Контрольная работа по "Основам товароведения"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 12:34, контрольная работа

Краткое описание

1. Свойства и показатели ассортимента товаров.
2. Классификация ассортимента товаров.
3. Товарные потери: классификация,характеристика, порядок списания, меры по предупреждению и снижению.
4. Классификация товаров-принципы, методы, системы.
...
9. Консервирование продуктов питания как способ удлинения сроков хранения

Вложенные файлы: 1 файл

Основы товароведения.docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

1. Свойства и показатели ассортимента товаров.

Ассортимент товаров-совокуп-ть всех видов,разновидностей и сортов,объедин-ых или сочетающихся по опред-ому признаку.Св-ва ассор-та - особенность ассор., которая проявляется при его формировании.Показатели ассорт.- это количественное выражение св-в ассорт.Св-ва и показатели ассорт. учитываются при формировании ассорт. Свойства ассорт. явл-ся полнота, широта, устойчивость,обновление, структура, перечень, рациональность, гормоничность.  Полнота ассорт.- кол-во видов, разновидностей и наим-ий товаров в группе однородной продукции для удовлетворения одинаковых потребностей. Показатель полноты может быть действительным и базовым.Действит.пок-ль-фактич-ое кол-во видов и наим. тов.однород-ой группы,а базовый существ-щее, планируемое кол-во товаровН-р: в магаз.5 видов тверд.сыров,а всего в стандартах 20 наим.Действ. показ-ль=4,базовый =20.Широта ассорт.- кол-во видов, разнов-ей и наим. тов. различных однородных и разнородных групп Показатель характериз-ся действит-й и базовой широтой, а также коэфф. широты. Действ-ная широта- факт. кол-во видов тов, имеющихся в наличии. Базовая широта-макс возмож.кол-во видов.Коэфф. шир.=  отношение действ-ого кол-ва видов товаров однород. и разнород. групп к базовому.Устойчивость ассорт.способность набора тов.удовлетворять спрос на одни и те же товары.Показатель-коэфф.устойчив.Обновление тов.- способность товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. показатель новизны, коэф. обновления. Структура ассорт.характер-ся удельной долей каждого вида или наимен-ия товара в общем наборе.Показатели могут иметь натуральное или денежное выражение.Перечень(ассорт.минимум)-минимально допустимое кол-во видов товара повседневного спроса.Рацион-сть ассорт.-максим-но удовлетв-ть  потребности разных сегментов потребителей.

2. Классификация ассортимента товаров

Ассортим.тов.-набор тов.формируемый по опред-ым признакам и удовлет-щий разнообразные и индивид-ые потребности.Ассор.тов.подраздел-ся на группы-по местонахожден.на подгруппы-по широте охвата тов.,на виды - по степени удовлетворения потреб-ей.,на разновидности-по характеру потребностей.По местонах-ию дел-ся на промышленный и торговый.Промыш.ассорт.-набор товаров,выпускаемых изготов-ем исходя из его произв-ных возможностей.Торговый ассор.-набор тов.формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации. Виды асс-та: простой, сложный групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный. Простой-набор тов.представленный небольш.кол-ом групп,видов и наим-й.Сложный-значительное кол.групп,видов,разновидностей,удовлет-ют разнообразные потреб.Групповой-набор однород-х тов.объедин-ых общностью признаков(секции одежные,обувные и тд).Видовой- различные виды и наим-ия(молоко стерилиз и пастер).Марочный-товары одного вида марочных наим.(марочные духи,вино и тд) Развернутый- включает большое количество подгрупп, разновидностей, в том числе марочных( телев., магнитофоны, видеомагн.) Сопутствующий-товары выполняют вспомог-е функции(в обув магаз.- передметы ухода за обувью).Cмешанный-товары разных групп,наименов.(магаз,торг.прод и непрод товарами).Рациональный ассортимент-набор тов удовлет-щий реально обоснованные потреб.(формирование рационального ассортим.быт.техники).Оптимальный ассор.-набор тов.удовлетвор-ий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потреб.при миним-ых затратах на их разработку произ-ва и доведения до потрб-ей. Реальный ассорт-действительный набор тов.имеющийся в конкретной организ-ии изготовит.или продавца.Прогнозируемый ассор.-товары удовлетвор-ие предполагаемые потреб.Учебный-перечень тов.для достиж-ия обучающ.целей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Виды и формы товарной информации

Виды ТИ

.Изгот-ли являются первичными источниками ТИ. Чем качественнее инф.услуги, тем быстрее скорость продвижения товаров, сбыта, стимулир. продаж, создание потреб-х предпочтений.1)основополагающая ТИ- относятся, вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности. 2) коммерческаяТИ-это сведения о товаре, дополняющие основную информацию, эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по Общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции,Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности,Общероссийскому классификатору предприятий и организаций. 3)потребительская ТИ- сведения о свойствах товаров, пищевой ценности, составе, функциональном назначении,способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности.                                       Формы ТИ                                                                   1)словесная-явл. наиболее доступной, если она дана на языке, на котором говорит большая часть населения. Многие зарубежные фирмы-изготовители, поставляющие товары в разные страны, дают поясняющий текст на нескольких наиболее распространенных языках (англ., нем., фр., исп.). Это позволяет потребителям, говорящим на укaзанных языках, получать доступную информацию.Она требует значительной площади на упаковке и (или) на товаре.                                                                          2)цифровая-служит  для доп. словесно и в тех случаях, когда нужны порядковые номера продукции, предприятия,масса нетто, объем, длина, даты изготовления и сроки употребления.Цифровая информация может применяется самостоятельно (донышко консервной банки).В ряде случаев понимание ее доступно лишь для профессионалов, а для потребителей она недоступна.               3)изобразительная-зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара, или иных изображений.К достоинствам изобразительной информации относятся наглядность. лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность.  4)символическая-сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Для этой формы информации характерны лаконичность, однозначность, однако восприятие ее требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителячерез средства массовой информации, консультации и т.п.                               5)штриховая-это комплексная форма информации, сочетающей элементы символической и цифровой форм, является штриховая, для которой свойственно кодирование определенных сведений в виде темных штрихов, светлых пробелов и цифр. Носит чисто коммерческий характер и недоступна потребителю.

3. Товарные потери: классификация,характеристика, порядок списания, меры по предупреждению и снижению.

Товарные потери-потери вызванные  частичной или полной утратой  количеств-х и качественных характеристик товара в натуральном выражении.Количеств-е потери-уменьш.массы,объема,длины и др.Потери естеств-м путем при хранении и товарной обработке называют естественными,по порядку списания-нормируемыми.Количест-ые потери в завис-ти от причин возникновения делятся на 2 вида:естественная убыль и предреализационные потери.Естеств-ая убыль- колич-е потери вызываемые процессами свойственны товарам и происх. при транспорт.и хранении.Причины-испарение воды,усушка,распыл,розлив,улетучив-е в-в,дыхание,бой стек.тары.Усушка-естест.убыль товар.содержащ.воду.Распыл-характерен для мелкоизмельч-м продуктам(прилипание частиц к таре-мука,крахмал и тд).Розлив(размазывание)-потеря жид.и вязких прод.прилип.к таре(напитки,мед,краска).Улетучивание- потери за счет перехода части летуч.в-в в возд.(алкоголь,краски,парф). Дыхание- биологический процесс распада (овощи, яйца, крупы). Бой- воздействие динамических и статических нагрузок. Предреализационные потери или отходывызывают операции,связанные с подготовкой товаров к продаже.Бывают ликвидные(удаление плавников и головы у рыбы) и неликвидные(раскрошка при рубке мяса).Качественные потери –потери, обусловленные микробиол (гниение, брожение), биохим.(дыхание, у плодов-удушье), химич (прогоркание жира),физич., физ-хим.(механич. разрушения, деформация) процессами. Порядок списания определяется методическими рекомендациями по бух.учету затрат,включаемых в издержки обращения и произв-ва на предп-ях торговли и обществ. питания утвержд. Минфином. Меры по пред.и снижению подразделяются на организационные, технологические и информационные. Технолог-ие дел-ся на внутренние-хим.состав и структура товара(для предотвращения потерь воды и ароматич.в-в применяют герметич.упаковки) и внешние-воздейств.внеш.среды(меры по предупр.-соблюд сроков хранения,упаковка,транспортир). Информац.меры- информировать работников о правилах,нормах и требов.ссылаясь на нормативные и технические документы,тем самым предупредить и снизить товарные потери.                                           

    

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

7.Общий обзор  химического состава пищевых  продуктов

Осн. пищ. вещ-ми являются белки, жиры и углеводы.

Белки-высокомолекуляр. азотистые соединения, состоящие из аминок-т, основной пласт.материал, из которого строятся ткани организма. Белки делятся на простые и сложные. Белки могут использоваться и как источник энергии. Из растительных продуктов, употребляемых в походах, наиболее ценные белки содержат гречка, фасоль, картофель сушеный, ржаной хлеб и рис; из продуктов животного происхождения — мясо, рыба, яичный порошок, паштет мясной, рыба вяленая, сыр, сухое молоко, сырокопченая колбаса.

Жиры- пластич. материал и источник энергия в организме. Жиры — наиболее компактный концентрат энергии: 1 г жира при окислении дает 9,0 ккал, то есть значительно больше, чем дают белки и углеводы. Жиры отличаются друг от друга видом входящих в них жирных кислот и делятся на жидкие, содержащие так называемые ненасыщенные жирные кислоты, и на твердые, содержащие в основном насыщенные жирные кислоты. Важная составная часть организма — основной источник энергии. Они входят в состав клеток и тканей и в некоторой степени участвуют в пластических процессах.

Углеводы- подразделяются на простые (моносахариды) и сложные (полисахариды). Полисахариды в процессе усвоения их организмом расщепляются на моносахариды, а последние — на вещества, уже не относящиеся к углеводам.

Моносахариды. Наибольшее распространение имеет гексоза. Она представлена глюкозой (виноградный сахар), фруктозой (плодовый сахар) и галактозой, входящей в состав сахара молока.

Полисахариды. Чаще всего это сложные соединения из нескольких сотен молекул. К ним относятся крахмал — углевод, содержащийся в клетках растений, гликоген — углевод животных тканей, а также клетчатка, входящая в состав оболочек растительных клеток. Ни один из полисахаридов не обладает сладким вкусом. Наиболее богаты углеводами и наиболее легко и быстро усваиваются организмом сахар, глюкоза, мед, варенье, джемы. Углеводы содержатся в основном в продуктах растительного происхождения. Из продуктов животного происхождения можно назвать лишь молоко, содержащее около 4,5% углеводов. В настоящее время известно порядка 30 витаминов, непосредственное значение для организма имеют 20 из них, а важное практическое значение для жизнедеятельности здорового человека имеют в основном витамины A, B1, В2, В6, B12, С, Е и PP.

Минеральные вещества.

Макроэлементы: кальций, фосфор, магний, натрий, калий, хлор, сера.

Микроэлементы: железо, цинк, йод, фтор. Содержание минеральных веществ  в основных продуктах питания.

Пищевые добавки. Вещества, улучшающие внешний вид продуктов питания: пищевые красители, цветорегулирующие материалы. Вещества, изменяющие структуру и физико-химические свойства пищевых продуктов: загустители, желе- и студнеобразователи, крахмал, модифицированные крахмалы, пектиновые вещества, пищевые поверхностно-активные вещества.

 

                                  

4 . Классификация товаров-принципы,методы,системы

 

Классиф-ия-разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соотв-ии с принятыми методами.Признак класс-ии- св-во или характер-ка объекта,по которому производ-ся классиф.Различают 2 метода класс-ии; иерархический,фасетный. Иерархический метод классиф.-классиф-мое множество последовательно делится на классы,подклассы,группы и подгруппы.Н-р: молоко,сливки,творог,сыр на виды содержания жира(молоко1,2%;2,5%; и т.д),а для тканей-это сырье(льняные,х/б).Ступень классиф-ии - этап классиф. при иерархич.методе в результате которого получается совок-сть классиф-ых группировок. Кол-во признаков и ступеней определяет глубину классиф.Недостаток: изменение одного признака  влечет за собой перераспределение большого числа классифик-ных группировок. Фасетный метод-  параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты.Н-р: классиф.вин: по срокам выдерж.-молодые,марочные,коллекц.;.Недостаток: невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классиф-ых группировках. Методы и правила классификации составляют систему класс-ии.Основными принципами класс-ии следует считать установление ее цели и выбор метода,а также классифик-ых признаков и последоват-ь их использования.Главные классиф. признаки: назначение,исходные материалы,вид товара,особенности конструкции,способ произ-ва,характер отделки,категории качества,размеры.Существующие классификационные системы-учебные,торговые,экономико-статистические классификации.Учебная классиф.-изуч.потреб-их св-в и выявл-е общих принципов их формиров-я(продтовары разд.на 2 подкласса,раст.и живот.происх).В торгов.классиф.важен признак назнач.товара-способствует совершенствованию учета,рац-му размещ-ю в зале и тд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

 

 

 

 

 

 

8. Процессы,происходящие при хранении товаров.

При хранении товаров происходят изменения качества и массы. По своей  природе эти изменения могут  быть биохимическими, химическими, биологическими, физическими и микробиологическими. Биохимические процессы − протекают под действием ферментов, находящихся в самих продуктах-относят дыхание, гидролитические и автолитические процессы. 
Дыхание - это окислительно-восстанов. процесс, при котором расходуются питат. в-ва продуктов. В результате чего уменьшается масса прод. и снижается пищевая ценность. Гидролитические процессы − вызывают расщепление белков, жиров, углеводов под действием ферментов гидролаз. При хранении продуктов богатых белками (мясо, рыба) происходит гидролиз белков до аминокислот. Этот процесс (вместе с гидролизом гликогена до молочной кислоты) приводит к созреванию мяса после убоя, сельдевых, лососевых рыб при посоле и называется автолизом. Благодаря чему мясо становится нежным, сочным с характерным вкусом и ароматом. Микробиологические процессы - происходят под действием ферментов, выделяемых микроорганизмами. Эти процессы являются одной из главных причин порчи. К микроб-им процессам относят брожение, гниение, плесневение. Химические процессы − химические реакции, происходящие в продуктах без участия ферментов. Это прогоркание и осаливание жиров под действием кислорода, света, воды и тепла; изменение окраски, химическое разрушение витаминов, химический бомбаж консервов Физические процессы − возникают в продуктах под действием температуры, света, влажности воздуха, механических воздействий. Замедлить физические процессы можно соблюдением температурных условий, влажности воздуха, правильной упаковкой.  
Биологические процессы − это воздействие на продукты насекомых − вредителей (клещи, жуки, моли) и грызунов. Поражаются зерномучные, кондитерские товары.

5. Понятие и этапы оценки качества товаров

Оценка качества-совокуп-ть операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.Разновидностью оценки качества является оценка соответствия установленных нормативным документом требований.Деятельность по оценке качества складывается из трех групп: 1. Выбор номенклатуры потребительских свойств и их определяющих показателей.Основными критериями выбора яв-ся:этап жизн-ого цикла продукции(приемка сырья,произ-во, хран-ие,распред-ние и реализация); потребности,котор.должен удовлетворять товар; субъективные особен-сти оценщика. 2. Определение действительных значений показателей качества.Проводится путем количественных и качественных измерений.Кол-енные измер.примен-ся для определ.размера показателя,а качест.-для размерности. 3. Cопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым.В качестве базовых показателей приняты стандартные образцы,вещества,эталоны.При сравнении выяв-ся соот-ие или несоот-ие действит-х значений показат-й качества базовым 
Градация, класс, сорт- категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение. В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества: первая, вторая, третья. 
Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. Различают природный и товарный сортаменты. 
Задачей оценки качества товаров является также выявление несоответствий. Одной из разновидностей несоответствий являются дефекты 
По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные. В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные и скрытые. В зависимости от места возникновения все дефекты условно подразделяются на технологические, предреализационные, послереализационные. 
Действия по предупреждению и устранению дефектов: предупреждающие и корректирующие действия, коррекция (переделка и ремонт), снижение градации, утилизация несоответствующей продукции.К несоответствующей продукции не относятся товары, имеющие разрешение на отклонение или отступление. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Консервирование продуктов питания как способ удлинения сроков хранения

Продлить сроки хранения скоропорт-ся прод. питания можно с помощью консервирования. Сущность его заключается в создании определенных условий хранения прод., при которых прекращаются развитие микроорганизмов и деятельность ферментов, вызывающих порчу. Способы консервиров.- физические, физико-химические, биохимические и химические. Физические методы − это консерв. высокими и низкими темп-ми, лучистой энергией.Высокие тем-ры − применяют для пастер-ии и стер-ии. Консерв-ие низкими темпер-ми − охлаждение и замораживание.Консервирование лучистой энергией − это обработка продуктов токами высокой частоты, облучение ультрафиолетовыми и инфракрасными лучами (пастеризация молока, обработка колбас, мясных туш); применение ультразвука (обработка жидких продуктов )Хорошо сохраняется цвет, вкус, аромат, витамины при стерилизации фильтрованием через спец.  фильтры (соки, виноградные вина, пиво и др.). Физико-химические методы − это сушка, консервирование солью и сахаром.Сушка − это обезвоживание продуктов. Применяется для молока, мяса, рыбы, плодов.. Сильно изменяются внешний вид, форма, плотность, объём, теряются витамины, вкус, аромат, цвет.Лучше всего сохраняются и быстрее восст-ся св-ва при вакуумной сушке.Консервирование солью применяют для рыбы, мяса, рассольных сыров.Консервирование сахаром применяют для плодов, овощей, соков. Биохимическими способами являются: квашение и консервирование этиловым спиртом. Квасят капусту, грибы, огурцы, Химические методы основаны на действии химических веществ (антисептиков, антибиотиков).  
Маринование − обработка продуктов уксусной кислотой. Используют для рыбы, грибов, плодов. Из антисептиков применяют сернистую кислоту или сернистый газ, сорбиновую кислоты и др. Концентрирование − применяется при изготовлении сгущённого молока, концентрированных соков.



Информация о работе Контрольная работа по "Основам товароведения"