Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:15, курсовая работа
В период становления рыночных отношений в России большое значение приобретает один из важнейших объектов этих отношений — товар. В настоящее время слово «товар» приобретает новое содержание, что также обусловлено происходящими изменениями в экономике и других областях. Так, в число объектов, попадающих под определение «товар», входит большое количество различных видов продукции, например средства транспорта, оборудование и средства производства, основные виды сырьевых продуктов и т.д.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Исторические предпосылки возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1. Основные этапы возникновения и развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2. Современный период развития товароведения продовольственных товаров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
Глава 2. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.1. Содержание товароведения продовольственных товаров на современном этапе развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
2.2. Проблемы развития товароведения продовольственных товаров и направления их решения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33
Важным этапом в развитии товароведения стала публикация в 1756 г. книги И.Г. Людовицы «Основы полной торговой системы», где впервые были изложены основы товароведения как области научных знаний. Книга получила широкое признание современников. Об этом свидетельствует тот факт, что второе издание этой книги было переведено на русский язык и вышло в свет в 1789 г. под названием «Начертание полной купеческой системы купно с начальными основаниями торговой науки с приобретением краткой истории о торговле» (ч. 1 и 2). Сам факт перевода на русский язык и издания книги И.Г. Людовицы говорит о том, что к концу XVIII в. в России сложилось сословие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях.
В предисловии книги автор отмечает, что он первым привел «купеческую науку» в определенную систему, понимая под этим совокупность знаний, относящихся к торговле, включая знание товаров, «счетоводчество» и содержание отчетных книг в порядке.
И.Г. Людовицы впервые определил предмет и содержание товароведения, а также дал определение терминов «товароведение» и «товар». По его мнению, к товарам относятся «все движимые вещи, которые являются предметами торговли, за исключением денег и ценных бумаг».
И.Г. Людовицы один из первых указал на необходимость создания коммерческих (торговых) учебных заведений (академий, училищ) и он писал: «Предмет товаропознания в особенности есть знание товаров, смотря по купецкой в них нужде. Знание сие простирается на разделение и роды товаров, делание, свойство, испытание или разбирание, цену и доброту, порчу, сохранение и содержание, исправление, выделку и подделывание, а также на знания, которые суть лучшие сорты товаров и которые скорее с рук сбыть можно и, наконец, где всякий товар лучше и дешевле доставать можно».
Несмотря на выделение товароведения продовольственных товаров как особой области знаний, накапливаемая информация о товарах носила в основном товароведно-технологический характер. Большое место в описаниях товаров уделялось технологии их промышленного или сельскохозяйственного производства.
В XVIII—XIX вв. товароведение в России берет сведения из смежных наук — химии, физики, биологии, агрономии, которые в этот период интенсивно развиваются. Большой вклад в развитие товароведения в России внесли работы Ф.В. Зуева, А.Т. Болотова, Н.Я. Озерецковского, И.Я. Биндгейма, Б.А. Энгельмана, М.Г. Левковича и др. Благодаря этим работам появляются химические методы товароведной оценки, а также способы переработки и хранения некоторых потребительских товаров. В связи с этим необходимо упомянуть также работы Д.И. Менделеева по способам рафинации этилового спирта, В. Левшина — по способам обработки и хранения растительных масел, Л. Пастера, установившего причины порчи пищевых продуктов вследствие ферментативных процессов, и др. В результате была создана основа для перехода от описания товаров к их испытаниям для выявления состава и свойств, а также причин, вызывающих изменения свойств товаров при переработке и хранении, для накопления и углубления знаний о них.
Появилось большое количество публикаций товароведного характера, причем многие — на страницах журнала «Труды Вольного экономического общества», издававшегося с 1765 до 1915 г. В этом журнале были опубликованы работы по изучению состава и свойств многих пищевых продуктов — молока, жира, мяса, зерна и др.
В середине XIX в. издается ряд капитальных трудов по товароведению. К ним относится, в частности, работа акад. Моделя «Химические обследования пищевых продуктов», где были приведены сведения о химическом составе отечественных пищевых продуктов.
В 1856 г. Н.И. Вавилов издает «Справочный коммерческий словарь», в котором дает определение товароведения как науки и описание отдельных товаров.
Значительный вклад в развитие товароведения внесла опубликованная в 1859 г. монография проф. А.Н. Ходнева «Химическая часть товароведения. Исследование съестных припасов и напитков». Целью этого труда, как заявил автор в предисловии, было намерение дать «сжатое, но точное понятие о составе и свойствах сырых и обработанных товаров, химическое исследование их достоинств, открытие подмесей». Следует отметить, что многие из описанных способов подделок (фальсификаций) пищевых продуктов и средств их обнаружения не утратили своей актуальности и в наши дни
В том же 1859 г. вышла в свет книга A.M. Наумова «О питательных веществах и важнейших способах рационального их приготовления, сбережения и открытия в них примесей», где рассматривалась товароведная характеристика пищевых продуктов.
Вслед за этими изданиями в 1860 г. появляются классические работы М.Я. Киттары (1825—1880), представленные циклом книг под единым названием «Публичный курс товароведения» (выпуски 1—4). Киттары был автором первых российских учебников по товароведению.
Профессор Московского и Казанского университетов, инспектор Московской академии коммерческих наук Киттары по праву считается одним из основоположников товароведения. По его инициативе в Московской академии был введен самостоятельный учебный курс «Товароведение». Следует отметить, что за рубежом товароведение в то время еще изучалось вместе с технологией, а в учебнике Киттары были не только поставлены теоретические вопросы товароведения, но и показаны конкретные варианты их решения. Киттары был широко эрудированным ученым. Он занимался вопросами сушки пищевых продуктов, спиртового брожения, разрабатывал технологию производства кожи, текстильных изделий и других непродовольственных товаров.
За рубежом в 1878 г. выходит многотомный капитальный труд И. Бенига «Химия пищевых и вкусовых продуктов человека», который приобрел широкую известность и использовался в руководствах по товароведению.
Интенсивное развитие промышленности и торговли требовало подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих знаниями товаров, в связи, с чем в России и за рубежом были открыты коммерческие учебные заведения, в учебные планы которых постепенно вводился учебный курс товароведения, что в свою очередь стало мощным стимулом к развитию научного направления товароведения.
Впервые в мировой истории преподавание товароведения растительных, животных и фармацевтических материалов было начато в Падуанском университете, где в 1549 г. была учреждена кафедра товароведения. Преподавание товароведения в Гёттингенском университете началось в 1774 г., в Венском политехническом институте — в 1866 г., в Будапештской коммерческой академии труда — в 1877 г.
В России преподавание товароведения началось в Московском коммерческом училище, которое было открыто в Москве в 1772 г., а в 1799 г. переведено в С.-Петербург. В 1804 г. в Москве появилось новое коммерческое училище. В этих училищах товароведение вначале преподавалось как часть физики и химии. Лишь с 1842 г. товароведение начали изучать как самостоятельную учебную дисциплину.
Одно из первых торговых учебных заведений России — Московская практическая академия коммерческих наук, открытая в 1810 г., включила в учебные планы товароведение в качестве самостоятельной учебной дисциплины.
К концу XIX — началу XX в. в России насчитывалось уже около 400 коммерческих учебных заведений. В Москве, Петербурге и Киеве были открыты торговые институты с экономическим и товароведным отделениями, имевшие товароведные лаборатории, оборудованные современными по тому времени приборами для испытаний и оценки качества потребительских товаров. В Московском коммерческом институте (позднее — Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, а сейчас — Российская экономическая академия), который 19 февраля 2007 г. отметит свой 100-летний юбилей, многие из этих лабораторий сохранились и поныне.
Дальнейшее развитие научного товароведения во многом связано с учеными этого института: П.П. Петровым (1850— 1928), Я.Я. Никитинским (1854-1924), Ф.В. Церевитиновым (1877—1947). В 1906—1908 гг. ими был издан двухтомный учебник по товароведению промышленных товаров и пищевых продуктов. Позднее этот учебник был переработан, значительно расширен и вышел в 1914—1915 гг. уже в четырех томах. Этот учебник выдержал несколько изданий, и долгие годы служил основой подготовки товароведов. После учебника Киттары это был новый капитальный труд, в котором знания товароведения основывались на фундаментальных науках — естествознании, химии и физике. В предисловии авторы указывали, что технология в курсе товароведения должна иметь вспомогательное значение и излагаться с позиций понимания качества товаров.
Советское товароведение продовольственных товаров. В 1927 г. Я.Я. Никитинский опубликовал первую научную монографию «Очерки по товароведению пищевых продуктов», а в 1933 г. Ф.В. Церевитинов издал обширную монографию по товароведению «Химия свежих плодов и овощей», многие теоретические положения которой не утратили своей актуальности и на современном этапе развития товароведения.
В 1930-е гг. происходит дифференциация товароведных знаний с выделением общего и частных разделов по группам потребительских товаров. Товароведение пищевых продуктов и товароведение непродовольственных товаров становятся двумя самостоятельными учебными дисциплинами.
В 1933 г. вышла книга М.С. Бродского и Г.Р. Корек «Основы товароведения», авторы которой предприняли попытку использовать знания смежных с товароведением дисциплин для создания теоретических основ товароведения пищевых продуктов. Эта книга оказала значительное влияние на дальнейшее развитие товароведения.
Многократно издавались с изменениями и дополнениями учебники по товароведению. Так, четырехтомный учебник «Товароведение пищевых продуктов» выдержал два издания (в 1938 и 1949 гг.); последнее издание (1949) осуществлялось по постановлению Совета Министров СССР об увековечении памяти проф. Ф.В. Церевитинова.
Под редакцией проф. B.C. Смирнова в 1941 г. был издан, а затем дважды переиздан (в 1946 и 1954 гг.) учебник по товароведению пищевых продуктов для экономических факультетов.
В конце 1950-х — начале 1960-хгг. выходят учебники по разным разделам товароведения. В период с 1957 по 1965 г. было издано восемь учебников по товароведению пищевых продуктов, выдержавших по 3—4 издания; отдельно издаются учебники по товароведению для кооперативных вузов, а также для техникумов.
Одновременно с учебной литературой в СССР издавалось много справочной и научно-практической товароведной литературы, внесшей значительный вклад в развитие научного товароведения. Были изданы: многотомный «Товарный словарь» (1947), «Справочник товароведа продовольственных товаров» в двух томах (1968,1980 и 1987—1988), серия книг «Контроль качества товаров в торговле» (1-е издание в 1976-1978 гг., 2-е издание в 1985-1988 гг.). Кроме того, были изданы крупные монографии: Церевитинов Ф.В. Химия плодов и овощей (1-е издание в 1933 г., 2-е в 1949 г.), Колесник А.А. Факторы длительного хранения плодов и овощей (1957), Козин Н.И. Химия и товароведение пищевых жиров (1 -е издание в 1939 г., 2-е в 1947 г., 3-е в 1958 г.), Рукосуев А. Н. Основы товароведения хлебных продуктов (1966), Сперанский В.Г. «Биологические основы сохраняемости плодов и овощей» (1964) и др.
К сожалению, в начале 1990-х гг. издание товароведной литературы в российских издательствах полностью прекратилось. Не вышла в свет из-за финансовых трудностей уже готовая рукопись 4-го издания «Справочника товароведа продовольственных товаров», намеченная к выпуску в 1991 — 1992 гг. Лишь в 1995 г. по инициативе издательства «Экономика» и автора начато издание серии научно-практических книг по товароведению «Товарный справочник». Уже выпущены первые четыре книги этой серии по товароведению пищевых продуктов.
Необходимо отметить значительный вклад в развитие товароведения и зарубежных ученых, в первую очередь немецких и польских, чьи труды были переведены на русский язык и оказали заметное влияние на развитие отечественного товароведения. Так, в 1967 г. была переведена на русский язык и издана книга Г. Грундке «Основы общего товароведения».
Начиная с 1962 г. проводились международные конгрессы товароведов, на которых обсуждались общие вопросы дальнейшего развития товароведения. Последний конгресс состоялся в 1989 г. в Германии.
1.2. Современный период развития товароведения продовольственных товаров
На современном периоде развития товароведения продовольственных товаров следует отметить два основных направления развития товароведения — практическое и научное. Причем на разных этапах развития либо преобладало то или иное направление, либо оба направления существовали совместно.
На ранних этапах развития товароведения доминировало практическое направление, для которого были характерны описательные подходы к рассмотрению товаров и отсутствие научного анализа при оценке их потребительских свойств.
Накопление описательной информации и развитие естественно-научных методов оценки качества товаров привело к возникновению и развитию научного направления в товароведении. Этому в немалой степени способствовали развитие естественных наук (физики, химии, биологии), а также приход в коммерческие учебные заведения ученых из этих областей науки. Постепенно это направление становится доминирующим, что оказывает влияние и на содержательную часть товароведения, где начинают преобладать сведения о химических и физических свойствах товаров, методах их исследований.
Одновременно в процессе преподавания товароведения было ослаблено практическое направление. Это вызвало резкую критику практиков и преподавателей смежных дисциплин, особенно экономических, а также требование реформирования содержания учебных планов, программ и учебников по товароведению, в основном за счет исключения знаний в области физики, химии и технологии. Спор между товароведами и экономистами о сути товароведения длился почти 30 лет, выходя на страницы научных журналов и средств массовой информации, в залы заседаний ученых советов и научных конференций.
В ходе этих споров раздавались абсурдные утверждения о бесполезности товароведных знаний. При этом делались ссылки на опыт таких стран, как США, Франция и др., где в коммерческих учебных заведениях отсутствует учебная дисциплина «товароведение». Действительно, в этих странах товароведение либо не выделено в особую учебную дисциплину и знания товара студенты получают в курсах технологии производства, либо эта дисциплина носит другое название. Например, в некоторых учебных заведениях США в учебных планах есть дисциплины: «Политика в области ассортимента», «Политика в области качества».
Информация о работе История развития товароведения продовольственных товаров