Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 14:11, курсовая работа
Главной целью, которую поставили перед собой авторы данной работы, явилось изучение проблемы наркотизации подростков и разработка технологии профилактики подростковой наркотизации. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
провести теоретический анализ научной литературы по изучаемой проблеме;
определить сущность наркотизации подростков и уровень её общественной опасности;
проанализировать отечественный опыт решения данной проблемы;
определить особенности профилактики наркотизации подростков;
на основе данных теоретического исследования проблемы разработать технологию профилактики наркотизации в подростковой среде.
Введение……………………………………………………………………..…….3
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………........….8
Подростковый наркотизм как социальная проблема: основные понятия и определения………………………………...….……..…...8
Современное состояние проблемы и опыт её решения...................12
Глава II. Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде.....15
Особенности профилактики наркотизации подростков..................15
Проект «Верное решение» как технология профилактики наркотизации подростков………………………..…..……...……....20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список использованных источников и литературы………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования………………........….8
Глава II. Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде.....15
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников и литературы…………………………..28
Введение
Об употреблении
людьми различных изменяющих поведение
веществ известно с глубокой древности.
Первоначально право
В настоящее время наркомания является острой социальной проблемой, негативно влияющей на личную и общественную жизнь людей. В Российской Федерации «не осталось ни одного региона, где бы не были зафиксированы случаи употребления наркотиков или их распространения. По оценкам экспертов, на территории нашей страны в той или иной степени проблема наркомании затрагивает около 30 миллионов человек, то есть практически каждого пятого жителя России. Кроме того, от потребления наркотиков ежегодно умирает несколько десятков тысяч человек в возрасте до 30 лет, а общее число потребителей составляет от 2 до 2,5 миллионов человек1».
Всё это подтверждает тот факт, что наркомания в России продолжает «молодеть». «По последним данным, более 60% наркоманов – люди в возрасте 18-30 лет и более 30% - подростки, особенно учащиеся школ. Информация Министерства здравоохранения и социального развития РФ показывает, что средний возраст приобщения к наркотическим средствам в России составляет 14-16 лет. Более того, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 10-12 лет2».
Сегодня нет смысла ещё раз доказывать, что наркотики – это серьёзный вызов обществу и социальному порядку. Но очевидным становится и то, что незаконное производство и оборот наркотических средств и психотропных препаратов также становятся злободневными проблемами российского общества за последние пятнадцать лет. Количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, за последние годы увеличилось более чем в 15 раз. Так, «в 2008 году в России было выявлено 232 612 преступлений, касающихся незаконного оборота наркотиков, что на 20 тысяч больше, чем в 2006 году, и на 0,6% больше, чем в предшествующем, 2007, году. Из общего количества выявленных наркопреступлений почти 70% относятся к категории тяжких и особо тяжких3». В связи с этим в научной литературе помимо понятия «наркомания» часто встречаются такие понятия, как «наркотизм» и «наркотизация».
Понятие «наркотизация» намного шире, чем понятие «наркомания», потому что касается всех категорий граждан, в том числе и подростков, независимо от их социально-экономического положения в обществе. «Следствия наркотизации ощущаются во всех сферах общественной жизни. Причём эти следствия имеют как непосредственно медицинский, так и социальный, правовой и экономический характер, что является отличительной чертой этого процесса4».
Тема курсовой работы связана с тревогой распространения наркотических средств и психотропных веществ вблизи общеобразовательных учреждений: школ, лицеев, гимназий, колледжей, ВУЗов. «Лидирующее место среди подростков, потребителей наркотиков, занимают учащиеся школ, лицеев и гимназий – 35,3%, далее следуют учащиеся колледжей – 14,5% и студенты -7,3%5». И именно такому явлению, как наркотизация подростков, будет уделено особое внимание в данной работе, ориентированной на разработку эффективной технологии профилактики такого пагубного явления в жизни российского общества.
Объектом исследования выступает процесс наркотизации в подростковой среде.
Предметом исследования являются технологии профилактики наркотизации подростков.
Главной целью, которую поставили перед собой авторы данной работы, явилось изучение проблемы наркотизации подростков и разработка технологии профилактики подростковой наркотизации. Для достижения поставленной цели нами решались следующие задачи:
Первое реальное изучение процесса наркотизации осуществлялось в рамках художественной литературы. Речь идет в первую очередь о Самуэле Тейлоре Колридже и Томасе де Квинсет. Позднее к ним присоединились ученые-практики (Ф. Зертюрнер, У. Джеймс, Г. Дрессер, А. Хоффман и др.), пытавшиеся при помощи химических средств провести «реабилитацию» первых наркозависимых, «отучив» от пагубного пристрастия. В XX веке изучение наркотизма стало частью девиантологии, где преимущественно исследовался причинный комплекс наркотизма. Здесь следует назвать таких ученых как Р. Мертон, А. Коэн, У. Шелдон, Я. Гилинский, Л. Журавлёва, Л. Кесельман и ряд других.
Собственно исследования подросткового наркотизма стало предметом изучения девианталогов не столь давно и связано с именами С. Бычкова, А. Гришко, И. Кирилллова, З. Коробкина и В. Попова. Изменение ситуации в наркотизации, а именно, ранний возраст обращающихся к наркотикам немало способствовал выделению подросткового наркотизма в отдельный предмет познания. В дальнейшем как западные, так и отечественные исследователи пришли к выводу, что проблема наркотизации, в том числе и подростковой, требует комплексного междисциплинарного подхода. Достижение определённого успеха в преодолении названного явления возможно лишь при координации усилий всех структур, имеющих отношение к профилактике и преодолении наркотизации: правоохранительных, психолого-педагогических, социальных, медицинских.
Сложная реализация профилактики и социального контроля за наркотизацией подростков усиливает актуальность выбранной темы. Несмотря на увеличившееся в постсоветский период количество исследований и мер профилактики, прогрессирующая социальная проблема наркотизации, особенно на городском уровне, изучена недостаточно, что послужило идеей нашей работы.
В создании данной работы мы использовали следующие методы исследования: индукция, дедукция, анализ, синтез.
Настоящее исследование содержит данные из широкого круга ранее не использовавшихся в отечественной науке источников, среди которых особое внимание уделяется уже реализовавшимся проектам и программам по профилактике наркотизации подростков, статьям из газет и журналов, интернет-документам и т.д. Полученные в ходе исследования данные о современной наркоситуации в подростковой среде и особенностях профилактики наркотизации подростков могут стать основой для дифференцированного подхода к разработке социальных и профилактических программ, предназначенных как для всего населения, так и для групп риска.
Разработанная технология профилактики подростковой наркотизации может найти применение в области дополнительного образования для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным взаимодействием с подростками и молодёжью.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
Глава I. Теоретический анализ проблемы исследования
История употребления наркосодержащих веществ имеет не одно тысячелетие. Первые исторические записи о прошлом человечества содержат данные о том, что практически все народы, начиная с доисторического периода, употребляли наркотики растительного происхождения из-за их необычайных способностей - изменять установившийся взгляд человека на мир, уводить в мир иллюзий, тем самым, подкреплять веру в могущество сверхъестественных сил. Из исторических документов известно, что шумеры, китайцы, индейцы, древние греки, ацтеки и племена Сибири хорошо знали действие некоторых наркотиков, а их потребление контролировалось колдунами, жрецами и шаманами. Право употребления наркотиков имели только избранные, да и то с конкретной целью. В современном обществе употребление наркотических веществ в определённых (медицинских) случаях является доступным.
Немедицинское потребление наркотических веществ, как правило, выполняет в нашем социуме те же функции, что и в традиционных:
В Европе изучение действия наркотиков получило развитие лишь в XVIII - XIX вв. и связано это было с «железным занавесом» между Европой и Востоком, установленном католической церковью и её запретом на чтение и изучение наследия греков и римлян. Изменение ситуации, активная торговля Европы и Востока породило использование, сначала в медицинских целях, наркосодержащих веществ. В этот же период возникают первые салоны и клубы, где употребляются наркотики. Появляются первые наркозависимые, и возникает проблема их лечения и реабилитации.
На протяжении всего XX в. наркотики, как и причины их употребления, модифицируются, распространяются практически во всех странах и объявляются официально преследуемым злом. Однако проблема оказывается так и не разрешенной.
Собственно понятие «наркотизм» появилось только в 70-е годы XX века в нашей стране. Оно использовалось в противовес понятию «наркомания», которое служит для сугубо медицинского обозначения заболевания. Тогда наркотизм определили как «негативное социальное явление, обусловленное неблагоприятными условиями внешней среды и антиобщественной ориентацией личности7». Первоначально это явление выражалось в незаконном умышленном потреблении наркотических веществ, причиняющем вред здоровью человека и представляющем опасность для общества.
Последующая эволюция понятия «наркотизм» привела к тому, что на современном этапе наркотизм определяется как «социальный феномен, выражающийся в относительно распространённом, статистически устойчивом потреблении частью населения наркотических (или иных токсических, психотропных средств) влекущем определённые медицинские и социальные последствия8». Одним словом, наркомания и как болезненное пристрастие к наркотикам, и как единичное употребление стала основой наркотизма – негативного социального явления, заключающегося в различных операциях с наркотиками.
Как социальное явление
наркотизм характеризуется
Подростками принято считать молодых людей в возрасте от 13 до17 лет. Подростковый возраст не случайно называют кризисным и конфликтным. По мнению Э.Эриксона, это самый глубокий жизненный кризис. Именно в этом возрасте молодой человек пытается выстроить собственную идентичность. Формирование цельной идентичности развивается по трём направлениям: бурный физический рост, половое созревание, озабоченность тем «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю», необходимость найти своё профессиональное признание.
Интерес к заявленной
социально-демографической
Информация о работе Технологии профилактики наркотизации в подростковой среде