Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрыть содержание и специфику экономических связей в АТЭС и место России в них.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия международной экономической интеграции, ее формы;
- раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС;
- определить место стран АТЭС в мировой экономике;
- охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС;
- определить перспективы развития экономических связей в АТР в торговле и перспективы участия России в АТЭС.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Характеристика интеграционных процессов в АТР……………………..4
1.1. Сущность и содержание понятия международной экономической интеграции……………………………………………………………………………4
1.2. Характеристика АТР……………………………………………………..9
1.3. История создания и этапы развития АТЭС…………………………13
Глава 2. Экономические связи стран в рамках АТЭС…………………………..21
2.1.Место стран АТЭС в мировой экономике……………………………..21
2.2.Экспортно-импортные связи стран АТЭС……………………………..24
Глава 3. Перспективы развития АТЭС……………………………………………35
3.1. Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле……35
3.2. Перспективы участия России в АТЭС………………………………..37
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...45
Источник: [30]
Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Китай пришелся на следующие товарные группы: нефть и нефтепродукты кроме сырых – 49,99%, лесоматериалы необработанные – 25,85%, черные металлы и изделия из них – 8,08% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся на Японию, в 2006 г. составила 839,52 млн. долл. и сократилась на 3,4% за счет рыбы и морепродуктов - на 9,72 млн. долл., руд свинцовых - на 6,17 млн. долл., цинковых руд - на 9,97 млн. долл., нефти сырой, включая газовый конденсат - 66,84 млн. долл., плавучих средств - на 10,59 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Японию пришелся на следующие товарные группы: уголь каменный и твердое топливо из него - 25,75%, нефть сырую и нефтепродукты сырые – 25,17%, лесоматериалы необработанные - 26,43%, нефть и нефтепродукты кроме сырых - 9,98% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся на Республику Корея, в 2006 г. составила 543,98 млн. долл. и сократилась на 16,3% за счет руд свинцовых – на 2,99 млн. долл., легких дистиллятов – на 13,62 млн. долл., отходов и лома черных металлов – на 49,8 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали – на 8,06 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали – на 7,04 млн. долл., изделий из черных металлов – на 2,49 млн. долл., плавучих средств – на 69,1 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея пришелся на следующие товарные группы: черные металлы и изделия из них – 25,19%, нефть и нефтепродукты кроме сырых – 17,22%, лесоматериалы необработанные – 16,8%, уголь каменный и твердое топливо из него – 13,84%, нефть сырую и нефтепродукты сырые – 9,13% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Сингапур, составила 292,21 млн. долл. и увеличилась в 4,7 раза за счет дизельного топлива – на 212,92 млн. долл., стоимость которого составила 72,86% стоимости экспорта в Сингапур, плавучих средств – на 29,21 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических – на 3,89 млн. долл. [30]
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Тайвань, составила 101,46 млн. долл. и увеличились на 9,9% за счет полуфабрикатов из углеродистой стали – на 33,06 млн. долл. Основными статьями экспорта в данную страну стали: отходы и лом черных металлов – 40,28%, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали – 35,52%, уголь каменный и твердое топливо из него – 20,86% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на США, составила 99,43 млн. долл. и увеличилась на 44,5% за счет нефти и нефтепродуктов сырых, стоимость которых составила 75,3% от стоимости экспорта в США [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Вьетнам, составила 81,91 млн. долл. и сократилась на 19,4% за счет дизельного топлива – на 11,77 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали – на 9,65 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали - 2,27 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта во Вьетнам составили: нефть и нефтепродукты кроме сырых – 73,88%, черные металлы и изделия из них – 12,39%, асбест – 6,75% [30].
Подробная товарная структура импорта из стран АТЭС отражена в табл. 12.
Как видно из данных табл. 12, основными импортируемыми группами товаров по РФ являются машины, оборудование и транспортные средства (61,2%), текстиль, текстильные изделия, обувь (10,4%) и продовольственные товары и с/х сырье (9,5%).
Наибольшая стоимость импорта пришлась на следующие страны АТЭС: Республика Корея, Япония, Китай и Соединенные Штаты Америки (рис. 3).
Таблица 12
Товарная структура импорта из стран АТЭС
Коды товаров |
Наименования товаров |
2005 г. |
2006 г. |
Удельный вес в % |
Темп роста в % к 2005 г. |
01-24 |
Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
278,43 |
509,91 |
9,5 |
183,1 |
В т.ч. 03 |
Рыба и морепродукты |
12,29 |
23,27 |
0,4 |
189,2 |
25-27 |
Минеральные продукты |
37,18 |
53,41 |
1,0 |
143,7 |
В т.ч.27 |
Топливно-энергетические товары |
28,75 |
41,55 |
0,8 |
144,5 |
28-40 |
Продукция химической пром-ти, каучук |
269,81 |
289,56 |
5,4 |
107,3 |
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина |
8,33 |
8,34 |
0,2 |
100,1 |
44-49 |
Древесина и изделия из нее |
44,91 |
49,17 |
0,9 |
109,5 |
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия, обувь |
327,79 |
557,88 |
10,4 |
170,2 |
72-83 |
Металлы и изделия из них |
593,77 |
435,58 |
8,1 |
73,4 |
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
2673,8 |
3273,87 |
61,2 |
122,4 |
Прочие товары |
191,23 |
171,43 |
3,2 |
89,6 |
Источник: [30]
Как видно из данных рис.3, удельный вес вышеперечисленных стран во внешнеторговом обороте РФ за 2006 г. составил 90,0%.
Так, стоимость импорта из Республики Корея в 2006 г. составил 1460,86 млн. долл. и увеличилась почти в 2 раза к уровню 2005 года за счет платформы буровой добывающей ЛУН-А, оснащенная оборудованием для бурения, стоимостью 671,3 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Р. Корея составила продукция машиностроения - 76,03%, в том числе горнодобывающее оборудование - 45,96% [30].
Стоимость импорта из Японии составила 1268,73 млн. долл. и сократилась на 15,5% за счет изделий из камня, гипса или аналогичных изделий - на 8,44 млн. долл., черных металлов - на 7,15 млн. долл., изделий из черных металлов - на 13,63 млн. долл., плавучих средств – на 439,73 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости импорта из Японии составила продукция машиностроения - 78,76%, в том числе автомобили легковые кроме 8702 – 49,23% [30].
Рисунок 3 - Удельный вес стран АТЭС в импортном обороте в 2006 г.
Стоимость импорта из Китая составила 1202,42 млн. долл. и увеличилась на 43,1% за счет:
- пластмассы и изделий из нее – на 12,15 млн. долл.,
- химических нитей – на 16,32 млн. долл.,
- трикотажного полотна машинного или ручного вязания – на 8,87 млн. долл.,
- одежды кроме трикотажной – на 12,13 млн. долл.,
- готовых текстильных изделий – на 34,2 млн. долл.,
- обуви – на 137,81 млн. долл., в том числе кожаной - на 112,4 млн. долл.,
- изделий из камня, гипса – на 5,26 млн. долл.,
- стекла и изделий из него – на 6,09 млн. долл.,
- черных металлов – на 6,05 млн. долл.,
- алюминия и изделий из него – на 6,8 млн. долл.,
- механического оборудования – на 27,84 млн. долл., автобусов – на 4,15 млн. долл., грузовых автомобилей – на 4,53 млн. долл., частей и принадлежностей автомобильных товарных позиций 8701-8705 – на 2,19 млн. долл., а также за счет продовольственных товаров и сырья для их производства.
Наибольший удельный вес стоимости импорта из Китая составили обувь, одежда – 28,4%, продовольственные товары и сырье для их производства – 7,22% [30].
Стоимость импорта из США составила 294,05 млн. долл. и сократилась на 15,8% счет:
- мяса свинины – на 11,57 млн. долл.,
- мяса битой домашней птицы – на 14,09 млн. долл.,
- прочих химических продуктов – на 3,89 млн. долл.,
- машин и механизмов
для разработки полезных
- частей предназначенных для оборудования товарных позиций 8425-8430 – на 3,93 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических – на 6,75 млн. долл., тракторов – на 4,0 млн. долл., изделий из черных металлов – на 25,3 млн. долл.
Наибольший удельный вес стоимости импорта из США составили: продукция машиностроения – 37,97%, мясо свинина и домашней птицы – 13,08%, черные металлы и изделия из них – 10,26% [30].
Таким образом, внешнеэкономические связи России со странами АТЭС определены внешнеторговыми интересами российской стороны и иностранных участников рынка. Наибольшая стоимость импорта и экспорта по РФ приходится на Китай, Японию, Республику Корея, США. Основными экспортируемым группами являются топливно-энергетические товары и древесина. Основными импортируемыми группами товаров являются машины, оборудование и транспортные средства, текстиль, текстильные изделия, обувь и продовольственные товары и с/х сырье.
В настоящее время форум АТЭС стал восприниматься как организация, устанавливающая «справедливые правила игры» и регулирующая справедливое экономическое сотрудничество. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о « видении АТЭС», которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий.
АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, определяет главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействует частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития. В целом можно сказать, что вся деятельность АТЭС направлена на то, чтобы в плотном контакте с деловыми кругами определить возможные препятствия на пути торговых и инвестиционных потоков, а в дальнейшем - ликвидировать эти барьеры. Все это должно способствовать обеспечению минимальных затрат времени, денег и сил при осуществлении экономических операций.
АТЭС составляет почти половину мировой экономики. В начале ХХI века на страны форума приходилось 42% населения Земли и около 50% мирового товарооборота, а совокупный валовой продукт на сегодняшний день около 60% от общемировых показателей.
Хотя АТЭС является самым молодым из «тройки» крупнейших экономических интеграционных блоков, он уже стал важным средством содействия торговле и экономическому сотрудничеству в регионе. А высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в ХХI веке АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
Главная же проблема России, стоящая на пути активизации участия ее в АТЭС, интеграционных процессах в АТР, не высокий уровень российской вовлеченности в международную экономическую жизнь региона, асимметрия в экономических отношениях России со странами-членами АТЭС. И можно сказать, что Россия в большей мере зависит от торгово-экономических связей со странами АТЭС, чем последние от российских рынков и сфер приложения капиталов.
Глава 3. Перспективы развития АТЭС
Главными движущими факторами экономической жизни АТР являются экономики США, Японии, Китая, Южной Кореи, стран АСЕАН. Вместе с тем в условиях экономической глобализации национальные хозяйственные интересы реализуются, а до того и формируются, через интересы главных субъектов мирового рынка - транснациональных корпораций и крупного, блуждающего по мировым рынкам, финансового капитала. Это обстоятельство заставляет рассматривать мировую и азиатскую экономику как через призму интересов национальных государств, так и через призму интересов тех хозяйственных субъектов, чья деятельность простирается за национальные границы и, потому, требует новых международных - глобальных и региональных - механизмов согласования интересов, отстаивания прав и решения споров.
Согласование позиций стран по вопросу либерализации торговли и инвестиций, а АТЭС действует на принципе консенсуса, протекает непросто. Экономически более развитые страны (США, Канада, Австралия и др.) ратуют за радикальные неотложные конкретные меры по устранению разного рода торговых и инвестиционных барьеров, преобразование форума в замкнутую организацию с жесткой структурой, наподобие Европейского Союза. Менее развитые страны, входящие в АСЕАН, а также Китай выступают за поэтапную, постепенную эволюцию АТЭС в механизм гармонизации экономической жизни в регионе, служащий развитию внутрирегиональной торговли, инвестированию и обмену технологиями. Быстрая же либерализация при неравных стартовых позициях, по их мнению, будет выгодна лишь промышленно развитым странам. Несмотря на существующие серьезные разногласия, на Богорском форуме АТЭС в Индонезии в 1994 году удалось разработать стратегию углубления экономической интеграции в регионе на ближайшие четверть века. В его итоговой декларации найдено компромиссное решение – закреплена идея формирования в регионе к 2020 году «пространства открытой свободной торговли и инвестиций» на универсальных принципах ГАТТ\ВТО путем устранения всевозможных барьеров, поощрения свободного перелива товаров, услуг и капитала с «разноскоростным» вхождением в него развитых (к 2010г) и развивающихся стран (к 2020г). В качестве ключевого фактора укрепления многосторонней торговой системы признано полное и активное участие стран-членов АТЭС во Всемирной торговой организации и ее поддержка. Снижение таможенных барьеров АТЭС будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в ГАТТ\ВТО.
Но, реализация целей АТЭС, в том числе Багорской декларации о либерализации торговли в развитых и развивающихся странах соответственно к 2010 и 2020 гг., происходит медленно из-за отсутствия эффективных механизмов согласования интересов стран с разным уровнем развития.
Необходимый для этого процесс институализации АТЭС также развивается медленно, наталкиваясь на противодействие ряда членов АТЭС. АТЭС испытывает давление глобальной американской экономики, которое возрастет после создания в 2007 г. американской зоны свободной торговли (FTAA).
В этих условиях активизируются поиски идей и концепций развития субрегиональной экономической интеграции. Для России особое значение в этой связи имеют нарождающиеся интеграционные тенденции в СВА и в формате АСЕАН + 3 (Япония, Китай, Южная Корея). Здесь важно учитывать проявившуюся готовность Китая участвовать в многосторонней интеграции и тем самым, как уже отмечалось, трансформировать свою политику «открытости» в политику «интеграционного взаимодействия».
Реальное развитие азиатского регионализма будет идти по пути укрепления регионального и одновременно развития субрегионального сотрудничества. Это является своего рода азиатской проекцией становления единой мировой экономики – по пути укрепления глобальных институтов (ВТО, МВФ и т.д.) и посредством создания региональных общих рынков и единых экономик (ЕС).
Информация о работе Характеристика интеграционных процессов в АТР