Информация о товаре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 07:26, реферат

Краткое описание

Информация о товаре — это совокупность характеризующих его сведений.
Ее основная функция — информирование покупателя о потребительной стоимости товара. Информация о товаре влияет на формирование потребительского спроса на товары.

Вложенные файлы: 1 файл

Информация о товаре.docx

— 315.06 Кб (Скачать файл)

 

К информационным знакам относятся  знаки, которые информируют:

 

о предприятии (фирме)-изготовителе (товарные знаки и знаки обслуживания);

 

о соответствии товара нормативным  документам (сертификационные знаки  и знаки соответствия);

 

о составе (комплектации) товара и содержании в нем отдельных  составляющих;

 

о правилах использования  товара;

 

о проведении погрузочно-разгрузочных работ с товаром и его транспортировке (манипуляционные знаки);

 

об опасности и риске, возникающих при использовании, хранении, транспортировании и утилизации потенциально опасных веществ, изделий  и материалов (предупредительные  символы);

 

о правилах утилизации упаковки (экологические знаки).

 

Функции информационных знаков могут выполнять графические  обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет и форма изделия иди его  упаковки.

 

Порядок присвоения информационных знаков и правила маркировки товаров  устанавливаются стандартами или  другими нормативными документами.

 

Товарные знаки и знаки  обслуживания представляют собой обозначения, позволяющие различать между  собой товары и услуги различных  юридических или физических лиц. Товарные знаки должны выделять продукцию  и услуги определенного предприятия  из числа аналогичных, предлагаемых другими предприятиями (рис.). Рис. Товарные фирменные знаки

 

а- фирмы Дюпон; б— Волжского автомобильного завода

 

Товарный знак в России регистрируется Патентным Ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на имя юридического или физического  лица сроком на 10 лет, с правом последующего продления каждый раз на 10 лет. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство. Право на товарный знак охраняется законом. Владелец товарного  знака имеет исключительное право  пользоваться этим знаком, а также  запрещать его использование  другим лицам или наоборот предоставлять  право использования знака другим лицам по лицензионному договору или договору об уступке товарного  знака.

 

Знаки соответствия — это  обозначения, которые наносятся  на товар и (или) упаковку для подтверждения  соответствия качества товара требованиям  стандартов или других технических  документов. Знак соответствия, нанесенный на сертифицированную продукцию, свидетельствует  о проведении идентификации продукции  и оценке ее соответствия требованиям  безопасности третьей независимой  стороной.

 

По своей принадлежности знаки соответствия подразделяют на национальные и транснациональные.

 

Национальные знаки соответствия стандартам регистрируются национальными  органами стандартизации и сертификации и защищаются национальным законодательством.

 

Изготовители продукции  любой страны могут, подав заявку в национальный орган стандартизации и сертификации, получить лицензию на применение знака соответствия стандарту. Использование национальных знаков соответствия стандартам без лицензии не допускается.

 

Согласно требованиям  национальных органов стандартизации и сертификации для получения  лицензии изготовитель продукции должен представить документально оформленные  доказательства того, что он обладает достаточными техническими средствами и возможностью обеспечить контроль продукции и ее стабильное качество.

 

Транснациональные знаки  соответствия стандартам применяются  в ряде стран с целью взаимного  признания результатов сертификационных испытаний и контроля на базе гармонизированных  стандартов. Так, например, Европейский  комитет по стандартизации (CEN) учредил  знак «CEN» (рис., а), присваиваемый продукции, удовлетворяющей требованиям соответствующего Европейского стандарта или документов CEN по гармонизации. В этом случае знак «CEN» признается всеми участниками  соглашения, входящими в Европейский  комитет по стандартизации, а именно странами - членами Европейского экономического сообщества и Европейской ассоциации свободной торговли. Рис. Транснациональные знаки соответствия стандартам

 

Другим транснациональным  знаком соответствия, пользующимся международным  признанием, является знак «CENELEC», введенный  Европейским комитетом по стандартизации в электротехнике (рис.б). Электронные  системы, маркированные этим знаком соответствия, могут приниматься, реализовываться  и эксплуатироваться всеми странами - членами сообщества без дополнительного  контроля. Знак «CENELEC» соответствия стандартам зарегистрирован в настоящее  время в качестве знака сертификации более чем в 40 странах мира.

 

Гарантии соответствия продукции  стандартам и техническим условиям обеспечивали ранее в Советском  Союзе путем маркирования продукции  знаком соответствия государственным  стандартам (ГОСТ), отраслевым стандартам (ОСТ), республиканским стандартам (РСТ), техническим условиям (ТУ) (рис.). Рис. Знаки соответствия стандартам бывшего СССР

 

В настоящее время в  Российской Федерации вся сертифицированная  продукция маркируется российским знаком соответствия с указанием  присвоенного Госстандартом РФ шифра  органа сертификации, осуществлявшего  процедуру сертификации (рис.). Рис. Российский знак соответствия, которым маркируется продукция

 

Этот знак подтверждает, что  по результатам сертификационных испытаний  продукция признана соответствующей  определенным требованиям стандартов, санитарно-эпидемиологических положений  и других нормативных документов, о чем указывается в сертификате  соответствия.

 

При использовании (эксплуатации) некоторых промышленных товаров  требуется соблюдение определенных правил. Помимо их словесного описания на упаковке и (или) на товаре помещают графические символы, указывающие  на те или иные операции, соблюдение которых обеспечивает сохранение качества товара.

 

Так на упаковках и этикетках  текстильных товаров и швейно-трикотажных  изделий помещают международные  символы, регламентирующие режимы стирки, отбеливания, глажения, химической чистки и сушки.

 

Для указания допустимых способов обращения с грузами (транспортной упаковкой товаров) используются манипуляционные  знаки (рис.). Рис. Манипуляционные знаки:

 

Изображение, наименование, назначение, размеры и правила  размещения манипуляционных знаков регламентируются ГОСТ 14192-77 «Маркировка  грузов».

 

Важное значение имеет предупредительная маркировка, наносимая на упаковку или транспортную тару материалов и веществ, способных причинить вред человеку или окружающей среде. Предупредительную маркировку производят с помощью предупреждающих символов и поясняющего текста (рис.).

 

Рис. Экологический знак «Зеленая точка»(Германия)

 

Среди наиболее часто используемых экологических знаков - знак «Зеленая точка» (рис.), впервые получивший распространение  в Германии после принятия нового законодательства об утилизации и вторичном  использовании упаковки. Этим знаком маркируется упаковка, на которую  распространяется гарантия возврата и  вторичной переработки. В настоящее  время некоторые страны Западной Европы приняли в качестве экологического закона германский знак «Зеленая точка». К сожалению, в России нет национального  экологического знака.

 

Важнейшим видом маркировки товара являются штриховые коды (ШК).

 

Штриховые коды, представляющие собой по внешнему виду прямоугольник  с комбинацией темных и светлых  полос и цифровых обозначений, стали  неотъемлемым элементом маркировки товаров не только импортного, но и  отечественного происхождения.

 

В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых операций, наличие штрихового кода является обязательным условием экспорта. Отсутствие штрихового кода часто является причиной снижения конкурентоспособности ряда отечественных  товаров на внешнем рынке.

 

Штриховой код (ШК) - товарный знак, наносимый на товар или его  упаковку в виде штрихового или цифрового  символа, считываемого сканером.

 

Штриховой код является одним  из средств системы автоматической идентификации товара, к которой  также относятся средства цифровой, магнитной, радиочастотной, звуковой и  визуальной идентификации (магнитная  карточка, радиочастотная бирка и  т.д.). Его главное преимущество перед  другими средствами автоматической идентификации заключается в  возможности оперативно передавать информацию о товаре по системе электронной  связи, т.е. ШК является эффективным  средством телекоммуникации. Штриховой  код предназначен для: оперативной  идентификации товара и производителя; проведения торговых сделок «без бумаг»: ШК сокращает издержки на делопроизводство с 15 % до 0,5-3 % от стоимости товара; автоматизированного  учета и контроля товарных запасов; оперативного управления процессом  товародвижения: отгрузки, транспортировки  и складирования товаров (производительность труда по обеспечению товародвижения повышается на 30%, в некоторых случаях - до 80%); информационного обеспечения  маркетинговых исследований. Представим модельную ситуацию управления процессом  товародвижения с использованием автоматической идентификации товара на основе ШК. Информация о покупке товара со сканирующих  устройств и кассовых терминалов, установленных в торговом зале магазина, передается в главный компьютер  торгового склада, осуществляющий контроль за изменением товарных запасов. При уменьшении их ниже установленных нормативов формируется заявка на поставку товаров определенного ассортимента, которая передается по каналам спутниковой связи в оптовое предприятие. В свою очередь оптовик направляет заказ производителю. В соответствии с заказом осуществляется выпуск конкретных товаров, пользующихся спросом. Производитель отправляет оптовику предварительное уведомление о поставке товаров и осуществляет отгрузку. Оптовик посылает опережающее отгрузочное сообщение в магазин и производит поставку. Схематично информационные каналы товародвижения изображены на рис.

 

Необходимо еще раз  подчеркнуть, что ШК не дает гарантий качества товара, а может характеризовать  его лишь опосредованно. В настоящее  время среди отечественной продукции  «подлинные» штриховые коды имеют  товары конкурентоспособные по качеству на мировом рынке, производителями которых являются крупные фирмы, заинтересованные в экспорте своей продукции и располагающие капиталом на внедрение средств автоматической идентификации. ШК, также как и сертификат качества, является необходимым условием экспорта в страны ЕЭС, США, Канаду, Японию и др.

 

Области применения недостаточно разнообразны: промышленное производство, оптовая и розничная торговля, складское хозяйство, транспорт, банковское дело, таможенный контроль, страхование, здравоохранение, издательство и др.

 

Каждому виду, разновидности, модификации товара присваивается  индивидуальный товарный номер (обозначается штриховым кодом). При изменении потребительских свойств товара (состава, формы, размера, массы, конструкции, цвета, вида и способа упаковки, комплектности и т.д.), его ШК обязательно меняется. Только рыночное колебание цены на товар не влечет за собой изменение ею товарного номера (кода). Рис. Оперативное управление товародвижением: информационные каналы

 

Существуют несколько  видов кодов, среди которых наиболее распространенными являются европейские  коды типа EAN и американские типа UPC.

 

Коды EAN в зависимости от числа знаков символов подразделяют на EAN-8, EAN-13 и EAN-I4.

 

При нанесении штрихкода на товар или на его внутреннюю (потребительскую) упаковку применяют тринадцати- или восьмизначные символы Международной ассоциации товарной нумерации EAN (EAN-13 и EAN-8), а также американские универсальные коды UPC.

 

Сокращенные коды (например, EAN-8) наносят обычно на малогабаритные товары, размер которых не позволяет  наносить полные (тринадцатизначные) номера.

 

Для маркировки транспортной упаковки используют символы кода EAN-13 и EAN (ITF)-14.

 

Коды EAN-14 имеют более крупные  размеры, чем EAN-13 и не требуют высококачественной печати. Однако, если товар продастся покупателю вместе с упаковкой, применяют только коды EAN-13, так как код EAN-14 не считывается сканирующими устройствами, установленными в магазинах.

 

По структуре кодов  различают ШК: дискретные: знаки  разделены межзначными интервалами; непрерывные: знаки-разделители отсутствуют; двунаправленные: можно считывать в двух направлениях — слева направо и справа налево.

 

На рис. представлен образец  штрихкода типа EAN-13, на примере которого более детально разберем принцип кодирования товара. Тринадцатизначный номер штрихового кода EAN-13 включает: первые 2 (3) знака - код банка данных организации, зарегистрировавшей предприятие-изготовитель и товар (выдавшей товарный номер). Необходимо учитывать, что он не всегда совпадает с местом происхождения (страной изготовления) товара, так как фирма может быть зарегистрирована не в отечественном банке данных, а в зарубежном; последующие:

 

5 (4) знаков - код предприятия,  производящего или реализующего  товар;

 

5 знаков — код товара.

 

 Предприятие самостоятельно  определяет кодируемую информацию (с учетом потребительских свойств  товара, упаковки, массы и т.д.) и  доводит ее до торгового партнера, который должен получить информацию  о ШК минимум за 3 недели до  поставки самого товара (это правило  действует и в случае изменения  ШК); 1 знак (последний) - контрольная  цифра рассчитывается путем простейших  арифметических операций и предназначена  для проверки правильности считывания (сканирования) ШК.

 

Часто ШК сопровождается знаком «старт-стоп», который располагается в начале и в конце кодового сообщения и используется как ограничитель кода. Такими ограничителями являются удлиненные краевые штрихи, указывающие на начало и конец сканирования.

 

Европейская ассоциация пользователей  системы автоматической идентификации  товаров EAN присвоила определенные коды банкам данных различных стран. В табл. представлена кодировка банков данных о штриховых кодах некоторых  стран.

 

Таблица

 

Коды стран местонахождения  банка данных о штриховых кодах

Срана 

Код 

Страна 

Кед

 

4

 

Австрия 

90-91 

Перу 

775

 

Австралия 

93 

Португалия 

560

 

Аргентина 

 

Польша 

590

 

Бельгия и Люк 

 

Россия 

400-460

 

сембург 

54 

Сингапур 

889

 

Болгария 

380 

Словения 

383

 

Бразилия 

789 

США и Канада 

00—09

 

Великобритания 

50 

Таилаил 

885

 

Венгрия 

599 

Тайвань 

47]

 

Венесуэла 

759 

Тунис 

619

 

Германия " 

400-440 

Турция 

869

 

Греция 

520 

Уругвай 

773

 

Гонконг 

489 

Филлипины 

480

 

Дания 

57 

Франция 

30-37

 

Израиль 

729 

Финляндия 

64

 

Индонезия 

899 

Чехия 

859

 

Ирландия 

539 

Чили 

780

 

Исландия 

569 

Хорватия 

385

 

Испания 

84 

Швейцария 

76

 

Италия 

80-83 

Швеция 

73

 

Кипр 

529 

Центральноамериканские  страны

 

Китай 

690 

Гватемала 

 

 

Колумбия 

770 

Сальвадор 

 

 

Куба 

850 

Гондурас 

740-745

 

Латвия 

4605 

Панама 

 

 

Мальта 

535 

Никарагуа 

 

 

Малайзия 

955 

Коста-Рика 

 

 

Марокко 

611 

Эквадор 

 

 

Мексика 

750 

Эстония 

 

 

Нидерланды 

87 

Южная Корея 

Информация о работе Информация о товаре