Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве. Можно выделить основные виды керамики: терракота, майолика, фаянс, фарфор
1.Введение
2.Основы производства керамической посуды
3.История возникновения и развития росписи по керамике «Гжель»
4.Свойства керамической посуды
5.Классификация и ассортимент керамической посуды
6.Фарфоровая посуда
7.Фаянсовая посуда
8.Майоликовая и гончарная посуда
9.Оценка качества керамической посуды
10.Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
керамической посуды
11.Литература
Вазы для супа или компота изготавливаются с крышками разных фасонов емкостью 2000—3500 см3.
Подливочники
бывают без поддона и с поддоном
(на тарелочке)
ёмкостью от 80 до 400 см3.
Салатники характеризуются разными фасонами (круглые, овальные, четырехугольные) и емкостью 1200-1400 см3, четырехугольные имеют емкость от 120 до 1000 см³.
Селедочницы выпускаются длиной 135 и 250—270 мм.
Тарелки — основной вид столовой посуды. Они бывают глубокими и мелкими, для взрослых и детей. Глубокие тарелки выпускают диаметром 240 и 200 мм и мелкие 240 мм (подставка под глубокую тарелку 240 мм), 200 мм (для вторых блюд), 175 мм (закусочная) и 158 мм (пирожковая). Детские тарелки глубокие и мелкие диаметром 178 мм входят в состав детских наборов. Кроме перечисленных изделий в эту группу входят изделия для специй — горчичницы, солонки, перечницы и хренницы.
Чайная и кофейная посуда (см. приложение 2) весьма разнообразна по фасонам, размерам и декору. Чашки с блюдцами занимают основное место в ассортименте данной группы. Чайные чашки от кофейных, отличаются по емкости. Так кофейные чашки имеют емкость 60, 85 и 100-130см3. Емкость чайных чашек бывает 200—250 см3 (обыкновенные), 260—275 см3 (среднегабаритные), 300—350 см3 (крупногабаритные) и 400 и 500 см3 (подарочные).
Чайники различают заварные (для заварки чая) емкостью 250, 350 - 375, 450, 500 – 700, 735 – 800 см³ и доливные (для кипятка) ёмкостью 1000-1250, 1400 и 3000 см3.
Бокалы выпускаются разных фасонов с блюдцами емкостью 375 - 400, 500 и 600 см³.
Кофейники изготавливают разных фасонов емкостью 500, 750,
1000-1250, 1400 см³.
Кружки вырабатываются с ручкой и без ручки, с утолщенным черепком и специальные курортные плоские с отверстием в ручке. Емкость кружек колеблется от 90 до 500 см³.
Пиалы по форме бывают конические, без ручек емкостью 140-150, 220-250, 350-400 см³.
К группе чайной и кофейной посуды относят также вазы для фруктов и варенья на ножке.
Прочие изделия - это сырницы, салфетницы и др.
Комплектную посуду выпускают в виде сервизов, наборов, гарнитуров, для нее характерно единство формы (фасона) и разделки.
Сервизы и гарнитуры по назначению бывают столовыми, чайными и кофейными на 6 и 12 персон. Гарнитур включает большее количество предметов, чем сервиз того же назначения.
Художественно-декоративные изделия – бытовая посуда (см. приложение 3) занимают значительное место в группе фарфоровых изделий. В.ассортимент художественно-декоративных изделий входят скульптура (фигурки людей, животных, птиц; рыб и т.д.), бюсты, настенные барельефы, вазы для цветов, разные изделия (пудреницы, пепельницы, карандашиницы, блюда и тарелки настенные, графины для вина, памятные медали и т.д.).
Для изделий
прикладного искусства
Фаянсовая посуда.
Ассортимент фаянсовых
изделий проще и менее
Художественно-декоративные изделия занимают незначительное место в ассортименте фаянсовых изделий, в основном это скульптура, вазы для цветов и пепельницы разных фасонов.
Майоликовая и гончарная посуда.
Ассортимент майоликовых изделий включает посуду и художественно-декоративные изделия.
Для майоликовых изделий характерна разделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и подглазурными красками.
Ассортимент майоликовых изделий представлен и штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки, кофейницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салатницы, медовницы; особенно широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, блинов, салата, яиц, воды, варенья, компота, чая, специй, а также кофейные и детские приборы.
Художественно-декоративными изделиями являются вазы для цветов, настенные блюда и тарелки, пепельницы, скульптура и другие.
Гончарные изделия относятся к грубой керамике. Основным сырьем являются легкоплавкие глины средней пластичности. Формуют эти изделия на гончарном круге или в гипсовых формах. После сушки и глазурования обжигают в горнах при температуре 900-1000 ºС.
Ассортимент гончарных изделий состоит из крынок, горшков, мисок, кувшинов, масленок, сухарниц, судков для сметаны и масла, цветочных горшков. Из гончарной массы вырабатывают такие художественно-декоративные изделия: вазы для цветов, кашпо, блюда настенные, скульптуру, игрушки и др..
Оценка качества керамической посуды.
Керамические, товары должны быть прочными, удобными в пользовании, иметь красивый внешний вид. Их изготавливают в соответствии с образцами, утвержденными в установленном порядке. При оценке качества керамических товаров обращают внимание на показатели качества черепка, глазури и декорирования. В зависимости от внешнего вида, физико - технических показателей, характера, размера и количества дефектов посуда по действующим ГОСТам делится на 1 и 2 сорта.
Белизну, термическую стойкость, водопоглощение, кислотостой-кость определяют по методикам, изложенным в ГОСТах.
Белизна фарфоровых изделий для 1-го сорта должна быть не менее 64%, для 2 - 58%. Для фаянсовых изделий белизна не регламентируется.
Просвечиваемость характерна только для фарфоровых изделий, которые в слоях толщиной до 2,5 мм просвечивают. Механически прочными считаются фарфоровые и фаянсовые тарелки и блюдца, которые при пятидневном хранении их стопками (первые по 120 штук, а вторые по 100 и 150 штук) не разрушаются.
Наличие дефектов
устанавливают при внешнем
Дефекты черепка и глазури. Деформация изделия выражается в его искривлении. Этот дефект возникает в результате направленного проведения процессов сушки и обжига. Особенно характерен для плоских изделий. Замеряется деформация с помощью ступенчатого шаблона в миллиметрах и для основных видов изделий имеет допуски по ГОСТу.
Выбоины и щербины на изделии образуются в процессе производства, транспортирования и хранения.
Заглазурованные односторонние трещины представляют несквозные посечки черепка.
Разлив глазури на черепках должен быть гладким и равномерным. Допускаются незначительные натеки. Мелкие рассредоточенные наколы, не нарушающие товарный вид, изделия допускаются. Матовость глазури в 1 сорте не допускается.
Плешины и сборка глазури проявляются в виде мест, не покрытых глазурью. На лицевой стороне фарфоровых изделий в 1 сорте, фаянсовых изделий в 1 и 2 сортах не допускаются.
Сухость глазури и летелый край встречаются на фаянсовых изделиях. Сухость глазури возникает в результате недостаточной толщины глазурного слоя на изделии. Летелый край резко снижает гигиенические свойства изделия; он характеризуется отскоком глазури по его краям в 1 сорте не допускается.
Цек и волос — это трещины глазурного слоя. Изделия с этими дефектами переводят в брак.
Засорка появляется на изделиях в результате выкрашивания зерен шамота из капселей. Она бывает подглазурной, а также надглазурной, которую можно зашлифовать.
Мушка проявляется в виде темных точек на изделии. Появляется этот дефект вследствие попадания в керамическую массу оксидов железа.
Следы от полозков
характерны только для фаянсовых
изделий и допускаются с
Подрыв приставных деталей допускается, если он волосяной и несквозной и не нарушает механическую прочность изделия. Однако подрыв носиков у чайников, не допускается.
Дефекты декорирования. Пережог или не дожег красок, образуется при нарушении муфельного обжига. Краска не должна стираться.
Сборка деколькомании допускается, если она не нарушает рисунка.
Помарки краской надглазурные на лицевой стороне изделия в первом сорте не допускаются.
Отслоение краски переводит изделие в брак.
По ГОСТу число допустимых дефектов не должно превышать для фарфоровых изделий для 1 сорта - 3, для 2 сорта - 6; фаянсовых изделий соответственно - 3 и 6.
Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение
керамической посуды.
Каждое фарфоровое и фаянсовое изделие маркируют товарным знаком, который наносят на центр дна изделия керамической краской и закрепляют обжигом. Товарный знак должен быть четким.
При упаковывании посуды применяют тару потребительскую (коробки из картона, бумаги и комбинированных материалов); пачки из картона, бумаги и комбинированных материалов и пакеты бумажные и из комбинированных материалов, материалы вспомогательные (бумагу оберточную и прокладочную, картон гофрированный, термоусадочные материалы, пленку полиэтиленовую, полистирол, древесную стружку и др.); тару транспортную (ящики деревянные и ящики из гофрированного картона).
Чашки с блюдцами укладывают следующим способом: чашку вверх дном помещают на блюдце с лицевой стороны, предварительно переложенное бумагой, и оборачивают бумагой. Затем формуют стопу, содержащую от двух до двенадцати изделий, которую также оборачивают бумагой. Допустимо формование стоп, составленных отдельно из чашек и блюдец. Плоские изделия заворачивают в бумагу через одно изделие, а затем в пакет по 25-40 штук. Укрупненный пакет перевязывают шпагатом или заклеивают бумажной лентой и наклеивают ярлык с указанием завода-производителя и его адреса, наименования изделия, количество изделий в пакете, сорта, даты упаковки, номера упаковщика и номера ГОСТа или ТУ. При упаковывании пакетов сервизов, наборов, гарнитуров укладывают изделия одного сорта и одного декоративного оформления: каждый предмет оборачивают бумагой. Затем посуду укладывают в потребтельскую и транспортную тару. Изделия сувенирного и подарочного назначения укладывают в коробки из гофрированного картона, на которые наклеивают художественно оформленные этикетки.
Посуду транспортируют
всеми видами транспорта. В основном
посуду перевозят в железнодорожных
вагонах и контейнерах, пол которых
выстилают древесной стружкой равномерным
и плотным слоем. Ряды пакетов
тоже прокладывают стружкой. На контейнерах
и железнодорожных вагонах
Посуду, направляемую в районы Арктики, Крайнего Севера и отдаленные районы упаковывают в соответствии со специальными техническими условиями.
Фарфоровые и
фаянсовые изделия хранят в закрытых
сухих помещениях на стеллажах. При
этом более тяжелые изделия размещают
на нижних стеллажах, легкие - на верхних.
Тарелки можно хранить в стопках (фарфоровые
по 120 штук, а фаянсовые по 100 штук).
Литература.
1.Товароведение
и организация торговли
2.Товароведение
хозяйственных товаров: Учеб. для
студ. вузов, обуч. по спец. 1732 «Товароведение
и орг. торговли непрод.
3.Пособие для продавца: Учеб. Пособие для уч-ся проф.-техн. Учеб. заведений Г.Г.Памбухчиянц, Л.М. Данилова, П.Ф. Пономарев, В.В. Лазерко.-М.: Экономика, 1987.-303 с.
4.Официальный
сайт г. Конаково, историческая
справка, http://www.konakovo.org/
5.Официальный
сайт ОАО «Конаковский