Технологические особенности изготовления набора разделочных досок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Резьба по дереву - это изображение, рисунок или узор, выполненные на деревянных изделиях. Резьба по дереву является одним из видов монументально-декоративного искусства и применяется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий и архитектурных сооружений. Резьбу используют также для украшения предметов декоративно-прикладного искусства: мебели, музыкальных инструментов, оружия.

Содержание

Введение…………………………...……………………………………..……3
Глава 1.Обоснование выбор
1.1.Выбор разделочной доски…....……………………………………..…..6
1.2.Разновидность разделочных досок……………………………..……….7
Глава 2. Технология изготовления разделочной доск
2.1. Технологическая особенность изготовления разделочной доски.…10
2.2.Инструменты для изготовления разделочной доски..……………….16
2.3.Техника безопасности при изготовлении разделочной доски………19
Заключение………………………………………………………………....23
Список литература……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Горбунов А.Н..docx

— 193.52 Кб (Скачать файл)

При выполнении сложного рельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепить рельеф из пластилина. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Орнамент (от лат. ornamentum-- украшение) - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Поэтому при построении орнамента чаще всего используют принцип симметрии и приемы ритмических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

Орнамент не может существовать вне предмета, потому что главное в орнаменте - это подчиненность конструктивным особенностям и назначению украшаемого предмета, а также природной красоте материала.

Орнамент возник из подражания формам живой природы, но чаще всего при создании мозаичного набора мотивы реального мира в орнаменте подвергаются значительной переработке: стилизации или гиперболизации.

Каждая национальная культура выработала свою систему орнамента, поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства. Высокого развития орнамент достиг на Руси. Для русского мозаичного орнамента одним из наиболее часто используемых мотивов является так называемая плетенка -различного вида переплетения полосок в виде лент, ремней, стеблей растений и цветов.

Известно много разновидностей орнамента.

По характеру композиции и расположению на украшаемой поверхности предмета мозаичный орнамент может быть:

  • ленточным - в виде прямой или криволинейной полосы, чаще всего окаймляющей поверхность предмета; ажурный рисунок ленточного орнамента, проходящий по краю изделия, называется каймой;
  • сетчатым - сплошной геометрический узор, заполняющий всю поверхность;
  • замкнутым - узор, заполняющий площадь определенной геометрической формы (квадрата, ромба, треугольника).

Основные мотивы в орнаменте

По используемым мотивам орнамент может быть:

- геометрическим - из различных геометрических элементов. Геометрический орнамент в виде ломанной под прямым углом линии называется меандром;

- растительным - из стилизованных растительных форм;

- зооморфным - из стилизованных фигур реальных или фантастических животных и птиц;

- геральдическим - из знаков, символов, эмблем или атрибутов искусства, войны и т. п.;

- гротескным - из фантастических сочетаний декоративных мотивов;

- комбинированным - из комбинации различных мотивов (например, из геометрических и растительных мотивов (арабески) и др.).

Геометрический орнамент может состоять как из прямолинейных, так и криволинейных элементов. Основной задачей при выполнении геометрического орнамента является подбор гармоничных сочетаний древесных пород и точность соединения отдельных элементов набора. В построении геометрического орнамента обычно используют принцип симметрии и приемы риторических повторов одного или нескольких элементов (раппорт).

При создании орнамента следует прежде всего продумать его общую геометрическую основу, которая явится затем структурой орнамента. И только когда структура станет легко читаемой, композиционно организованной, в ней будут выделены главные и подчиненные части, определен уровень значимости отдельных частей, переходят к разработке характера деталей, определяют степень их контраста и прием образования этого контраста.

Наиболее характерной чертой построения орнамента является контраст, представляющий собой разницу между смежными элементами. Достигается он разностью цвета, тона или сопоставлением различной формы элементов.

При выполнении орнамента из квадратов и окружностей рисунок наносят на шпон, служащий фоном. Сначала вырезают гнезда по внешнему контуру квадратов. В гнезда помещают квадраты-вставки, прицел направление волокон этих вставок должно совпадать с направлением волокон фона. После закрепления больших квадратов вырезают гнезда под малые квадраты и вставляют в них кусочки фона. Затем вырезают окружность от руки резаком или с помощью циркуля.

Выполнение геометрического орнамента из прямых и округлых полос начинают со вставки прямых полос. Направление волокон полос должно совпадать с направлением волокон фона. Кромки полосок должны плотно прилегать к фону, а в местах их пересечений - одна к другой.

При выполнение геометрического орнамента в круге сначала из фонового шпона вырезают круг. Из более светлого шпона вырезают четырехугольники, склеивают их попарно, а затем по четыре, получая половинки звезды. Подровняв места стыка, склеивают две половинки в восьмиконечную звезду. Между лучами звезды вклеивают ромбы, а в них врезают лучи. Затем вырезают мелкие детали из фонового шпона. Полученную звезду вставляют в фоновый шпон (в круг).

Выполнение сетчатого орнамента требует большой точности при исполнении набора. Для сетчатого орнамента используют шпон из пород древесины контрастных цветов.

Рисунок наносят с помощью копировальной бумаги на светлый шпон. Набор ведут последовательно слева направо, ряд за рядом, вырезая элементы светлого фона и заполняя гнезда кусочками темного шпона. Направление волокон у всех элементов фона должно совпадать с направлением волокон вставок. Это облегчает обработку поверхности набора (шлифование) после приклеивания его к основе.

Стилизованный растительный орнамент по формам и технике выполнения близок к геометрическому. Нередко геометрические фигуры сочетаются со стилизованными растительными элементами. Степени стилизации растительных форм имеют широкий диапазон, поэтому растительный орнамент может быть самым разнообразным по характеру композиции.

При выполнении растительного орнамента необходимо правильно подобрать направление волокон шпона в каждом элементе орнамента и выбрать технические приемы изготовления элементов.

 

2.2.Инструменты

Для успешной работы резчику по дереву необходимы хорошо оборудованное рабочее место, соответствующие инструменты и приспособления.

Для работы резчиков необходимо сухое светлое помещение с постоянными температурой и влажностью воздуха. Стены и потолок помещения должны быть выкрашены в светлые тона. Оснащение рабочего места резчика зависит от характера выполняемых резных работ. При изготовлении мелких изделий резьбу можно выполнять на обычном столе. Для изделий большого размера подходит верстак.

Верстак или стол ставят так, чтобы свет падал спереди и слева. Лучшее освещение - естественное, без прямых солнечных лучей. При искусственном освещении свет должен исходить из двух-трех источников так, чтобы на обрабатываемом изделии не было резких теней.

В мастерской необходим один столярный верстак для подготовки материала к резьбе, а также заточный станок и стол для заточки и правки инструмента.

 

Для резьбы по дереву применяют различной формы, долота или стамески.(Рис.5)

Рис.5

Прямые стамески с шириной полотна 3-30 мм используют в основном для зачистки фона в рельефной резьбе, иногда их применяют в контурной резьбе.

Косые стамески, называемые также резаками, являются основным инструментом для выполнения геометрической резьбы. Они используются как при выполнении черновой работы (срезание древесины полным лезвием), так и при зачистке резьбы кончиком ножа. Желательно иметь несколько ножей с разной формой кончика: от острого (30°) до закругленного.

Стамески-клюкарзы отличаются коротким полотном шириной 2-15 мм и длинной, изогнутой около полотна, шейкой. Форма полотна может быть различной. Употребляют их при выполнении горельефной резьбы, а также для резания в труднодоступных местах. Прямой клюкарзой зачищают фон в рельефной резьбе.

Полукруглые стамески с шириной полотна 3-30 мм в зависимости от радиуса кривизны бывают следующих видов:

  • отлогие с большим радиусом кривизны;
  • средние или полукруглые;
  • крутые с малым радиусом кривизны

Это основной инструмент при выполнении всех видов резьбы, кроме геометрической, где эти стамески применяют лишь для вырезания полукруглых лунок.

Стамески-уголки шириной полотна 5-15 мм применяют при выборке узких линий-канавок. В поперечном сечении стамеска образует угол 50-70°. Такие стамески могут быть выполнены в форме клюкарзы. Стамески-церазики шириной плотна 2-3 мм по форме близки к крутым полукруглым стамескам, но профиль их более глубокий. Церазики применяют для прорезки узких жилок. Стружок полукруглый используют для работы над древесиной в труднодоступных местах. Рашпили применяют для обработки поверхностей. Чеканы представляют собой металлические стержни, на одном конце которых сделаны Насечки в виде сетки, точек, звездочек. Их используют для чеканки фона главным образом в кудринской резьбе.

Кроме основного режущего инструмента, резчику необходим и вспомогательный: разметочный инструмент, инструменты для сверления, выпиливания. К вспомогательному инструменту также относятся:

- киянки для удара по  ручке стамески при вырубке  фона, обрубке рельефа в крупной резьбе;(рис.6)

Рис.6

- коловорот(Рис.7) или дрель(Рис.8) с набором сверл для сверления отверстий в прорезной резьбе и высверливания глубоких мест в рельефной;

Рис.7

Рис.8

- лобзик и пилки для выпиливания фона в прорезной резьбе.(Рис.9)

Рис 9

Кроме этого, резчику может понадобиться столярный инструмент при подготовке деталей под резьбу: рубанок, фуганок, цикли и др.

 

2.3.Техника безопасности

Техника безопасности при работе с древесиной

Обработку древесины следует производить в специальном помещении, оборудованном вытяжной вентиляцией, вытяжным шкафом, водопроводом, верстаками и столами с кафельным покрытием.

Ввиду большой остроты инструментов, их следует хранить в специальных футлярах или отделениях, сделанных в столе или шкафу. Во избежание порезов рук и для сохранения остроты инструментов, рекомендуется надевать на них в специальные чехлы.

При работе с красителями, протравами и отбеливателями необходимо надевать резиновые перчатки, так как красители плохо смываются с рук, а протравы и отбеливатели ядовиты.

Электронагревательные приборы для обжига древесины должны быть установлены на асбестовую плиту и иметь теплоизоляционный кожух.

Правила техники безопасности при пилении электролобзиком:

Включают инструмент в сеть и начинают работу только с разрешения преподавателя.

Следить, чтобы токоведущий провод не перекручивался и не попадал под режущие инструменты.

Прочно и надёжно закреплять заготовку на верстаке.

Начинать работу только после того, как электродвигатель наберёт полный оборот.

По окончанию работы инструмент отключить от сети и очистить от стружки.

Техника безопасности при работе на сверлильном станке:

Опасности в работе:

1. Ранение глаз отлетающей  стружкой при сверлении металла;

2. Ранение рук при плохом  закреплении деталей.

До начала работы:

1. Правильно наденьте  спецодежду (фартук с нарукавниками  или халат, берет или косынку);

2. Проверьте надежность  крепления защитного кожуха ременной  передачи;

3. Проверьте надежность  соединения защитного заземления  с корпусом станка;

4. Надежно закрепите сверло  в патроне;

5. Проверьте работу станка  на холостом ходу и исправность  пусковой коробки путем включения  и выключения кнопок;

6. Прочно закрепите деталь  на столе станка в тисках  или кондукторах;

7.Поддерживать руками  при сверлении незакрепленную  деталь запрещается;

8. Перед самым началом  работы наденьте защитные очки.

Во время работы:

1. Не пользуйтесь сверлами  с изношенными конусными хвостовиками;

2. Сверло к детали подавайте  плавно, без усилий и рывков, и  только после того, как шпиндель  станка наберет полную скорость;

3. Перед сверлением металлической  заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалывают шилом;

4. Особое внимание и  осторожность проявляйте в конце  сверления. При выходе сверла  из материала заготовки уменьшите  подачу;

5. При сверлении крупных  деревянных заготовок (деталей) на  стол под деталь кладите обрезок  доски или кусок многослойной  фанеры;

6. Во избежание травм  в процессе работы на станке:

а) не наклоняйте голову близко к сверлу;

б) не производите работу в рукавицах;

в) не кладите посторонние предметы на станину станка-

г) не смазывайте и не охлаждайте сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) не тормозите руками патрон или сверло; е) не отходите от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи  электрического тока немедленно выключите электродвигатель;

8. Перед остановкой станка  отведите сверло от детали, после  чего выключите электродвигатель.

После окончания работы:

1. После остановки вращения  сверла удалите стружку со  станка с помощью щетки. Из  пазов станочного стола стружку  уберите металлическим крючком. Не сдувайте стружку ртом и не сметайте ее руками;

2. Отделите сверло от  патрона и сдайте станок учителю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе выполнения курсовой работы была изучена специальная литература по обработке древесины. Разработана технологическая документация по изготовлению разделочной доски. Сделаны графические изображения.

Также была спроектирована и изготовлена разделочная доска.

Задачи курсовой работы выполнены, цель достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву/[текст] А.Ф. Афанасьев. - М.: Издательство "Эксмо", 2006. - 93 с.
  2. В.В. Завершинский [текст] – Практика резьбы по дереву.
  3. В.Г. Буриков, В.Н. Власов [текст] – Домовая резьба.
  4. Г.В. Потапов [текст] – Практическое руководство для любителей резьбы по дереву.
  5. Гликин М.С. [текст] Декоративная работа по дереву / М.С. Гликин. - М.: Народное творчество, Искона, 2002. - 101 с.
  6. Интернет ресурс: http://better-house.ru/sdelaj-sam/razdelochnaya-doska-svoimi-rukami/
  7. Интернет ресурс: http://prostoest.ru/razdelochnye-doski/
  8. Интернет ресурс: http://www.rezbaalt.ru/index.php/mag/razdelochnie-doski/razdelochnaya-doska-perlamutr-45-detail
  9. Интернет ресурс: https://yandex.ru/images/search?text=
  10. Полный курс для начинающего. Резьба по дереву. Мн.: Харвест, 2003.
  11. Ф.В. Жильцов, А.Б. Шалин – Художественная резьба по дереву.

Информация о работе Технологические особенности изготовления набора разделочных досок