Контрольная работа по «Патентно-лицензионная работа»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:16, контрольная работа

Краткое описание

1 Товарный знак. Виды товарных знаков. Товарный знак как элемент фирменного стиля предприятия.
2 Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных. Свидетельство

Вложенные файлы: 1 файл

ПЛР.docx

— 43.32 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный  университет технологии и дизайна

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Кафедра интеллектуальных систем и защиты информации

 

 

Контрольная работа

 

 

По предмету: «Патентно-лицензионная работа»

Выполнила студентка 4 курса РИНПО СПГУТД

 

 

 

                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

1 Товарный знак. Виды товарных знаков. Товарный  знак как элемент фирменного стиля предприятия.

         Под термином «товарный знак» понимается изобразительное, словесное, комбинированное либо любое другое обозначение, использующееся для выделения конкретного товара, индивидуального предпринимателя или юридического лица.

         Законодательство предусматривает создание исключительного права на товарный   знак. Это право подтверждается соответствующим свидетельством (свидетельством на товарный знак). Лицо, обладающее правами на товарный знак, может использовать его в гражданском обороте применительно к товарам либо услугам, для которых товарный знак был зарегистрирован. Также правообладатель имеет право распоряжаться товарным знаком по своему усмотрению и налагать запрет на использование товарного знака теми, кто не имеет соответствующих прав.

         Отношения, связанные с использованием товарных знаков, являются одним из направлений права интеллектуальной собственности. Юристы относят право на товарный знак к категории прав на средства индивидуализации товаров, услуг, работ, юридических лиц и предприятий. За незаконное использование товарных знаков предусматривается гражданская, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьями 14.10. КоАП РФ, 1515 ГК РФ и 180 УК РФ.

  История понятия «товарный знак»

          Первые товарные знаки появились еще в древнем мире. Известно, что около 3 тыс. лет назад в Индии ремесленники оставляли свои подписи на художественных произведениях перед тем, как последние отправлялись в Иран. Еще одним ярким примером использования товарного знака в древние времена являются римские гончарные клейма. Использовалось около тысячи различных клейм, среди которых находилось клеймо Fortis, популярность которого являлась настолько высокой, что оно неоднократно копировалось и подделывалось. В средние века, в условиях бурной торговли использование товарных знаков стало особенно распространенным.

           В настоящее время товарные знаки приобретают все большее значение в связи с растущей конкуренцией между предприятиями, работающими в одной сфере деятельности. Товарные знаки (сокращенно ТМ) применяются повсеместно — каждый из нас знает множество примеров таких обозначений. Использование товарных знаков позволяет потребителям идентифицировать сами товары и услуги, определять их стоимость и качество.

           Кроме того, товарный знак становится одним из наиболее значимых маркетинговых инструментов — большинство производителей используют такие обозначения не только для выделения своей продукции среди аналогов, но и для привлечения внимания потребителей. В конечном итоге, товарный знак отличает товар или услугу из одного источника от аналогичных по сути товаров и услуг из других источников.

 

 

    «Товарный знак» — синонимы и дополнительные названия

           Термин «товарный знак» имеет немало достаточно распространенных синонимов, наиболее заметным среди которых является «торговая марка». Это название — результат аналогии с английским «trade mark». Несмотря на то, что на бытовом уровне синоним «торговая марка» используется очень часто, в российском законодательстве он не фигурирует. В нашей правовой системе существуют и охраняются с правовой точки зрения только понятия «товарный знак» и «знак обслуживания».

          Еще одним синонимом понятия «товарный знак» является слово «бренд». Бренд — это маркетинговое понятие, которое не в состоянии в полной мере отразить суть термина «товарный знак». Таким образом, его использование в качестве синонима является не совсем корректным, даже несмотря на то, что знак обслуживания или товарный знак часто становятся основной составляющей понятия «бренд».

   Использование товарных знаков

          Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие исключительные права на те или иные товарные знаки или знаки обслуживания имеют право на охрану этих знаков только на территориях тех государств, где им были выданы соответствующие свидетельства. Это объясняется тем, что регистрация товарных знаков и знаков обслуживания имеет территориальный характер. При этом правообладатель имеет возможность контролировать только использование товарного знака в гражданском обороте.

   Под этим подразумевается использование товарных знаков:

    • на упаковках и этикетках товаров, а также на самих товарах, выпускающихся, реализуемых, рекламируемых или иным способом вводимых в гражданский оборот (сюда также включается хранение и перевозка продукции с этими целями);
    • в оформлении предложений о продаже товаров либо оказании услуг;
    • в оформлении документов, имеющих отношение к введению товаров в гражданский оборот;
    • при использовании любых способов адресации, в том числе и в сети Интернет (например, при использовании доменного имени);
    • при оказании услуг либо выполнении работ (подразумевается контроль над использованием знака обслуживания).

          Владелец товарного знака не имеет возможности контролировать следующие виды его использования:

    • использование в личных целях;
    • использование товарных знаков на товарах, ранее введенных в гражданский оборот правообладателем либо лицами, имеющими на это согласие правообладателя;
    • упоминание товарных знаков, не преследующее рекламных или маркетинговых целей;
    • любое другое использование, не связанное с введением товара или услуги в гражданский оборот.

  Виды товарных знаков

          Существует несколько основных разновидностей товарных знаков, среди которых выделяют:

    • словесные обозначения;
    • изобразительные товарные знаки;
    • звуковые обозначения;
    • комбинированные товарные знаки;
    • трехмерные товарные знаки (могут представлять собой сам товар или его упаковку).

          Помимо этого допускается защита цветовых решений товарного знака. Иными словами, при регистрации товарного знака последний защищается именно в той цветовой гамме, в которой он был оформлен при подаче заявки на рассмотрение.

          В последнее время все большее распространение получают новые разновидности товарных знаков, встречающиеся на рынке. Один из наиболее ярких примеров — товарный знак, выполненный в виде голограммы. В частности, такие товарные знаки наносятся на кредитные карты. Чаще всего они представляют собой небольшие изображения, изменяющиеся под разными углами зрения. В некоторых государствах допускается регистрация обонятельных товарных знаков. В этом случае определенный запах защищается в качестве специального обозначения.

          Часто товарные знаки имеют полные или частичные аналоги. В случае, если правообладателю не удастся доказать, что принадлежащий ему товарный знак совпадает с аналогом до степени смешения, он лишится возможности контролировать использование торговой марки. В соответствии с этим товарные знаки, неразделимо включающие в себя три (или более) торговых марки, не могут контролироваться владельцами каждого из элементов образованной в итоге группы товарных знаков.

           В качестве товарных знаков используется целый ряд различных по характеру обозначений. В любом случае к товарному знаку предъявляются следующие требования: он не должен вводить потребителя в заблуждение, а основным его свойством должна являться различительная способность.

    Наиболее яркими примерами товарных знаков различных категорий являются:

    • для словесных товарных знаков — Apple (компьютеры), Deutsche Bank (банковская организация);
    • товарные знаки, представляющие собой вымышленные или произвольные обозначения — Sony, Nike, Coca-Cola;
    • товарные знаки-имена — Ford, Hilton, Peugeot;
    • товарные знаки-слоганы — «Летай мной» (авиалинии);
    • товарные знаки-цифры — 4711 (одеколон);
    • товарные знаки, содержащие элементы — звезда с тремя лучами (Mercedes-Benz);
    • товарные знаки, представляющие собой символы или картинки — небольшой крокодил в эмблеме Lacoste;
    • товарные знаки-звуки — «фирменная» мелодия звонка сотовых телефонов Nokia.

   Регистрация товарных знаков

          Регистрация товарных знаков в уполномоченном государственном ведомстве является необходимым условием возникновения исключительного права на товарный знак. При этом допускается использование незарегистрированных обозначений в качестве товарных знаков, однако владелец товарного знака в этом случае фактически не имеет никаких прав по отношению к нему.

          В России регистрация товарных знаков осуществляется в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Сокращенно это учреждение называют ФИПС или Роспатентом.

          Регистрация товарных знаков в каждом случае осуществляется строго в отношении определенных услуг и товаров. Эти товары и услуги разделяются по классам. Чем больше классов задействуется при регистрации товарного знака, тем выше стоимость осуществления данной процедуры. В настоящее время существует 45 классов, из которых 34 предназначены для разделения видов товаров и 11 — для разделения видов услуг. Эти классы определяются в соответствии с МКТУ (Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков).

           Разумеется, регистрация товарного знака может быть осуществлена применительно далеко не ко всем текстам, изображениям либо иным обозначениям. Законодательство предусматривает целый ряд ограничений на регистрацию товарных знаков, которые обозначены в статье 1483 ГК РФ.

           Одним из таких ограничений является принципиальная невозможность регистрации в качестве товарного знака обозначений, использующихся для указания товаров определенного класса и вошедших во всеобщее употребление. Например, такими товарами являются ксерокс, термос, макинтош и т.д.

           Также невозможна регистрация товарного знака в случае, если выбранное обозначение имеет прямое указание на вид, свойство или качество товара. Например, нельзя зарегистрировать товарный знак «телевизор» для телевизора. При этом регистрация этого же товарного знака в отношении любого другого товара теоретически является возможной (при условии, что выбранный товарный знак не вводит в заблуждение потребителя относительно происхождения или вида данного товара).

Товарный знак, как элемент фирменного стиля предприятия

То, что фирменный стиль  является важнейшим элементом рекламы, знают все. Практически все фирмы  и компании уже в начале свой деятельности разрабатывают свой фирменный стиль  или, при отсутствии достаточных  финансовых средств, хотя бы логотип  фирмы.

Фирменный стиль, используемый постоянно, во всех формах рекламы, используемых предприятием, обязательно приведет к росту узнаваемости продукции на рынке, повысит популярность и имидж компании.

            Фирменный стиль - это набор  цветовых, графических, словесных,  типографских, дизайнерских постоянных  элементов (констант), обеспечивающих  визуальное и смысловое единство  товаров (услуг), всей исходящей  от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления. Иными словами, основными целями фирменного стиля можно назвать, во-первых, идентификацию изделий фирмы и указание на связь их с фирмой; во-вторых, выделение товаров фирмы из общей массы аналогичных товаров ее конкурентов. Показательны в этом отношении иногда используемые в литературе синонимы термина "фирменный стиль" - "система фирменной идентификации" и "координирование дизайна".

             Наличие фирменного стиля свидетельствует  об уверенности его владельца  в положительном впечатлении,  которое он производит на потребителя.  Одной из задач брендинга является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее купленные товары данной фирмы. Таким образом фирменный стиль косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг. Например, практически однозначно положительна предварительная реакция потребителя на такие марки, как автомобили фирм "Мерседес-Бенц" и "Вольво", сложную бытовую аппаратуру "Сони", компьютеры IВМ, самолеты "Боинг" и т.п.

Информация о работе Контрольная работа по «Патентно-лицензионная работа»