Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи, основные направления развития и совершенствования ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 13:12, контрольная работа

Краткое описание

Ассортиментная политика (assortment of output, product portfolio policy) - определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом, формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.

Содержание

Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствования ассортимента 3 -8 стр.
Литература 9 – 10 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

товароведение.docx

— 25.18 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления  развития и совершенствования ассортимента                                                                  3 -8 стр.

 

Литература                                                                                               9 – 10 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассортиментная  политика: понятие, цели и задачи, основные направления развития и совершенствования  ассортимента.


Ассортиментная  политика (assortment of output, product portfolio policy) - определение ассортимента, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия в целом, формирование ассортимента продукции в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Обычно ассортиментная политика преследует долгосрочные цели.

Ассортиментная  политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга торговой компании. Особенно ассортиментная политика значима в условиях жесткой конкурентной среды, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с производимым товаром зависят все экономические показатели компании. Лидерство в конкурентной борьбе за клиента получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять. 

Товарный ассортимент  организации должен соответствовать  представлениям целевых покупателей. Все чаще ассортимент становится ключевым элементом конкурентной борьбы между схожими компаниями. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности. Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточной работы предприятия, управления объемом прибыли с целью оптимизации налогообложения и прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.

Управление  ассортиментом - деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента. Формирование ассортимента - деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.

Ассортиментная  политика - цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель  организации в области ассортимента - формирование реального и/или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

  • установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;
  • определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;
  • выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;
  • оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и/или реализации отдельных товаров;
  • определены основные направления формирования ассортимента. Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов.

Сокращение  ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и/или реализации отдельных товаров.

Например, в последние  годы наблюдается тенденция сокращения ассортимента за счет дешевых продовольственных  и непродовольственных товаров, не выгодных изготовителю и продавцу, но необходимых потребителю.

 Расширение ассортимента - количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны. Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и/или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и/или изготовителей. Так, современное состояние российского потребительского рынка характеризуется расширением ассортимента за счет импортных товаров, а также товаров, изготовленных на основе зарубежных технологий. Расширение ассортимента наряду с увеличением товарной массы - одно из важнейших условий насыщения рынка товарами. Вместе с тем это направление ассортиментной политики не исключает других направлений, которые дополняют его, придавая новые аспекты. Так, расширение ассортимента может происходить за счет его обновления при одновременном сокращении доли товаров, не пользующихся спросом. Расширение ассортимента за счет импортных товаров связано с сокращением ассортимента отечественных товаров, а также снижением их производства в целом.

Стабилизация  ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в  основном ассортименту пищевых продуктов  повседневного спроса. Ассортимент  непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под  воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

Обновление  ассортимента - качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны. Критерием выбора этого направления можно считать необходимость удовлетворения новых постоянно изменяющихся потребностей; повышения конкурентоспособности; стремления изготовителей и продавцов стимулировать спрос, побуждая потребителей делать покупки новых товаров для удовлетворения функциональных, социальных и психологических потребностей; изменения моды; достижения научно-технического прогресса. Это направление основывается на распространенном убеждении потребителей, считающих, что новые товары лучше ранее выпускавшихся. Однако это не всегда так, потому что качество новых товаров может быть хуже, чем уже известных. В таких случаях потребитель, осознав это, может испытать чувство разочарования, неудовлетворенности, недоверия к новым товарам вообще, а также к фирме-изготовителю или продавцу. Поэтому обновление ассортимента - очень ответственное направление его формирования, связанное со значительным риском для всех субъектов рыночных отношений. В то же время в условиях конкурентной среды без обновления невозможно обойтись, так как новизна товаров - один из важнейших критериев конкурентоспособности организаций-изготовителей и продавцов.

Совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности. Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обусловливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и/или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента. Целевой подход к формированию улучшенного рационального ассортимента составляет основную отличительную черту этого направления. При этом должны учитываться научно обоснованные рациональные потребности, а также требования общества: обеспечение безопасности для потребителей и окружающей среды, использование достижений научно-технического прогресса для максимального повышения качества жизни. Учитывая достижения науки о рациональном и сбалансированном питании, совершенствование ассортимента пищевых продуктов на современном этапе может быть достигнуто путем сокращения ассортимента высококалорийных продуктов и расширения биологически полноценных продуктов, богатых незаменимыми аминокислотами, жирными кислотами, витаминами, минеральными веществами и др., а также продуктов, содержащих пищевые волокна и неусвояемые вещества. Одним из путей совершенствования ассортимента может быть и его обновление. Однако обновление не всегда связано с улучшением качества товаров и наибольшим удовлетворением потребностей. Товары-новинки могут иметь непринципиальные отличия от товаров, ранее выпускавшихся и снятых с продажи (например, изменение упаковки, маркировки, массы, цены, товарной марки). Более того, иногда при производстве новых товаров используется более дешевое сырье, упрощенные технологии, что связано со снижением качества. Поэтому нельзя считать совершенствование и обновление одинаковыми направлениями формирования ассортимента.

Гармонизация  ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, отражающие степень близости реального ассортимента к оптимальным или лучшим зарубежным и отечественным аналогам, наиболее полно соответствующие целям организации.

На российском потребительском  рынке это направление формирования ассортимента сравнительно новое и выражается в стремлении ряда «элитных» магазинов формировать ассортимент по образцу известных зарубежных фирм. Выбор того или иного направления требует знания факторов, влияющих на формирование ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

Основные источники:

Законодательные и нормативные документы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1, 2, 3, 4. (по сост. на 01.10.2010 г.). – М.: Проспект,  2010. – 544 с.

2.Российская Федерация.  Закон. О защите прав потребителей:  федер. закон № 2300-1 от 07.02.1992 (в ред. от 23.11.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) – М.: Ось-89, 2011. – 48 с.

3.Российская Федерация.  Закон. Об информации, информационных  технологиях и защите информации: федер. закон № 149-ФЗ от 27.07.2006 (в ред. от 27.07.10 №227-ФЗ): [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобр. Советом Федерации 14 июля 2006 г.] // Российская газета. – 02.08.2010. - № 169.

4.Российская Федерация.  Закон. О техническом регулировании: федер. закон № 184-ФЗ от 27декабря 2002 (ред. от 28.08.2010 г.): [Принят Гос. Думой 15 декабря 2002 г.: одобр. Советом Федерации 18 декабря 2002 г.] – М.: Инфра-М, 2010. - 43 с.

5.СанПиН  2.3.2.1324-03  Гигиенические требования к срокам  годности и  условиям хранения  пищевых продуктов.

6.СанПиН 4.2727-99  Условия  и сроки хранения особо скоропортящихся   продуктов.

7.СанПиН 2.2.4548-96. Гигиенические  требования к микроклимату производственных  помещений.

8.Правила продажи  отдельных видов товаров (Постановление  Правительства РФ от 19.01.98 № 55 с изменениями и дополнениями).

Основная  литература

9.Райкова, Е.Ю.  Теория товароведения: Учеб. пособие  для СПО / Е.Ю. Райкова,  Ю.В.  Додонкин –   4-е изд. испр. и доп.. – М.: Академия, 2008. - 240 с.

Дополнительная  литература

10. Казанцева, Н.С.  Товароведение непродовольственных  товаров: Учебник.   – 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Дашков  и Ко, 2008. - 400 с.

11.Николаева, М.А.  Товароведение потребительских  товаров. Теоретические  основы. – М.: НОРМА, 2006. - 448 с.

Периодические издания:

12.Журналы:  Коммерсант, Современная торговля.

13.Газеты: Торговая  газета, Российская торговля.

Интернет-ресурсы:

14.http://www.uraledu.ru/node/23092

15.http://eor.edu.ru/

16.www.ipkps.bsu.edu.ru/source/kafedra/prof07-08.asp

17.ou.tsu.ru/school/lucky/recomend.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


Информация о работе Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи, основные направления развития и совершенствования ассортимента