Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:16, статья
Главное назначение центробежного компрессора – обеспечение двигателя внутреннего сгорания, на всех режимах работы, необходимым количеством воздуха (кислородом), способствуя полному сгоранию топлива при минимальном удельном расходе и низкой токсичности выхлопных газов. Двигатель форсируется за счет увеличения плотности воздуха, нагнетаемого в цилиндр, и повышения подачи топлива.
В современных двигателях для повышения плотности воздуха применяют преимущественно центробежные компрессоры обычно с радиальными лопатками. Компрессор устанавливается на одном валу с газовой турбиной, такой агрегат получил название турбокомпрессор. Отработавшие газы поступают на колесо турбины под переменным (импульсно) или постоянным (изобарно) давлением. В приведенной работе расчеты выполнены для изобарной турбины.
1.8 Общая удельная работа (Дж/кг) при адиабатическом сжатии находится из выражения
где ср = 1005 Дж/ (кг К) – удельная массовая изобарная теплоемкость воздуха; Та = 293 К – температура на входе в компрессор, к =1,4 – показатель адиабаты.
1.9 Зная окружную скорость и диаметр колеса, находится частота вращения вала колеса компрессора (nk) из формулы
1.10 Относительную скорость (касательную к поверхности лопатки) воздуха на выходе из колеса компрессора W2 находят из выражений:
, Fвых. к= D2К b2 , откуда , (1.10) где Fвых. к – площадь выхода из колеса; – коэффициент, равный 0,8 – 0,9, учитывающий наличие лопаток на колесе, что уменьшает площадь на выходе; к ширина лопаток на выходе из колеса. Малоразмерный компрессор имеет максимальное значение КПД при числе лопаток 10 – 12.
1.11 В первом приближении плотность 2 находится по температуре Т2 , найденной по скорости U2 , используя выражения:
, , . (1.11)
1.12 По значениям U2 и W2 , определяется абсолютная скорость на выходе из колеса (рис. 5)
В современных компрессорах некоторые заводы-изготовители применяют колеса с радиальными лопатками, загнутыми на выходе назад (против вращения). Значение абсолютной скорости снижается на 5–10%, но увеличивается КПД в результате снижения потерь на трение (потери энергии пропорциональны величине скорости в квадрате).
При вращении колеса, за счет центробежных сил, молекулы воздуха перемещаются от центра к периферии. На выходе из колеса скорость молекул достигает значения С2. В межлопаточных каналах, за счет их расширения, кинетическая энергия переходит в энергию давления. Дополнительно скорость воздуха уменьшается в диффузоре и улитке (спиральной камере). В результате этого температура Т, давление Р и плотность ρ повышаются.
Рис. 5 Окружная U2 , относительная W2 и абсолютная С2 скорости
на выходе из колеса компрессора.
1.13 Температура воздуха на выходе из колеса увеличивается в результате торможения газа в расширяющихся каналах
где – коэффициент, учитывающий потери энергии в результате перетекания воздуха из линии нагнетания в линию всасывания и вихреобразования в каналах колеса.
При полном торможении потока газа, который двигался, например, со скоростью 400 м/с, температура повышается на 80 оС. Давление и плотность воздуха на выходе из колеса уточняют, используя выражения 1.11
1.14 Турбокомпрессоры имеют лопаточные или щелевые диффузоры. В диффузоре энергия к потоку газа не подводится. За счет торможения потока в расширяющих каналах происходит преобразование кинетической энергии в энергию давления. Наружный диаметр диффузора D3 выбирается из соотношения (1,3…1,5)D2К. Площадь на выходе из щелевого диффузора
1.15 Скорость на выходе из диффузора, определяется из выражения:
, . (1.15)
В первом приближении плотность ρ3 = ρ2, а затем она уточняется.
1.16 Температура воздуха на выходе из соплового аппарата находится из формулы
1.17 Площадь выхода из улитки считают равной площади входа в компрессор. Газ со скоростью С3 поступает в улитку (воздухосборник) и его скорость снижается до значения С4 в результате расширения канала. Используя уравнение постоянства расходов, находят скорость на выходе из компрессора, затем температуру, давление и плотность.
, где F4 = Fвх,
,
Величина давления Р4 и есть давление на выходе из компрессора РК. При высокой температуре Т4 целесообразна установка охладителя типа воздух-воздух, воздух-жидкость. Температура воздуха, выходящего из холодильника, должна быть не выше 40 оС при температуре окружающего воздуха не выше плюс 25 оС. В качестве охлаждающей жидкости может быть использовано топливо [2], жидкость из системы охлаждения или воздух. Снижение температуры воздуха на 10 градусов повышает мощность двигателя на 2% и уменьшает расход топлива на 1%.
1.18 Действительную удельную работу, затраченную на всасывание, сжатие и нагнетание воздуха в компрессоре, адиабатный КПД рассчитывают, используя формулы:
, . (1.18)
1.19 Мощность компрессора (работа за единицу времени)
Расчет компрессора и выбор его конструктивных параметров считается правильным, если адиабатный КПД, подсчитанный по формуле 1.18, не ниже 0,75 – 0,85. Адиабатный КПД характеризует совершенство проточной части компрессора.
2. Расчёт радиально-осевой турбины.
При расчёте турбины определяются следующие величины: расход газа через турбину, наружный и средний диаметры колеса турбины на выходе, располагаемый перепад энтальпии, давление газа перед турбиной, окружной, внутренний и эффективный КПД турбины, мощность на валу турбины.
Исходными данными для расчета турбины являются данные теплового расчета двигателя и расчетные данные компрессора. Турбина должна обеспечить необходимую частоту вращения компрессора и его мощность.
Из расчета компрессора имеем следующие исходные данные: nк (мин -1); Lад (Дж/кг); ηад; Мк (кг/с); D2К .
Для выпускных газов принимаем: k=1,34; R=286,4 Дж/(кг·К); ср=1128,7 Дж/(кг·К), плотность r = 0,4 кг/м3 при 600 оС или 0,33 кг/м3 при 800 оС.
Температура газов перед турбиной То* = 850 – 950 К и давление газов на входе в турбину РТ = РК, за турбиной р2 = 0,11– 0,12 МПа.
При расчете турбокомпрессора важно знать число Маха (австрийский физик 1887 г.), которое характеризует отношение скорости потока к местной скорости звука (М = С / а). Скорость звука зависит от температуры и определяется из выражения а = к×R×T. При нормальных атмосферных условиях скорость звука равна 340 м/с. При повышении температуры скорость звука увеличивается. При М < 1 течение газа называют дозвуковым и сжимаемость не учитывается. Плотность газа в конкретном сечении принимается постоянной величиной. При М > 1 течение газа называют сверхзвуковым, он способен сжиматься и его параметры определяют при помощи газодинамических функций.
2.1 Расход газа через турбину примерно на 3% больше расхода воздуха через компрессор в результате сгорания топлива в цилиндрах двигателя.
МТ = 1,03 М к
(2.1)
Наружный диаметр колеса турбины принимаем равный диаметру колеса компрессора D1Т = D2К. Поэтому окружные скорости на входе в колесо турбины и выходе из колеса компрессора будут равны U1Т = U2К. Частота вращения колеса компрессора равна частоте вращения колеса турбины (nк = nт). Так как колесо турбины и колесо компрессора закреплены на одном валу, то их мощности равны друг другу NТ = N к.
По конструктивному исполнению турбины бывают активные, реактивные и комбинированные. Степень реактивности турбины характеризует распределение энтальпии между сопловым аппаратом и рабочим колесом. У активных турбин вся подведенная энергия выхлопных газов преобразуется в кинетическую энергию (скорость) в сопловом аппарате. Примером активной турбины может послужить колесо мельницы, приводимое во вращение потоком воды.
У реактивных турбин скорость газа увеличивается в каналах рабочего колеса (они выполняются в виде сужающих каналов) и там же срабатывается.
Для упрощения расчетов принимаем турбину активную. В такой турбине перепад энтальпии переходит в энергию скорости в сопловом аппарате. Площади входа в колесо турбины и на выходе равны друг другу.
2.2 Мощность на валу турбины определяется из выражения:
где Н т – располагаемый перепад энтальпии в Дж /кг (энтальпия Н = Cp∙T) – это энергия, связанная с данным состоянием газа – температурой, давлением, скоростью); hт – эффективный КПД турбины (0,7 – 0,8).
2.3 Исходя из равенства N т = N к , необходимый перепад энтальпии в турбине определяется по формуле:
НT = Мк∙ Lад/(
Для более полного срабатывания энергии выхлопных газов турбина может выполняться комбинированной (на половину активной и реактивной). У реактивной турбины площадь выхода меньше площади входа в колесо. Это позволяет увеличивать скорость газа в межлопаточных каналах и преобразовать ее в энергию давления.
При входе газа в улитку 1* турбины (площадь входа в турбину принимается равной площади на входе в компрессор) он обладает энергией скорости, температурой и давлением (рис. 6). Температура и давление газа переходит в энергию скорости в результате уменьшения сечения в выходной части соплового аппарата. Сопловый аппарат 2*, образованный лопатками, закрепленный на неподвижном диске служит для оптимального направления потока газа на лопатки колеса турбины и преобразования энергии газа в кинетическую энергию. Для автоматического регулирования сопловый аппарат иногда выполняется с поворотными лопатками. Это позволяет изменять угол входа потока газа на лопатки колеса турбины и ее мощность.
1*
2*
3*
Сад
Рис. 6 План скоростей на входе в колесо турбины (точка 1) и выходе (точка 2).
С – абсолютная скорость, W – относительная скорость, U- окружная скорость.
Турина работает за счет кинетической энергии (скорости) выхлопных газов двигателя. Поступая на криволинейные лопатки колеса турбины 3*, поток газа обтекает их, меняет направление движения, создавая силу. Сила действует на плечо, образуя крутящий момент. В результате этого колесо турбины и компрессора приводятся во вращательное движение.
На рис. 6 показан план скоростей на входе в колесо (точка 1) и выходе из него (точка 2). Газ выходит из колеса по среднему диаметру (расчетный вектор скорости).
Сопловый аппарат турбины неподвижный, поэтому в нем не совершается работа. Теплообмен с внешней средой, за короткий промежуток времени, очень мал и им пренебрегаем (процесс адиабатный).
2.4 Уравнение энергии для входного и выходного каналов соплового аппарата турбины примет вид:
СрТ1 + W21 / 2 = Cр Т2 + W22 /2,
где Т и W – температура и скорость газа в каналах соплового аппарата.
Предположим, что энергия скорости на выходе из соплового аппарата (W2 ) полностью срабатывается (тормозится) и переходит в энергию давления. Тогда уравнение 2.4 можно записать в виде:
Ср (Т1 – Т2)= W2 /2.
2.5 Обозначив Ср (Т1 – Т2) через перепад энтальпии Н т , а скорость W через адиабатную скорость истечения САД, получим:
Средний диаметр на выходе из турбины делит площадь на две равные части. Dср = 0,7×D2Т, (Rср = Dср/2), D2Т = (0,7- 0,8) D1Т, где D2Т – наружный диаметр колеса турбины на выходе. Угол выхода газа из соплового аппарата 1 лежит в пределах 15–25º.
2.6 Радиальная и окружная составляющие абсолютной адиабатной скорости на входе в колесо
САД.R = CАД ∙ SIN 1,
САД.U = CАД ∙ COS
На выходе из рабочего колеса температуру газов принимают Т2 = (0,8-0,9)То (То – температура газа на входе в турбину).
Ширина лопаток на входе в колесо турбины находится из выражения
b1= MT / (p× D1Т× r1 × CАД.R)
2.7 Полезная работа 1кг газа на лопатках колеса (Дж/кг):
Lu = U1T ∙ CАД.U – Uср ∙Сср., (2.7)
где U1 – окружная скорость на входе в колесо турбины, при равенстве наружных диаметров колес турбины и компрессора U1T= U2K; Uср– окружная скорость на среднем диаметре выхода газа из турбины Uср = ωRср ; Сср. – скорость выхода газа на среднем диаметре (выходная скорость газа из турбины 50 – 100 м/с).
Выражение 2.7 получено на основе импульса силы (количества движения)
Информация о работе Расчет центробежного компрессора и центростремительной турбины