Сущность и содержание рекреативных технологий. Нетрадиционные методы восстановления здоровья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 02:00, контрольная работа

Краткое описание

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания, высветила задачи воспитания личности в открытой социальной среде. На первое место в настоящее время выходит личностно-ориентированная педагогика отношений в обществе, социуме, развитие личности, реализация ее способностей и задатков. Динамика развития общества предъявляет новые требования к технологизации общественной деятельности во всех сферах. Социальные и культурно-досуговые институты, влияющие на процесс формирования социального опыта у молодежи также вовлечены в процесс поиска новых технологических моделей образования, социализации, и реабилитации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3


1. Сущность и содержание рекреативных технологий…………………….4

2. Нетрадиционные методы восстановления здоровья…………………….8


Заключение………………………………………………………………………30

Список литературы……………………………………………………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

сущность рекреативных технологий.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ   ВПО  СМОЛЕНСКИЙ   ГОСУДАРСТВЕННЫЙ   ИНСТИТУТ   ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО   ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ОБРАЗОВАНИЯ

И   ЗАОЧНОГО   ОБУЧЕНИЯ

 

 

Контрольная работа

 

по курсу: «Рекреативные технологии».

 

Вариант № 1

 

Тема:1. Сущность и содержание рекреативных технологий. 2.Нетрадиционные методы восстановления здоровья

 

 

Преподаватель: Романова Г.Н., кандидат педагогических наук.

 

 

Исполнитель: студентка  группы 5-01

Белякова О.С Специальность: Социально-культурная деятельность

Квалификация: Технолог

Домашний адрес:

Ярцевский район.

д. Староселье. Ул. Речная д.11

Индекс 215818

Место работы: СДК

Должность: Художественный руководитель.

 

 

 

 

Контрольная работа принята

«___»___________2014г.

Методист факультета___________

______________________________

«___»____________2014г.

Преподаватель_________________

 

 

 

 

Смоленск 2014г.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение………………………………………………………………………..3

 

 

1. Сущность и содержание  рекреативных технологий…………………….4

 

2. Нетрадиционные методы  восстановления здоровья…………………….8

 

 

Заключение………………………………………………………………………30

 

Список литературы……………………………………………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современная обстановка, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания, высветила  задачи воспитания личности в открытой социальной среде. На первое место в настоящее время выходит личностно-ориентированная педагогика отношений в обществе, социуме, развитие личности, реализация ее способностей и задатков. Динамика развития общества предъявляет новые требования к технологизации общественной деятельности во всех сферах. Социальные и культурно-досуговые институты, влияющие на процесс формирования социального опыта у молодежи также вовлечены в процесс поиска новых технологических моделей образования, социализации, и реабилитации.

 

Молодежь представляет собой не только младшее поколение, но и весомую социальную группу, у которой складываются с обществом  свои специфические отношения.

 

Становление личности молодежи происходит во взаимодействии с окружающей средой. Многие ученые отводят значительную роль рекреативным и здоровьесберегающим технологиям, которые помогают не только обеспечивать активизацию механизмов охраны здоровья, но и изменение всей системы ценностных ориентации молодежи.

 

 

 

 

 

 

1.ТЕХНОЛОГИИ РЕКРЕАТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

 

 

Рекреационно-оздоровительные  технологии включают в себя организацию 

рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности; ориентацию на оздоровление образа жизни и повышение культуры быта с опорой на активное использование новейших достижений биологии, физиологии, психологии, медицины.

 

 Различают несколько  уровней рекреационно-оздоровительной  деятельности:

 

Первый уровень –  «пассивная рекреация» - предполагает простое расслабление,  снятие эмоционального напряжения.

 

Второй уровень –  «активный» - направлен на затрату  физических и интеллектуальных сил, волевых усилий, обеспечение быстрой  эмоциональной и физической разрядки. Данный уровень включает разнообразные развлекательные мероприятия – игры, танцы, праздники и т.д.

 

Третий уровень рекреации  связан со значительной активизацией духовных интересов, предпочтений и  возможностей человека. этот уровень  побуждает человека к расширению духовного мира и овладению культурными потребностями.

 

Четвертый уровень рекреации  ориентирован на производство определенного  вида культурных ценностей, развитие творческого  начала. Именно этот уровень позволяет  человеку совершенствовать различные  стороны личности человека и удовлетворять многообразные запросы и интересы человека в сфере свободного времени.

 

Сущность рекреационно-оздоровительных  технологий состоит в ориентации на оздоровление образа жизни и повышение  культуры быта,  удовлетворении разнообразных  рекреационных потребностей (потребностей в физической реабилитации, в укреплении и улучшении здоровья, интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и многом др.) личности.

 

На основе анализа  современной педагогической и психологической литературы можно выделить следующие принципы:

 

I.                      Принцип насыщения содержания  рекреативно-оздоровительной деятельности  культурными ценностями. Здесь предполагается  создание в рамках воспитательного  пространства особой рекреативно-оздоровительной атмосферы для молодежи, способной поддерживать культуру досуга, ценности уважения субъективных начал в отдельной личности и иные виды досуговых форм.

 

II.          Принцип   индивидуального   подхода   в   создании   условий для отдыха  и оздоровления молодежи.  Он реализуется в следующих моментах:

 

в создании вариативных  оздоровительно-досуговых программ, соответствующих      разнообразным       рекреационным       потребностям молодежи; - в направленности досугового-оздоровительной  деятельности на обогащение, внутреннего мира (субъективности)личности; - в нацеленности рекреационной деятельности на укрепление и формирование самосохранительного сознания и поведения; -в разработке специальных мероприятий, ускоряющих процессы адаптации   (редезадаптации)    студентов новичков    к    нормам    поведения в рекреационном микросоциуме;  - в использовании форм и методов непрямого (ненасильственного) социально-педагогического воздействия на молодежь.

 

III. Принцип    коллективности    в   формировании здорового образа жизни и  организации    активного, духовно-обогащающего   отдыха.

 

  Это   один   из   ведущих   принципов  организации социопедагогической  деятельности. Основная цель коллективообразования  связывается с созданием временного  сообщества дружелюбно настроенных по отношению к друг другу людей на основе общности интересов и деятельности, связанных с намерением самореализоваться.

 

IV.     Принцип     технологического     подхода     к     управлению оздоровительно-досуговым   процессом. 

 

    Следуя данному  принципу, важно составить правильное  представление о технологическом   процессе организации рекреативно-оздоровительной  деятельности, включающей  оздоровление, физическую и психофизическую  активность молодежи пр.

 

Функции рекреативно-оздоровительных технологий позволяют органично соединять интересы и потребности личности и общества. Среди них выделяем следующие:

- социализирующая функция  обеспечивает три фактора генезиса  социализации: деятельность, общение  и самосознание.

 

информационно-просветительная функция направлена на  духовное  обогащение личности и физическое развитие, самообразовательную деятельность, получение необходимой информации и распространение знаний о сути наиболее значимых событий и явлений.

образовательно-развивающая функция ставит своей целью развитие и саморазвитие личности, ее социальное самоутверждение, она обеспечивает процесс социализации и индивидуализации личности;

           рекреативно-оздоровительная функция обеспечивает восстановление сил, затраченных в процессе физического труда и активного духовного развития,  снятие эмоционального напряжения, ;

  рекреативно-игровая  функция предусматривает расширение  кругозора, формирование определенных  умений и навыков, установок   и позиций. 

   интегративно-коммуникативая функция реализует потребность человека во взаимном познании друг друга, обмене определенными ценностями и прежде всего осведомительной, эмоциональной, регулятивной информацией.

 

  Ценностно- гедонистическая  функция обеспечивает эмоциональное  состояние удовлетворения, чувства наслаждения, успеха, личной значимости и достижения личных целей;

культурно-творческая функция  направлена на решение целого ряда социальных проблем. Она компенсирует недостаток  возможностей реализации творческих способностей, развития активности и инициативы людей.

Таким образом, функции  рекреативно-оздоровительных технологий обеспечивают непрерывное образование  и духовное обогащение людей. Они  предполагают максимальное развитие инициативы, самостоятельности человека, стимулируют  социальную активность,  способствуют физической и духовной реабилитации, создают оптимальные условия для творческого самовыражения, снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение.

 

 

 

 

2. Нетрадиционные методы восстановления здоровья

 

Нетрадиционная медицина, также называемая альтернативной медициной или неконвенциональной медициной, -- условное понятие, объединяющее способы диагностики, предупреждения и лечения болезней человека, которые по тем или иным причинам не получили всеобщего признания у врачей. Основной причиной этого обычно является отсутствие чётких правил, большая доля субъективности в выборе и применении данных методов, плохая воспроизводимость результатов в руках разных специалистов и, вследствие этого, сложности в проведении объективных испытаний их эффективности и широкого внедрения в клиническую практику. Кроме того, иногда в понятие нетрадиционной медицины включают заведомо неэффективные подходы, основанные на необычных идеях и фантазиях. Понятие возникло в XX веке в связи с развитием доказательной медицины. В современном, напряженном мире люди всех возрастов начинают понимать, что целители, практикующие альтернативные методы лечения, могут оказать действенную помощь или облегчить страдания, вызванные стрессом, тревогой, аллергией, простудой, гриппом, и многими другими недомоганиями, которые люди просто привыкли годами терпеть.

 

В данном вопросе будут  рассмотрены следующие виды нетрадиционных методов оздоровления организма  человека:

 

1) аромо- и фототерапия;

 

2) апитерапия;

 

3) анималотерапия;

 

4) иглотерапия;

 

5) закаливание;

 

6) гомеопатия;

 

7) йога;

 

8) климатические факторы  в комплексной реабилитации здоровья  человека.

 

  1. Использование аромо- и фототерапии для восстановления здоровья человека

 

1. Ароматерапия -- область знаний о методах и формах воздействия на организм летучих ароматных веществ, получаемых преимущественно из разных частей растений с применением различных физических и физико-химических методов.

 

Именно методика ароматограммы  положила начало возрождению ароматерапии, несмотря на то, что ранее неизвестные и неиспользуемые эфирные масла были отвергнуты медицинской фармакологией.

 

Различают три возможных  механизма действия ароматерапии:

 

· Фармакологический: после  применения эфирных масел в организме  происходят химические изменения, вызванные взаимодействием компонентов эфирных масел с гормонами, ферментами, кислотами организма и др. факторами;

 

· Физиологический: эфирные  масла оказывают стимулирующее  или успокаивающее действие на органы или ткани организма, причем в этом процессе может быть задействована нервная система;

 

· Психологический: в  результате вдыхания ароматов эфирных  масел возникает индивидуальный (сознательный или подсознательный) ответ организма на запах. Эмоциональная  реакция, в свою очередь, может вызвать психические или физиологические изменения в организме

 

Сердечно-сосудистые заболевания

 

Некоторые эфирные масла, такие как иссоп, могут оказывать  тонизирующее или регуляторное действие на циркуляцию крови. «Острые», «горячие»  эфирные масла, стимулируют циркуляцию, разогревают, повышают температуру тела (например, бензоин, камфара, кора корицы, можжевельник, шалфей, тимьян). «Охлаждающие» масла помогают снизить артериальное давление крови (лаванда, розовая герань). Подобно мелиссе и нероли, эфирное масло иланг-иланга обладает успокаивающим на сердце действием, урезает учащенное сердцебиение, снимает сердечный спазм.

 

Формы и методы использования  эфирных масел: ингаляции, массаж, ванны, компрессы 

 

Заболевания нервной  системы

 

Ароматерапевты считают  некоторые эфирные масла «регуляторами» или «адаптогенами», поскольку они имеют «модулирующие» или нормализующие свойства. Например, герань может успокоить или возбудить, в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей человека. Некоторые эфирные масла, такие как бергамот, мелисса или лимон могут быть седативными для нервной системы, и в то же время «поднимают дух». И наоборот, жасмин, иланг-иланг и нероли стимулируют ЦНС, но при этом снижают уровень эмоциональной напряженности.

 

Формы и методы использования эфирных масел: массаж (предпочтительно), ванна, ингаляция (вдыхание)

Заболевания пищеварительного тракта

 

Эфирное масло перечной мяты хорошо известно как антиспастическое и улучшающее пищеварение средство. Оно также используется для лечения  синдрома раздраженного кишечника (СРК). Подобные свойства имеют и другие эфирные масла, такие как гвоздичного дерева, которая повышает кислотность желудочного сока за счет присутствия в ней эвгенола.

 

Формы и методы использования  эфирных масел: орально, ароматический массаж спины (спинной и поясничный отделы) и местные компрессы в районе желудка и брюшной поверхности.

 

Заболевания мочевой  системы

 

При болезнях мочевой  системы, вызванных стафилококком, эффективны эфирные масла можжевельника, шалфея, сандалового деревоа и тимьяна. Имеются данные об эффективности при лечении хронического цистита с помощью эфирного масла сандалового дерева.

 

Формы и методы использования  эфирных масел (фитоэссенций): орально, ванны, массаж в области мочевого пузыря/почек спереди и сзади. Примечание: избегать применять массаж для людей, имевших почечные камни, мочевые гломерулы, и т. д.

Заболевания кожного  покрова

 

При наружном применении эфирные масла имеют преимущества перед другими препаратами за счет того, что они оказывают действие:

 

· омолаживающее;

 

· регенерирующее;

Информация о работе Сущность и содержание рекреативных технологий. Нетрадиционные методы восстановления здоровья