Технологии патентования и лицензирования изобретений и инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Задачами работы являются изучение истории становления и развития правового регулирования патентных отношений, изучение патента, как формы правовой охраны изобретения, изучение и анализ видов патентных технологий, изучение особенностей патентования отечественных изобретений за рубежом, изучение договорных конструкций по распоряжению исключительными правами на изобретения в законодательстве Республики Беларусь, анализ международного рынка лицензий.
В данной курсовой работе изучены и проанализированы учебники и статьи различных авторов, занимающихся вопросами патентоведения и лицензирования изобретений и инноваций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…4
РАЗДЕЛ 1. Технологии патентования изобретений…………………………..5
1.1. Истории становления и развития правового регулирования патентных отношений………………………………………………………………………..5
1.2. Патент как форма правовой охраны изобретения……………………….. 6
1.3. Патентование изобретений в зарубежных странах………………………13
РАЗДЕЛ 2. Технологии лицензирования изобретений и инноваций………..21
2.1. Лицензирование изобретений в Республике Беларусь……………..……21
2.2. Международные технологии лицензирования изобретений
и инноваций …………………………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………...30
Литература………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа п.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета в отношении заявки на изобретение, обязан указать на это при подаче заявки на изобретение или в течение двух месяцев с даты поступления заявки на изобретение в патентный орган и представить заверенную копию первой заявки не позднее шестнадцати месяцев с даты ее подачи. В случае несоблюдения указанного срока по ходатайству заявителя, поданному до его истечения, право приоритета может быть восстановлено при условии, что копия первой заявки запрошена заявителем не позднее четырнадцати месяцев с даты подачи первой заявки и представлена в патентный орган в течение двух месяцев с даты ее получения заявителем.

Право приоритета дает достаточно большие преимущества заявителю, который желает получить охрану одновременно в нескольких странах, так как он может в течение определенного срока решить вопрос о целесообразности охраны в отдельных странах, а также подготовиться к подаче таких заявок. Конвенционный приоритет давно принят в нашем государстве и успешно применяется. Так, заявки с требованием конвенционного приоритета составляют около 24% от общего количества поданных заявок.

  1. Подача международной заявки  по процедуре РСТ.

РСТ (Patent Cooperation Treaty) − это международный Договор о Патентной Кооперации, административные функции которого выполняет Всемирная организация интеллектуальной собственности (далее − ВОИС). Данный договор заключен между более чем 125 странами-участницами Парижской конвенции.

При патентовании изобретений за границей по процедуре, установленной Договором о патентной кооперации (далее − РСТ), заявитель подает одну заявку (международную) с указанием стран (из числа участниц РСТ), в которых он намеревается получить патенты.

Заявители Республики Беларусь подают заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 3 Договора международная заявка состоит из: заявления на специальном бланке; описания изобретения; формулы изобретения; чертежей, если они необходимы; реферата. Международная заявка с установленной датой международной подачи имеет силу правильно оформленной национальной заявки в каждом указанном государстве, при этом дата международной подачи рассматривается как дата фактической подачи заявки в каждом указанном государстве.

После проведения формальной экспертизы в национальном патентном ведомстве Республики Беларусь заявка направляется в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности. Выбранный заявителем Международный поисковый орган (для заявителей Республики Беларусь это — Федеральный институт промышленной собственности (Российская Федерация) или Европейское патентное ведомство), проводит международный патентный поиск. Поиск проводится в соответствии с едиными требованиями РСТ с целью выявления уровня техники по предмету заявки. По итогам поиска готовится отчет, представляющий собой перечень документов, которые должны быть приняты во внимание при проведении экспертизы. Отчет о международном поиске направляется заявителю, а также в Международное бюро ВОИС. Для оказания помощи заявителям к отчету прилагаются рекомендации, которые не имеют обязательного характера.

На основании результатов поиска и заключения международной предварительной экспертизы заявитель самостоятельно оценивает перспективы получения патентной охраны своей разработки в указанных странах.

По обоснованной просьбе заявителя по международной заявке может быть проведена международная предварительная экспертиза, в ходе которой исследуются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость изобретения. Результаты экспертизы оформляются заключением, копии которого через Международное бюро ВОИС рассылаются в избранные заявителем страны, а также вручаются самому заявителю. В течение двух месяцев заявитель должен окончательно решить, в каких странах он желает получить патенты. Избрав такие страны, заявитель готовит переводы международной заявки на языки стран патентования и направляет их в национальные патентные ведомства соответствующих стран. Дальнейшее рассмотрение заявок и выдача охранных документов на изобретения осуществляются в соответствии с национальной процедурой, принятой в странах патентования.

Правовая охрана в каждой стране РСТ начинается только с даты получения  национального или регионального патента, действующего в данной стране. В итоге процедуры, соответствующим национальным или региональным органами власти по вопросам, связанным с рассмотрением заявки (если это предусмотрено национальным законодательством), выдается патент. РСТ не предусматривает выдачу «международного патента», поскольку такого не существует, и выдача патента является прерогативой каждого национального или регионального органа власти.

Для получения патентов в выбранных государствах, в них должны быть поданы национальные заявки (на основе международной) до истечения срока 20 (в четырех странах) или 30 месяцев (в остальных странах). В каждом из государств или региональном ведомстве делопроизводство по заявке ведется согласно национальному законодательству и могут применяться различные критерии для решения вопроса, является ли заявленное изобретение патентоспособным в этом государстве.

В некоторых странах при этом выносится решение на основании заключения международной предварительной экспертизы, в других осуществляется явочный порядок патентования, в третьих проводится национальная экспертиза в полном объеме. В любом случае национальные патентные ведомства взимают установленные законодательством этих государств пошлины за подачу заявки, выдачу и поддержание патента в силе. Эти действия практически во всех странах могут производиться иностранными заявителями только через национальных патентных поверенных, стоимость услуг которых может быть значительной, но несравненно меньшей, чем возможные потери при отсутствии патентной защиты.

Использование процедуры РСТ связано с дополнительными затратами по сравнению с патентованием по традиционной процедуре — уплатой международной пошлины в пользу Международного бюро ВОИС. Она оплачивается в швейцарской валюте и состоит из «основной пошлины» и «пошлины за указание», зависящей от количества испрашиваемых национальных или региональных патентов.

Применение процедуры РСТ, как правило, является экономически целесообразным при патентовании изобретения в четырех и более странах—участницах Договора о патентной кооперации.

Процедура патентования в рамках РСТ имеет большие преимущества:

в распоряжении заявителя имеется на 18 месяцев больше, чем в случае неиспользования РСТ для анализа ситуации о желательности патентования в иностранных государствах, для подготовки необходимых переводов и уплаты национальных пошлин;

международная заявка, соответствующая предписанной РСТ форме, не может быть отклонена по формальным признакам патентным ведомством любого договаривающегося государства РСТ в ходе национальной фазы патентования;

оценить шансы на патентование изобретения можно с достаточной степенью вероятности на основании отчета о международном поиске и письменного сообщения (мнения);

существует возможность изменить международную заявку в ходе осуществляемой по выбору международной предварительной экспертизы и тем самым привести ее в порядок до начала патентования в различных патентных ведомствах;

международная публикация извещает мир о заявке, что может стать эффективным средством рекламы и поиска потенциальных лицензиатов.

  1. Патентование в странах СНГ (подача евразийской заявки).

Евразийская патентная система предоставляет возможность физическим и юридическим лицам защитить права на свои изобретения на основе единого евразийского патента, действующего на территории 9 государств-участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) – Туркменистана, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Российской Федерации, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Республики Армения. Евразийские патенты выдаются на изобретения, создаваемые во всех сферах научно-технической и экономической деятельности.

Патентование изобретений в странах ближнего зарубежья, обеспечиваемое Евразийской патентной конвенцией, осуществляется путем подачи заявки в Евразийское патентное ведомство (далее − ЕАПВ), расположенное в Москве. Заявители из стран-участниц Конвенции подают евразийскую заявку через национальное патентное ведомство, если это требуется законодательством соответствующего государства. Заявители из государств, не участвующих в Конвенции, подают заявку непосредственно в Евразийское патентное ведомство.

Евразийское патентное ведомство проверяет заявку на соответствие  формальным требованиям Конвенции и Патентной инструкции и проводит по ней поиск. По результатам поиска составляется отчет о поиске, который высылается заявителю.

По истечении 18 месяцев с даты подачи заявки или, если испрошен приоритет, с даты приоритета, Евразийское патентное ведомство публикует заявку вместе с отчетом о поиске. Затем, если от заявителя поступит ходатайство, которое должно быть подано до истечения шести месяцев с даты публикации отчета о поиске, Евразийское патентное ведомство проводит экспертизу заявки по существу. Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента принимается от имени Евразийского патентного ведомства коллегиями, состоящими каждая из трех экспертов, являющихся штатными сотрудниками Евразийского патентного ведомства. При несогласии с решением Евразийского патентного ведомства заявитель может в трехмесячный срок с даты получения уведомления об отказе в выдаче патента подать возражение, которое должно быть рассмотрено коллегией Евразийского патентного ведомства. В состав данной коллегии должны входить по крайней мере два эксперта, ранее не принимавшие решения по существу заявки.

Отказ Евразийского патентного ведомства в выдаче евразийского патента не лишает заявителя возможности получить национальный патент в каком-либо из государств, участвующих в Конвенции. До истечения шести месяцев с даты получения заявителем уведомления Евразийского патентного ведомства об отказе в выдаче евразийского патента либо с даты получения заявителем уведомления об отказе в удовлетворении возражения заявитель может подать в Евразийское патентное ведомство ходатайство с указанием тех участвующих в Конвенции государств, в которых он хочет получить патент по национальной процедуре. При этом евразийская заявка данного заявителя считается правильно оформленной национальной заявкой, поданной в национальное патентное ведомство с той же датой подачи и, если таковая имеется, датой приоритета, что и евразийская заявка, со всеми последствиями, предусмотренными национальным законодательством. Данная заявка в дальнейшем рассматривается по национальной процедуре при условии, что заявитель уплатил национальному патентному ведомству требуемые национальные пошлины.

Получение евразийского патента сопровождается уплатой соответствующих пошлин. Размеры пошлин, порядок их уплаты и возврата установлены Положением о пошлинах Евразийской патентной организации, утвержденным Административным советом ЕАПО 01.12.1995. Для заявителей из стран-участниц ЕАПК пошлины за все юридически значимые действия снижены на 90%. В дальнейшем Евразийскому патентному ведомству уплачиваются также ежегодные пошлины за поддержание евразийского патента в силе в тех государствах-участниках Конвенции, в которых патентовладелец желает получить (продлить) охрану. Размеры этих пошлин устанавливаются каждым из участвующих в Конвенции государств самостоятельно.

Преимуществами евразийского патентования являются:

1. На стадии подготовки и подачи евразийской заявки:

для получения евразийского патента, действующего на территории одной или нескольких стран-участниц ЕАПК,  подается одна евразийская заявка;

евразийская заявка может быть подана на любом языке с последующим предоставлением перевода на рабочий язык (русский);

евразийский патент может быть получен  на основе международной заявки, поданной по процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ);

условия патентоспособности изобретения по евразийскому законодательству соответствуют положениям РСТ, Европейской патентной конвенции (далее − ЕПК) и законодательств развитых стран мира;

евразийской заявка может быть подана как на бумажном носителе, так и в электронном виде;

ЕАПВ выполняет функции получающего, указанного и выбранного ведомств в соответствии с РСТ.

2. На стадии рассмотрения евразийской заявки:

ЕАПВ проводит патентный поиск международного типа и экспертизу по существу, обеспечивающие надежность евразийского патента;

для удобства заявителя ходатайство о проведении экспертизы по существу может быть подано в течение 6 месяцев с даты публикации отчета о патентном поиске;

возможно продление сроков совершения процедурных действий по получению евразийского патента и ускоренное рассмотрение заявки на всех этапах делопроизводства.

3. После выдачи евразийского патента:

предоставляется возможность выбора на этой стадии стран-участниц ЕАПК, в отношении которых евразийский патент будет поддерживаться в силе;

возможно восстановление прав на евразийский патент, прекративший свое действие в связи с неуплатой пошлины за его поддержание в силе;

возможно продление срока действия евразийского патента в отношении отдельных категорий изобретений.

  1. Патентование в странах Европы (подача европейской заявки).

Европейская патентная конвенция, вступившая в силу в 1977 году, в настоящее время насчитывает 32 европейских государства, т. е. охрана объектов промышленной собственности в рамках Европейской патентной конвенции становится возможной практически на всей территории Европы. Конвенцией создана единая процедура выдачи патента, действующего на территории стран-участниц Конвенции.

Заявитель имеет возможность вместо нескольких патентных заявок на разных языках, подаваемых в различные патентные ведомства, подать только одну (региональную) заявку на одном языке (английском, немецком или французском) и проводить ее экспертизу в одном  Европейском патентном ведомстве (в г. Мюнхене или в его филиале в Гааге).

Информация о работе Технологии патентования и лицензирования изобретений и инноваций