Допускаемое напряжение изгиба шестерни……………………………..
2.2.2.2 Допускаемое напряжение изгиба колеса…………………………………
2.3 Расчет геометрии передач…………………………………………………….
2.4 Коэффициенты смещения……………………………………………………….
2.4.1 Коэффициент изменения расчетной толщины зуба……………………….
2.5 Проверочные расчеты передачи………………………………………………….
2.5.1 Расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев……..
2.5.2 Расчет зубьев на выносливость при изгибе………………………………….
2.5.2.1 Расчет зубьев на выносливость при изгибе:……………………………….
2.5.3 Расчет усилия зубчатого зацепления…………………………………………
3 Предварительный расчет диаметров валов……………………………………………
3.1 Быстроходный вал:……………………………………………………………..
3.2 Тихоходный вал………………………………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 1.19 Мб (Скачать файл)

 

наибольший крутящий момент на валу шестерни, Н·м. 

По циклограмме  нагружений получаем, что:

1,7·37.65=64.345 Н·м.

коэффициент, учитывающий  динамическую нагрузку, возникающую  в зацеплении при нагрузке :

 

По формуле (70) и соответствующими пояснениями  в п. 1.4.1 принимаем, что 

 

По формуле (69) и приведенными расчетами в п. 1.4.1:   
допускаемое контактное напряжение при максимальной нагрузке, не вызывающее остаточных деформаций или хрупкого разрушения поверхностного слоя.

     Для  зубчатых колес, подвергнутых  улучшению:

                                              (75)

где: - предел текучести материала зубьев, МПа.

Для стали 40Х 450 МПа.

 МПа.

По формуле (73):

 

 

1.4.3  Расчет  зубьев на выносливость при  изгибе.

1.4.3.1  Расчет зубьев  шестерни  на выносливость при  изгибе:

 

окружная сила на делительном цилиндре, Н:

 

крутящий момент на промежуточном валу, по формуле (5):

= 37.65 Н·м,

 делительный  диаметр, =108 мм.

 

коэффициент, учитывающий  динамическую нагрузку, возникающую  в зацеплении до зоны резонанса:

 

удельная окружная динамическая сила, Н/мм:

 

коэффициент, учитывающий  влияние вида зубчатой передачи. Для  прямозубых передач =0,16,

коэффициент, учитывающий  влияние разности шагов зацепления зубьев шестерни и колеса,  предельное значение удельной окружной динамической силы. При модуле m до 3,5 и 7 степени точности по нормам плавности зубчатой передачи (по ГОСТ 1643-81)  определяем, что =3.8, = 240 Н/мм.

 

 

По формуле (71):

 

 

 

Для прямозубого  зацепления:

 

 

 

По формуле (71) и соответствующим расчетом в  данном пункте принимаем:

По формуле  (80):

 

коэффициент, учитывающий  распределение нагрузки между зубьями. Для прямозубых передач =1.

 

где эквивалентное число зубьев, =72;

 смещение шестерни;  =0,5.

По формуле (83):

 

коэффициент, учитывающий  наклон зуба:

 

=0, следовательно,  =1.

коэффициент, учитывающий  перекрытие зубьев. Для прямозубых передач =1.

допускаемое напряжение изгиба. В соответствии с выражением (11), расчетом в п. 1.1.3.1.

 

По формуле  (76)

 

 

1.4.3.2  Расчет зубьев  колеса  на выносливость при  изгибе:

 

В соответствии с  расчетными формулами в п. 1.4.3.1 

=1.

 

эквивалентное число  зубьев, =255;

 смещение шестерни;  =0,3.

По формуле (86):

 

=1, =1 согласно принятым данным в п. 1.4.3.1.

допускаемое напряжение изгиба. В соответствии с расчетом данного напряжения  в п. 1.1.3.2:

 

По формуле  (85):

 

 

1.4.4  Расчет  на прочность при изгибе максимальной  нагрузкой.

     Прочность  зубьев, необходимую для предотвращения  остаточных деформаций, хрупкого  излома или образования первичных  трещин в поверхностном слое, определяют сопоставлением расчетного и допускаемого напряжения изгиба в опасном сечении при действии максимальной нагрузки.

1.4.4.1  Расчет  на прочность шестерни при  изгибе максимальной нагрузкой.

 

     Согласно  выражению (41) и приведенным пояснениям  в п. 1.1.4.1: 

максимальная  из действующих на расчетный срок окружная сила на делительном цилиндре ударного или плавного характера с числом повторных воздействий .

 

 

По  формуле (87):

 

 

1.4.4.2  Расчет  на прочность колеса при изгибе  максимальной нагрузкой.

 

 

     Согласно  с расчетом, приведенном в п.1.1.4.2:

     По  формуле (89):

 

 

 

1.4.5  Расчет  усилий зубчатого зацепления.

1.4.5.1  Окружное  усилие:

 

 

1.4.5.2  Радиальное  усилие:

 

 

1.4.5.3 Осевое усилие:

,                                              (92)

, так как =0.                           

 

            2. Расчет, быстроходной ступени редуктора.

2.1  Предварительные расчеты

2.1.1  Выбор материала.

Основным материалом для зубчатых колес является термически обработанная сталь.

Быстроходный  вал с шестерней будет изготовлен из:

стали 35ХM:  HV=527 MПа, НВ =285 МПа,  HRC=50,второй режим термообработки У+ТВЧ,

           колесо будет изготовлено из:

улучшенной стали 40Х: HV=478 МПа, НВ =250 МПа, HRC=47, второй режим термообработки.

 

2.2 Допускаемые контактные напряжения

2.2.1  Допускаемые контактные напряжения для шестерни.

Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле:

 

 допускаемое  контактное напряжение шестерни, М·Па;

 – предел  контактной выносливости шестерни, М·Па

 – коэффициент  запаса прочности.

     Для  изготовления используется легированная  сталь 40Х,проводится термическая обработка способом закаливания поверхности, при этом средняя твёрдость поверхности зубьев составляет 47 HRC, следовательно:

 

;

=1,1.

Для определения  данного коэффициента долговечности,  необходимо рассчитать:

  1. базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости.

;                                         (110)

 – среднее  значение твердости рабочей поверхности  зубьев.

;

  1. число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы.

     При  нагрузке на передачу, изменяющейся  по циклограмме, представленной  на   рис. 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

рис.1

 

 

где – частота вращения шестерни, об/мин;

ресурс передачи, ч.

     С  учетом формул (111) и (112) получаем:

 

.

Поусловию:  , следовательно:

 

 

коэффициент, учитывающий  шероховатость сопряженных поверхностей. Параметр шероховатости Ra принимаем от 2,5 до 1,25, следовательно, =0,95.

коэффициент, учитывающий  окружную скорость. При проектировочном  расчете принимаем =.

В соответствии с  формулой (9): 

2.1.2.2   Допускаемые контактные  напряжения для колеса.

Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле:

 

 допускаемое  контактное напряжение колеса, МПа;

 – предел  контактной выносливости колеса, МПа;

 – коэффициент  запаса прочности.

     Для  изготовления используется легированная  сталь 40Х,проводится термическая обработка в виде улучшения  поверхности, средняя твёрдость поверхности зубьев составляет 295 HB, следовательно:

 

;

=1,1.

 – коэффициент  долговечности.

     Для  определения данного коэффициента  необходимо рассчитать:

  1. базовое число циклов напряжений, соответствующее пределу выносливости.

;                                         (117)

Где – среднее значение твердости рабочей поверхности зубьев.

;

  1. число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы.

     При  нагрузке на передачу, изменяющейся  по циклограмме (рис.1) .

 

 

где – частота вращения колеса, об/мин;

ресурс передачи, ч.

     С  учетом формул (19) и (20) получаем:

 

.

По условию:  , следовательно:

 

 

коэффициент, учитывающий  шероховатость сопряженных поверхностей. Параметр шероховатости Ra принимаем от 2,5 до 1,25, следовательно, =0,95.

коэффициент, учитывающий  окружную скорость.

При проектировочном  расчете принимаем =0,83.

В соответствии с  формулой (16): 

В качестве допускаемого контактного напряжения,передачи принимают минимальное напряжение изи,  поэтому= 678,39 МПа.

      1. Допускаемое напряжение изгиба зубьев.

2.2.2.1  Допускаемое напряжение изгиба шестерни:

 

где - предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа;

коэффициент запаса прочности.

     На  основе выбранного материала,  используемого для изготовления  шестерни (сталь 35ХМ), способа термической  обработки (закалкаУ+ТВЧ) и получаемой твердости зубьев (50HRC) принимается, что

= Мпа и1,7.                                       (123)

- коэффициент,  учитывающий способ получения  заготовки зубчатого колеса. Поскольку  заготовки зубчатых колес применяют  двухсторонние штампы, то:

= 1.                                                  (124)    

- коэффициент,  учитывающий влияние двустороннего  приложения нагрузки. Так как  нагрузка имеет односторонний  характер приложения, то                                 

= 1.                                                   (125)

 коэффициент  долговечности.

 

Для зубчатых колес  с однородной структурой материала, включая закаленные при нагреве ТВЧ со сквозной закалкой, = 6. При этом:

=4                                                     (127)

 базовое число  циклов напряжений, , при постоянной нагрузке на передачу с двумя зубчатыми колесами.

     При  нагрузке на передачу, изменяющейся  по ступенчатой циклограмме (рис. 1)

;                                                    (128)

 

 

где – частота вращения шестерни об/мин;

ресурс передачи, ч.

С учетом формул (30) и (31) получаем:

 

.

 

следовательно, 1.

коэффициент, учитывающий  диаметр  зубчатого колеса в мм. При проектировочном расчете принимаем:

= 1.                                                   (132)

     По  формуле (23):

 

2.2.2.2 Допускаемое напряжение изгиба колеса:

 

где - предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому числу циклов напряжений;

коэффициент запаса прочности.

     На  основе выбранного материала,  используемого для изготовления  шестерни (сталь 40Х), способа термической  обработки (закалка ТВЧ) и получаемой  твердости зубьев (285HB) принимается, что

= 85,75 Мпа и1,7.                           (134)

- коэффициент,  учитывающий способ получения  заготовки зубчатого колеса.

- коэффициент,  учитывающий влияние двустороннего  приложения нагрузки.

 коэффициент,  учитывающий диаметр зубчатого  колеса в мм.

     Согласно  принятым выражениям  (25,26,33) в: = 1, = 1, = 1.

 коэффициент  долговечности.

 

Для зубчатых колес  с однородной структурой материала  принимаем  = 6.

 базовое число  циклов напряжений, , при постоянной нагрузке на передачу с двумя зубчатыми колесами.

     При  нагрузке на передачу, изменяющейся  по ступенчатой циклограмме (рис. 1).

;                                                      (136)

 

 

где – частота вращения колеса, об/мин;

ресурс передачи, ч.

С учетом формул (38) и (39) получаем:

 

.

 

По формуле (133):

 

  1. Выбор коэффициентов

d

 

=0.35

Здесь d=arctg1/u – угол делительного конуса шестерни.

d= arctg1/3,55=15,73

,64

KH=1,18

Определяем средний  делительный диаметр шестерни по формуле:

,

где исходная расчетная нагрузка/

Для прямозубых передач  коэффициент =770

770

Определяем ширину зубчатого венца 

b=0.5*d1*Kb*

b=0.5*43*0.35*=27,75

 

 

 

     2.3 Расчет геометрии передач

Расчет выполняется  в соответствии с ГОСТ 19624-74, распространяющимся на конические зубчатые передачи с прямыми пропорционально понижающимися зубьями внешнего зацепления с внешним окружным модулем более 1 мм.

Внешний окружной модуль me

me=2,7

Его значение округляют  до ближайшего по ГОСТ 9563-60          me=2,75

Число зубьев шестерни:

d

 

Число зубьев колеса:              z2=

z2=18,29*3.55=65.533=65

Внешнее конусное расстояние

Re=0.5* me *

Re=0.5* 42,75*=92,73

После определения  Reпроверяют соотношение  b<0.3* Re

b<0.3* Re        b<0.3* 92,73,      27

Углы делительных  конусов шестерни

1=

1==15

Углы делительных  конусов колеса

2=1=75

2.4 Коэффициенты смещения

В передачах с  u>1 шестерню рекомендуется выполнять с положительным смещением (Х1), а колес с равным ему по величине отрицательным смещением (Х2=-Х1).

Х1=0,45        Х2=-0,45

2.4.1 Коэффициент изменения расчетной толщины зуба

При u>2,5 и зубчатые колеса рекомендуется выполнять с различной толщиной зуба исходного контура, увеличенной по сравнению с расчетной (me/2) у исходного контура шестерни и соответственно уменьшенной у исходного контура колеса.

Коэффициент изменения  расчетной толщины зуба исходного  контура, положительный для шестерни и равный ему по величине, но обратный по знаку для колеса , рекомендуется вычислять по формуле

 

=0,0384

 

Внешняя высота головки  зуба шестерни:

=(me

=1, ,

=(1+0.45)*2,75=3,99

Внешняя высота головки  зуба колеса:

=2*

=2*2,75-3,99=1,51

Внешняя высота ножки  зуба шестерни:

=+*

 

Внешняя высота ножки  зуба шестерни:

=+*

 

Внешняя окружная толщин зуба шестерни:

)*

 

Внешняя окружная толщин зуба колеса

=

 

Угол ножки  зуба:

 

Шестерни:

 

Колеса:

 

Угол головки  зуба:

Шестерни:

==1.27

Колеса:

==2,8

Угол конуса вершин зубьев:                a1=1+

Информация о работе Расчет тихоходной ступени редуктора