Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 22:47, курсовая работа
Карбюраторные двигатели, использующиеся в легковых и грузовых автомобилях, автобусах, в авиационной технике, работают в резко переменных скоростных и нагрузочных режимах, что отражается на температуре моторного масла. Это вызывает ужесточение требований к способности масла предотвращать образование отложений, а так же к антиокислительным свойствам. Выбор масла обусловлен уровнем форсирования и условиями эксплуатации двигателя.
1. Ассортимент масел 1
2. Моторные масла 4
2.1 Общие требования к моторным маслам 4
2.2 Классификация моторных масел 6
2.2.1 Классификация SAE 6
2.2.2 Классификация ГОСТ 17479.1-85 9
2.3 Свойства масел и методы их оценки 17
3. Трансмиссионные масла 24
3.1 Общие требования 24
3.2 Основные функции трансмиссионных масел 25
3.3 Классификация трансмиссионных масел 26
3.4 Ассортимент трансмиссионных масел 30
4. Гидравлические масла 32
4.1 Общие требования и свойства 32
4.2 Система обозначения гидравлических масел 34
5. Индустриальные масла 37
5.1 Система обозначений 38
5.1.1 Масла общего назначения без присадок 39
5.1.2 Масла общего назначения с присадками (легированные) 41
6. Анализы для определения качества масел 42
Список литературы 52
Приложение – таблица основного сырья и присадок, применяемых при производстве масел
Содержание
1. Ассортимент масел
2. Моторные масла
2.1 Общие требования к моторным
маслам
2.2 Классификация моторных
масел
2.2.1 Классификация SAE
2.2.2 Классификация ГОСТ 17479.1-85
2.3 Свойства масел и
методы их оценки
3. Трансмиссионные масла
3.1 Общие требования
3.2 Основные функции трансмиссионных
масел
3.3 Классификация трансмиссионных масел 26
3.4 Ассортимент трансмиссионных
масел
4. Гидравлические масла
4.1 Общие требования и свойства
4.2 Система обозначения гидравлических
масел
5. Индустриальные масла
5.1 Система обозначений
5.1.1 Масла общего назначения без
присадок
5.1.2 Масла общего назначения с присадками (легированные) 41
6. Анализы для
определения качества масел
Список литературы
Приложение – таблица основного сырья и присадок, применяемых при производстве масел
Масла для карбюраторных двигателей.
Карбюраторные двигатели, использующиеся в легковых и грузовых автомобилях, автобусах, в авиационной технике, работают в резко переменных скоростных и нагрузочных режимах, что отражается на температуре моторного масла. Это вызывает ужесточение требований к способности масла предотвращать образование отложений, а так же к антиокислительным свойствам. Выбор масла обусловлен уровнем форсирования и условиями эксплуатации двигателя.
Масла для дизелей.
Дизели отличаются от других ДВС очень большим разнообразием типов, конструкций, способов смесеобразования, назначений и условий эксплуатации. Поэтому ассортимент дизельных масел состоит из продуктов, значительно отличающихся по предъявляемым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам. Важнейшие признаки, предопределяющие выбор марки масла, - тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, жесткость условий эксплуатации и качество применяемого топлива. Основой дизельных масел являются дистиллятные, остаточные или компаундированные базовые масла селективной очистки, получаемые из малосернистых нефтей. Во все дизельные масла вводят многофункциональные присадки или композиции присадок.
Масла для авиационных двигателей.
В зависимости от вида
техники авиационные масла
Масла для поршневых двигателей.
В поршневых двигателях масла работают в тяжелых условиях, создаваемых высокими температурами в зоне поршневых колец, внутренней части поршней, клапанов и других деталей. Для обеспечения смазки двигателя в условиях высоких температур, давлений и нагрузок применяют высоковязкие масла, подвергнутые высокой очистке. Такие масла должны иметь высокую смазочную способность, не быть агрессивными к металлам, сплавам и другим конструкционным материалам, так же обладать достаточной стабильностью к окислению при высоких температурах и в условиях хранения.
Масла для турбореактивных двигателей.
Требования, которые предъявляют к смазочным маслам для турбореактивных двигателей следующие:
- надежное смазывание всех узлов трения и агрегатов двигателя с минимальными износами в пределах рабочих температур от – 50 до 150 °С и выше;
- пологая вязкостно – температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах;
- однородный и стабильный фракционный состав, что обусловливает минимальную испаряемость летучих фракций и сохраняет вязкостные характеристики масла в течение всего времени работы двигателя;
- высокие антиокислительные свойства и минимальное окисление в двигателе при рабочих температурах 150°С и выше;
- минимальная вспениваемость, высокая температура самовоспламенения ( не ниже 220 – 240 °С );
- неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинам, покрытиям.
Масла для турбовинтовых двигателей
Требования, предъявляемые к маслам для турбовинтовых двигателей, следующие:
- пологая вязкостно – температурная кривая и хорошая прокачиваемость при низких температурах;
- высокие противоизносные и противозадирные свойства;
- устойчивость к окислению в условиях высоких температур и контакта с воздухом и различными авиационными материалами;
- неагрессивность по отношению к металлам, сплавам, резинам, покрытиям;
- минимальная вспениваемость и испаряемость;
2. Моторные масла
Масла, применяемые для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, называют моторными. В зависимости от назначения их подразделяют на масла для дизелей, масла для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов. Все современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. В качестве базовых масел используют дистиллятные компоненты различной вязкости, остаточные компоненты, смеси остаточного и дистиллятных компонентов, а также синтетические продукты (полиальфаолефины, алкилбензолы, эфиры). Большинство всесезонных масел получают путем загущения маловязкой основы макрополимерными присадками. По составу базового масла моторные масла подразделяют на синтетические, минеральные и частично синтетические (смеси минерального и синтетических компонентов).
2.1 Общие требования к моторным маслам
Моторное масло – это важный элемент конструкции двигателя. Оно может длительно и надежно выполнять свои функции, обеспечивая заданный ресурс двигателя, только при точном соответствии его свойств тем термическим, механическим и химическим воздействиям, которым масло подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей. Взаимное соответствие конструкции двигателя, условий его эксплуатации и свойств масла – одно из важнейших условий достижения высокой надежности двигателей. Современные моторные масла должны отвечать многим требованиям, главные из которых перечислены ниже:
К некоторым маслам предъявляют особые, дополнительные требования. Так, масла, загущенные макрополимерными присадками, должны обладать требуемой стойкостью к механическойи термической деструкции; для судовых дизельных масел особенно важна влагостойкость присадок и малая эмульгируемость с водой; для энергосберегающих - антифрикционность, благоприятные реологические свойства.
2.2 Классификация моторных масел :
2.2.1 Классификация SAE
Одним из основных свойств моторного масла является вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом). В наибольшей степени соответствие вязкосто-температурных свойств масел требованиям двигателей описывается общепринятой на международном уровне классификацией SAE J300 (см. таблицу).
Класс по SAE |
Низкотемпературная вязкость |
Высокотемпературная вязкость | |||
Проворачивание 1 |
Прокачиваемость 2 |
Вязкость при 100 °С 3, мм²/с |
Вязкость 4, мПа, при 150 °С и скорости сдвига 10000000 с-1, не менее | ||
Максимальная вязкость, мПа, при температуре °С |
Максимальная вязкость, мПа, при температуре °С |
M i n |
M a x |
||
0W |
3250 при –30 °С |
6000 при –40 °С |
3,8 |
- |
- |
5W |
3500 при –25 °С |
6000 при –35 °С |
3,8 |
- |
- |
10W |
3500 при –20 ° |
6000 при –30 °С |
4,1 |
- |
- |
15W |
3500 при –15 °С |
6000 при –25 °С |
5,6 |
- |
- |
20W |
4500 при –10 °С |
6000 при –20 °С |
5,6 |
- |
- |
25W |
6000 при –5 °С |
6000 при –15 °С |
9,3 |
- |
- |
20 |
- |
- |
5,6 |
9,3 |
2,6 |
30 |
- |
- |
9,3 |
12,5 |
2,9 |
40 |
- |
- |
12,5 |
16,3 |
2,9 5 |
40 |
- |
- |
12,5 |
16,3 |
3,7 6 |
50 |
- |
- |
16,3 |
21,9 |
3,7 |
60 |
- |
- |
21,3 |
21,9 |
3,7 |
1 вязкость измеряется по методу ASIM 5293 на вискозиметре CSS
2 вязкость измеряется по методу ASIM D4684 на вискозиметре MRV, напряжение сдвига не допускается при любом значении вязкости
3 вязкость измеряется по методу ASIM D445 на капиллярном вискозиметре
4 вязкость измеряется по методу ASIM 4683 или CBCL-36-А-90 на коническом имитаторе подшипника
5 это значение для класса вязкости SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40
6 это значение для класса вязкости SAE40, 15W-40, 20W-40Она подразделяет (в редакции от декабря 1995г.) моторные масла на 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов вязкости (20, 30, 40, 50, 60).
Bсесезонные масла обозначают сдвоенным номером, первый из которых, регламентируя минимальные значения динамической вязкости при отрицательных температурах соответствующего класса вязкости зимнего масла, гарантирует пусковые свойства, а второй нормирует диапазон кинематической вязкости при 100 °С и динамической вязкости при 150 °С характерный для состветствующего класса вязкости летнего масла.
Методы испытаний, заложенные в оценку свойств по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и при которой масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускаещем сухого трения в узлах трения.
Обращаем внимание потребителя на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE, существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала требуемой для пуска двигателя, производительности масляного насоса, гидравлического сопротивления маслоприемного тракта и многих других конструктивных, технологических и эксплуатационных факторов.
2.2.2 Классификация ГОСТ 17479.1-85
Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1-85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1-85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином - маслами для бензиновых двигателей.
ГОСТ 17479.1-85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 - дизельным маслам.