Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 08:21, курсовая работа
Современное промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, коммунальное хозяйство, сферы жизнеобеспечения и быта связанны с использованием разнообразных технологических процессов, большинство из которых основано на применении рабочих машин и механизмов, разнообразие и число которых огромно.
1. Введение
2. Построение характеристик насоса для скоростей, отличных от номинальной и характеристики магистрали.
3. Расчет и выбор электродвигателя и преобразователя частоты.
4. Расчет и построение механической характеристики насоса
5. Расчет потерь
6. Расчет потребляемой из сети мощности.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
Министерство образования Российской Федерации
Самарский государственный технический университет
Филиал в г. Сызрани
Кафедра «Электромеханика и промышленная автоматика»
Расчет характеристик центробежного насоса для двух способов регулирования производительности.
Сызрань 2010
Содержание
1. Введение
2. Построение характеристик
3. Расчет и выбор электродвигателя и преобразователя частоты.
4. Расчет и построение механической характеристики насоса
5. Расчет потерь
6. Расчет потребляемой из сети мощности.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.
1. Введение
Современное промышленное и сельскохозяйственное производство, транспорт, коммунальное хозяйство, сферы жизнеобеспечения и быта связанны с использованием разнообразных технологических процессов, большинство из которых основано на применении рабочих машин и механизмов, разнообразие и число которых огромно. Там, где применяются технологические машины – используется электропривод. Практически все процессы, связанные с движением с использованием механической энергии, осуществляются электроприводам. Исключение составляют лишь некоторые транспортные и сельскохозяйственные машины (автомобили, тракторы и др.), но и в этой области перспективы использования электропривода стали вполне реальны.
Электропривод – главный потребитель электрической энергии. В развитых странах на долю электропривода приходится свыше 60% всей вырабатываемой электроэнергии.
Электроприводы различны по своим техническим характеристикам: по мощности, скорости вращения, конструктивному исполнению и другим. Мощность электроприводов прокатных станов, компрессоров газоперекачивающих станций и ряда других уникальных машин доходит до нескольких тысяч киловатт. Мощность электроприводов, используемых в различных приборах и устройствах автоматики, составляет несколько ватт. Диапазон мощности электроприводов очень широк. Также велик диапазон электроприводов по скорости вращения.
Большинство производственных рабочих машин и механизмов приводится в движение электрическими двигателями. Двигатель вместе с механическими устройствами (редукторы, трансмиссии, кривошипно-шатунные механизмы и др.), служащими для передачи движения рабочему органу машины, а также с устройствами управления и контроля образует электромеханическую систему, которая является энергетической, кинематической и кибернетической (в смысле управления) основой функционирования рабочих машин.
В более сложных технологических машинных комплексах (прокатные станы, экскаваторы, обрабатывающие центры и другие), где имеется несколько рабочих органов или технологически сопряженных рабочих машин, используется несколько электромеханических систем (электроприводов), которые в сочетании с электрическими системами распределения электроэнергии и общей системой управления образуют электромеханический комплекс.
Большие скорости обработки, высокая и стабильная точность выполнения технологических операций потребовали создания высокодинамичных электроприводов с автоматическим управлением. Стремление снизить материальные и энергетические затраты на выполнение технологических процессов обусловило необходимость технологической и энергетической оптимизации процессов; эта задача также легла на электропривод. На этапе технического развития машинного производства, достигнутого к концу XX века, электромеханические комплексы и системы стали определять технологические возможности и технический уровень рабочих машин, механизмов и технологических установок.
Создание современных электроприводов базируется на использовании новейших достижений силовой электротехники, механики, автоматики, микроэлектроники и компьютерной техники. Это быстро развивающиеся области науки, что определяет высокую динамичность развития электромеханических систем.
В последние годы с появлением доступных технических средств для регулирования скорости асинхронных двигателей для привода насосов в системах тепло- и водоснабжения стали применятся регулируемые электроприводы.
Электропривод насоса выполняет две функции: преобразует электрическую энергию в механическую, необходимую для подачи воды потребителю, и управляет работой установки таким образом, чтобы поддерживать требуемую величину напора и расхода воды.
Автоматизированный электропривод получил в последние десятилетия интенсивное ускоренное развитие. Это определяется, в первую очередь, общим прогрессом машиностроения, направленным на интенсификацию производственных процессов, их автоматизацию, повышение точностных характеристик и других технических требований, связанных с обеспечением стабильности качества производимой продукции.
Вторым обстоятельством, обусловившим развитие электропривода, явилось распространение его применения не только на промышленное производство, но и на другие сферы, определяющие жизнедеятельность человека: сельское хозяйство, транспорт, медицину, электробытовые установки и др.
Третья причина связана с наметившимся переходом от экстенсивного развития производства электрической энергии к более эффективному ее использованию. Повышение эффективности электромеханического использования электроэнергии всецело зависит от совершенствования электропривода.
2. Построение характеристик
насоса для скоростей, отличных
от номинальной и
Исходные данные:
Производительность и напор находятся по формулам:
, . (2.1)
Номинальные значения производительности и напора соответствуют значениям на характеристике насоса для номинальной скорости.
Рассчитаем характеристику насоса для различных скоростей по формулам 2.1, используя график зависимости . Результаты занесем в таблицу 2.1.
Таблица 2.1.
Точка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Q,м3/ч |
|||||||
Н, м |
|||||||
Q,м3/ч |
|||||||
Н, м |
|||||||
Q,м3/ч |
|||||||
Н, м |
|||||||
Q,м3/ч |
|||||||
Н, м |
Далее рассчитаем характеристику магистрали по двум точкам.
Известно, что:
(2.2)
Определим . Из формулы (2.2) имеем:
,
По заданию известен статический напор , а значения и можно взять для любой точки данной графической зависимости
Таким образом, получим зависимость для магистрали.
Используя формулу эту зависимость рассчитаем несколько точек магистрали. Результаты занесем в таблицу 2.2.
Таблица 2.2.
Q,м3/ч |
|||||||
Н, м |
По точкам из таблиц 2.1 и 2.2 построим семейство характеристик насоса для скоростей от ωН до 0,7ωН (шаг 0,1) и характеристику магистрали.
3. Расчет и выбор
Мощность насоса в кВт в рабочей точке определяется по формуле:
, (3.1)
где НН [м], QH [м3/ч] и ηН - значения напора, производительности и КПД, соответствующие точке пересечения характеристики насоса и магистрали;
- плотность перекачиваемой
Подставляя соответствующие значения в формулу 3.1, получим мощность насоса в рабочей точке .
Двигатель выбираем исходя из условия:
Далее необходимо привести технические характеристики выбранного асинхронного электродвигателя.
Регулирование скорости двигателя осуществляется с помощью асинхронно-вентильного каскада (АВК).
Исходя из мощности двигателя выбираем АВК. Здесь необходимо указать:
4. Расчет и построение механической характеристики насоса.
Как известно, мощность насоса определяется по формуле:
; (4.1)
Разделив обе части этого равенства на скорость, получим выражения для момента в зависимости от скорости
; (4.2)
Используя полученную формулу, построим механическую характеристику насоса. Для этого находим по графику Q, H, η, соответствующие точке пересечения характеристики магистрали и характеристики насоса для одной из скоростей.
,
с-1, а
.
,
с-1.
,
с-1.
,
с-1.
По рассчитанным значениям момента строим график статической механической характеристики насоса.
В общем виде механическая характеристика насоса выглядит так:
(4.3), где
k - показатель степени магистрали.
Определим показатель степени магистрали k (показатель степени параболы момента сопротивления). Показатель степени k определим по формуле:
(4.4)
Для определения показателя степени магистрали необходимо иметь две точки пересечения магистрали с семейством Q-H характеристик насоса.
Найдем производительности и напоры, соответствующие двум разным скоростям, например и .
; ; ; ; ; .
Подставляя полученные значения в формулу (4.4) получим значение показателя степени магистрали k.
Подставляя значение k, получим формулу (4.3) механической характеристики насоса.
5. Расчет потерь
Потери скольжения при w1=const равны потерям в роторе и определяются по формуле:
где wн – номинальная скорость двигателя: (5.2)
Для определения максимальных потерь при регулировании дифференцируем уравнения потерь по скорости:
Определим максимальную скорость и скольжение при максимальных потерях. Для этого приравняем полученное выражение производной функции потерь к нулю:
Получаем, что
Максимальные потери скольжении в асинхронном двигателе при wс=const:
При частотном регулировании скорости, wс = var, зависимость потерь скольжения от скорости имеет вид:
где a = - относительная скорость двигателя .
Исходя из формулы 5.7 построить график зависимости потерь скольжения DPs(a×wн) от скорости.