Состояние и приоритетные направления развития розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 00:05, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в каждой стране господствуют рыночные отношения, осуществляющих торговую деятельность, сейчас которых огромное количество. Между ними существуют жестокая конкуренция, и продажа качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами – главная задача любой торговой организации.
В настоящее время далеко не все торговые предприятия способны конкурировать в рыночных отношениях.

Содержание

Введение
1. Основные направления развития торговли на современном этапе.
2. Характеристика основных торговых объектов.
3. Источники поступления товаров в магазины и организация товароснабжения.
4. Основные методы продажи товаров РТС.
5. Соблюдение правил продажи товаров в РТС.
6. Значение рекламно-информационной работы в розничной торговой сети.
7. Развитие и расширение дополнительных услуг розничной торговой сети.
8. Обобщение опыта организаций РТС.
9. Заключение
10. Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

Также при размещении товаров учитываются их физика – химические свойства, специфические особенности. Товары располагаются так, чтобы исключалось вредное влияние их друг на друга.

За каждой товарной группой  закреплена постоянная зона, товары расположены  следующим образом:

  • одноименные товары расположены рядом
  • крупногабаритные товары размещены недалеко от выхода
  • товары быстрой реализации, модные, сезонные, новинки размещены на видных местах торгового зала
  • товары требующие нарезки, взвешивания, а также мелкие дорогостоящие изделия размещены за прилавками обслуживания

Важное значение имеет  также выкладка товаров.

Под выкладкой товаров понимаются технологические процессы, связанные с расположением, укладкой и показом товаров на торгово-технологическом оборудовании. Привлекательная, удачно разработанная и поддерживаемая в порядке выкладка товаров способствует тому, что посетители, пришедшие в магазин, приобретают товар и тем самым обеспечивают магазину прибыль.

Различают несколько  видов выкладки товаров:

  • Вертикальная выкладка – однородные товары выкладываются на полках по вертикали, сверху в низ. Часто встречается в холодильных шкафах, где представлены молочные продукты: одну вертикальную полосу представляют йогурты, другую – творог, далее следует сметана и ряженка. Такая выкладка способствует хорошей обозримости, лучшей ориентации покупателей при выборе товара и ускоряет процесс продажи.
  • Горизонтальная выкладка – тот или иной товар размещают вдоль по всей длине оборудования причём каждый товар занимает полностью 1-2 полки. Например, одна полка – томатные соусы; другая полка – прочие соусы; третья- полка – майонезы. Этот способ также эффективен при продаже крупногабаритных товаров и товаров в кассетах.
  • Выкладка «навалом» - размещение товаров с использованием различных типов емкостей или базовых стендов (магазинных тележек, проволочных корзин, бачков, столов или комплектов ёмкостей, поставляемых производителями продуктов.
  • Выкладка фронтальным способом – один образец товара выставляется в полную величину, остальные (за ним) виды частично или не видны.

На практике применяется  комбинация горизонтальной и вертикальной выкладки. Для групп товара, где  ассортимент узок, предпочтительнее вертикальная выкладка; где он более  широк, рекомендуется выкладка горизонтальная или комбинированная.

Выкладка товаров подразделяется на товарную и декоративную (демонстрационную, экспозиционную).

Товарная выкладка служит в магазинах самообслуживания одновременно для показа и для отпуска товаров.

Декоративная выкладка (выполненная с применением средств объемно-пространственной композиции) применяется для оформления витрин и стеллажей в магазинах или отделах, где продажа производится через прилавок. Выложенные таким способом товары выполняют демонстрационную функцию, привлекают внимание покупателей. Использовать декоративную выкладку в магазинах самообслуживания нецелесообразно – что останется от композиции, когда покупатели разберут часть товаров?

Умелая выкладка товаров  привлекает покупателя к широко представленному  ассортименту товаров, даёт информацию о товаре, с помощью различных приемов и методов оказывает эффективное воздействие на покупателей, побуждая их совершить покупку. У людей, которые пришли впервые в магазин, хорошо организованный показ товаров и приятная обстановка в торговом зале создают благоприятное впечатление, и они часто становятся постоянными покупателями данного торгового предприятия.

Различные товарные группы имеют специфические особенности  размещения и выкладки в торговом зале.

Так хлеб и хлебобулочные изделия выложены на полках пристенных шкафов и горок по видам: ржаной, пшеничный, диетический и т.д.

Кондитерские изделия  также выложены по видам: шоколадные конфеты, карамель разная, мармелад, печенье, пряники и т.д.

Расфасованные кондитерские изделия размещены на полках оборудования по видам и наименованиям.

Скоропортящиеся кондитерские изделия (торты, пирожные) размещены  в охлаждаемых оборудованиях.

Свежие овощи размещены  также в холодильном оборудовании. А расфасованные овощи выложены на полках пристенных островных горках.

Молоко и молочная продукция выложены по производителям, наименованию, видам, % жирности и т.д.

Сыры выложены в охлаждаемом прилавке треугольными брусками в один – два ряда.

Куски мяса и тушки  птицы размещены в охлаждаемых прилавках - витринах на металлических лотках. Полуфабрикаты из них выложены на лотках или подносах по видам в количестве, расчитаном на 1 – 2 часа продажи.

Колбасные изделия и  копчености всякие расположены в  охлаждаемых витринах в несколько  рядов по видам: копченые, полукопченые, вареные, ливерные колбасы, зельцы, корейка, грудинка, окорок, рулеты и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3 Методы продажи

 

В розничной торговле применяют следующие методы продажи  товаров:

  • самообслуживание;
  • обслуживание через прилавок;
  • по образцам;
  • с открытой выкладкой и свободным доступом покупателей к товарам;
  • по предварительным заказам.

Под методом продажи  понимают совокупность приемов и  способов, с помощью которых осуществляется реализация товаров.

В торговом зале используются традиционные и прогрессивные методы продажи.

Для осуществления эффективного и качественного обслуживания в  магазине применяют оба метода продажи  товаров.

К традиционному методу обслуживания относят обслуживание покупателей через прилавок.

При традиционном методе продажи включают следующие операции:

  • встреча покупателя;
  • выявление спроса;
  • предложение и показ товара;
  • консультация;
  • предложение сопутствующих товаров, либо новинок;
  • выполнение операций по взвешиванию, наливке и др.;
  • расчёт за покупку;
  • упаковка;
  • выдача покупки.

 К прогрессивным  методам продажи относятся:

  • самообслуживание;
  • продажа товаров с открытой выкладкой и свободным доступом;
  • продажа товаров по образцам;
  • продажа по предварительным заказам;
  • продажа через торговые автоматы.

Самообслуживание предусматривает  полную предварительную подготовку товаров к продаже и выкладке их в торговом зале, свободный доступ покупателей к товарам, полную самостоятельность при осмотре и выборе товаров, и конечной операцией будет служить оплата за отобранный товар в узлах расчета, расположенная при выходе из торгового зала.

При организации обслуживания покупателей по методу самообслуживания в магазине применяют следующие принципы:

  1. Вход покупателей в торговый зал ничем не ограничивается.
  2. К товарам обеспечен свободный доступ покупателей.
  3. Все товары снабжены ценниками.
  4. Покупатель самостоятельно выбирает товар, а при возникновении каких-либо вопросов может обращаться за консультацией продавца. Кладёт товар в инвентарную корзину   и подходит с ним в узел расчёта, расположенный у выхода из торгового зала.
  5. В магазине рационально используется торговая площадь, за сёт чего обеспечивается регуляция покупательских потоков, и даже в вечернее время под большим наплывом покупателей в магазине можно достаточно свободно перемещаться.
  6. Удельный вес товаров реализуемых этим методом составляет около 70%.

Независимо от применяемого метода продажи товаров работники  магазина должны строго соблюдать правила  торговли, содержащиеся в основных правилах работы магазина, правилах розничной  торговли отдельными продовольственными и непродовольственными товарами и других документов ( санитарных правилах для продовольственных магазинов, правилах пользования мерами и измерительными приборами и т.д.).

В ОАО «Зорина» используется смешанный метод продажи, включающий различные составляющие традиционного и прогрессивного методов продажи.

Продажа товаров производится всем гражданам, на равных основаниях чистым весом и полной мерой за наличный расчет.

Увеличение объема производства и расширение ассортимента продовольственных  товаров вызывают необходимость  постоянного изучения спроса населения. Главной целью является удовлетворение запросов покупателей, формирование ассортимента на торговом предприятии – это сложный процесс, при котором учитываются некоторые особенности спроса на продукты питания. Спрос на продовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов (сортам хлеба, сыра и т.д.). Поэтому коммерческая служба магазина старается достигать стабильности в формировании ассортимента таких товаров и обеспечить их бесперебойную продажу. Необходимо здесь учитывать фактор взаимозаменяемости продуктов (мясо – рыбой и т.д.). покупательский спрос на товары простого ассортимента и имеющие мало разновидностей предполагают конкретный спрос не допускающие замены другими.

При сложном ассортименте, имеющие десятки, разновидностей у  спроса допускается широкая взаимозаменяемость.

Нельзя забывать, что  на продукты питания влияет сезонность их производства, поэтому происходит неравномерность их потребления  в течении года и спрос переключается на товары их заменяющие.

На спрос оказывают  влияние факторы социального  и экономического характера׃

- размеры денежных  доходов населения, его численность,  социальный, профессиональный и  половозрастной состав.

- уровень розничных цен.

- деятельность предприятий  общественно питания.

- объемы привоза продуктов  из других регионов.

- географические и  климатические условия проживания  населения.

- национальные и исторические  особенности быта данного района.

 

4.4 Дополнительные услуги в магазине

 

Одним из направлений  повышения культуры торговли является расширение дополнительных услуг, оказываемых  покупателям.

Предоставлением покупателям  услуг – характеризует виды предлагаемых покупателю услуг, их объём и качество, по мнению покупателей.

Когда покупатели оценивают  сервис дополнительных услуг в розничных  торговых предприятиях, они сравнивают своё восприятие предоставленных им услуг с тем, что они ожидали  увидеть. Если желание  и действительность совпадают, они испытывают удовлетворение, если же сервис услуг оказывается хуже, чем ожидалось, на удовлетворение рассчитывать не приходится. Поэтому магазин предоставляет широкий комплекс дополнительных услуг.

С точки зрения взаимосвязи  с процессом продажи товаров  все дополнительные услуги, оказываемые покупателям в магазине, могут быть подразделены на три основных группы:

1.Услуги, оказываемые покупателям в процессе осуществления ими покупок товаров. Эти услуги направлены на создание покупателям возможности более эффективно осуществлять процесс выбора, отбора и расчёта за товары.

К таким услуг, оказываемым в  магазине, относятся прием предварительных  заказов на товары, имеющиеся или  временно отсутствующие в продаже, т.е. покупатель может сделать заказ  либо по телефону, либо непосредственно  в магазине на необходимый ему товар в нужное для него время, день и час. Это очень удобно для покупателя, так как приобретается всегда свежий, качественный и причём, в нужном ассортименте и количестве товар.

Эта услуга была внедрена для того, что бы максимально приблизить покупателя к товару и магазину, а также, чтобы всегда покупательский спрос был удовлетворён.

В процессе продажи товаров  организуются консультации специалистов, которые рассказывают покупателям  о полезных веществах, содержащихся в продуктах питания, о правильном питании, отвечают на вопрос как правильно приготовить блюдо из данных продуктов. Обычно, такие консультации проводятся в магазине при продаже новых товаров, поступивших в магазин, о чем администрация магазина информирует покупателей. Эта услуга побуждает покупателей сделать покупку, стимулирует сбыт, а также удовлетворяет спрос покупателей.

Обычно, при поступлении нового вида товара неизвестного покупателю, т.е. когда предприятие-изготовитель, обновляя ассортимент, производит новый  товар, новый вид колбасы, то в магазине проводятся дегустации товара. Покупателю, пришедшему в магазин, предоставляется возможность продегустировать новый вид товара и при необходимости сравнить с другими видами товара, для того, чтобы выбрать для себя понравившийся товар и купить его. С помощью этой услуги работники торговли ненавязчиво выявляют потребность покупателей в новом виде товара и определяют объём поставок, для того, чтобы удовлетворить спрос покупателей. Для удобства потребителей в комплекс дополнительных услуг включается упаковка товаров не только в мешки, но и в фирменные пакеты, которые покупателю вручаются вместе с покупкой.

2.Услуги, оказываемые покупателям в процессе послепродажного их обслуживания. Дополнительной услугой, предоставляемой покупателям, является разделка и первичная обработка отдельных продуктов. По желанию покупателя могут размолоть кофе в зернах, купленное в магазине, а так же разделку свежей рыбы, выловленную прямо из аквариума.

При комплексной покупке в магазине по желанию покупателей производится доставка товаров к автомашине покупателя и их погрузка, что производит хорошее впечатление на покупателей, а следовательно, они остаются удовлетворёнными торговым обслуживанием магазина.

Информация о работе Состояние и приоритетные направления развития розничной торговли