Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 10:24, контрольная работа
В сезоны 2005-2006 годов, когда был получен рекордный урожай, произошло резкое падение закупочных цен, что стало основным фактором сокращения посевных площадей и производства подсолнечника на следующий год, что в условиях мирового продовольственного кризиса привело к резкому росту цен на семена подсолнечника и растительное масло. В результате произошло резкое увеличение посевных площадей в 2008 году, во втором квартале 2009, что указывает на основной фактор стимулирования производства – высокий уровень закупочных цен. Посевные площади, валовой сбор и урожайность подсолнечника увеличились.
Конъюнктурный обзор рынка семян масличных и масла растительного в России (2007/2008 гг.)
Одним из сегментов рынка сельхозпродукции, который в настоящее время испытывает наибольшее давление со стороны потребителей, является производство подсолнечника.
Сбор урожай подсолнечника
В сезоны 2005-2006 годов, когда был получен рекордный урожай, произошло резкое падение закупочных цен, что стало основным фактором сокращения посевных площадей и производства подсолнечника на следующий год, что в условиях мирового продовольственного кризиса привело к резкому росту цен на семена подсолнечника и растительное масло. В результате произошло резкое увеличение посевных площадей в 2008 году, во втором квартале 2009, что указывает на основной фактор стимулирования производства – высокий уровень закупочных цен. Посевные площади, валовой сбор и урожайность подсолнечника увеличились.
Следует, однако, заметить, что наращивание посевных площадей сопровождалось ежегодным падением урожайности подсолнечника в среднем на 0,7 ц/га.
Потребление на душу населения.
За последние три года (2005 - 2007 гг.) по данным Инфорагротеха производство растительного масла в России составляло 800 - 880 тыс. тонн в расчете на год , а на душу населения - 5,0 - 6,0 кг, что значительно меньше того, что страна производила в 1990 г. - 6,2 кг. Потребление за эти годы на душу населения было практически в 2 раза меньше рекомендуемой нормы.
Следует также учитывать , что покупательная способность населения также резко снизилась. Поэтому диктовка цен на внутреннем рынке приведет к дальнейшему снижению потребления растительного масла на душу населения.
Соотношение спроса и предложения на товар. Всего России с учетом хотя бы 10 % переходящего фонда растительного масла требуется порядка 2,2 - 2,3 млн тонн, а чтобы произвести такое количество этого продукта необходимо собирать не менее 6 млн тонн маслосемян , из них 4 млн тонн подсолнечника - основной масличной культуры России . Исходя из приведенных выше объемов производства маслосемян, можно сделать вывод, что почти 50 % потребляемого растительного масла в России покрывается за счет импортных поставок.
Само собой напрашивается первый вывод, что необходимо создавать свою сырьевую базу.
Второй вывод можно сделать из того , что потенциальная мощность маслодобывания при полной загрузке заводов на территории России составляет 3,5 млн тонн, а, как уже отмечалось, по норме надо перерабатывать не менее 6 млн тонн.
Динамика объемов производства товара:
В 2005 году подсолнечника было произведено около 2,8 млн тонн, в 2006 г. - более 2,8 млн тонн, в 2007 г. - 3,1 млн тонн и ожидается в текущем сезоне ( оценка ) - свыше 4 млн тонн. Основных зоны возделывания этой культуры: Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский , Западно-Сибирский экономические районы.
Традиционно новосибирцы отдают предпочтение подсолнечному маслу - более 80% продаж категории, как по объему, так и по стоимости приходится именно на эту разновидность.
По данным Росстата баланс производственных мощностей на начало 2008 года мощности по производству растительных масел оставляли - 27954,27 тонн маслосемян в сутки, в 2007 году - 26544,5, при этом увеличение мощностей составило - 3233,85, а вывод мощностей 1824,08 тонн в сутки. Наблюдается чрезвычайно высокий уровень концентрации маслодобывающих мощностей в 2008 году - 12 предприятий переработали две трети всех семян. На перечисленные ниже компании в 2008 году всего пришлось 320 тыс. тонн переработки подсолнечника, что составило долю около 65-66% всероссийского производства. На диаграмме показаны доли компаний, занимающихся переработкой семян подсолнечника:
Исследования конкурентов на рынке подсолнечного масла
В нашей стране насчитывается 14 ведущих производителей растительного масла. Наиболее крупным не только в России, но и в Европе, является МЭЗ «Юг Руси», мощности которого позволяют перерабатывать 12% от валового сбора семян подсолнечника в РФ. Крупнейшими предприятиями, конкурирующими на российском рынке масложировой продукции, являются: ОАО «Жировой комбинат», Саратов; ОАО «Жировой комбинат», Екатеринбург; ОАО «МЖК Краснодарский», входящий в состав компании «РусАгро»; ОАО «Самарский жировой комбинат», ОАО «Эфко», Алексеевка; АО «Масложировой комбинат», Санкт-Петербург. В восточном регионе крупнейшими являются ОАО «Новосибирский жировой комбинат», ОАО «Иркутский масложиркомбинат» и ОАО МЖК «Хабаровский». Была использована аналитическая информация компании Русские масла.
Исследования экспорта и импорта подсолнечника
Устойчивое сокращение производства подсолнечного масла за последние 3 года стало фактором сокращения предложения продукции на внутреннем рынке, что является объективной предпосылкой для роста потребительских цен и сохранения достаточно высокой доли импорта в общих ресурсах подсолнечного масла, в 2008 году -22%, 2007 год - 9%, 2006 год – 15%. Экспорт становится все более предпочтительным направлением деятельности маслодобывающих предприятий, которые благодаря занижению закупочных цен на семена подсолнечника получают значительные дополнительные доходы от экспортных операций, за сентябрь-декабрь 2008 года было экспортировано 266 тыс. тонн подсолнечного масла и за счет более высоких экспортных цен на сырое подсолнечное масло он составил около 48 млн. долларов США.
Для производства масла подсолнечного,
которое поступает на внутренний
рынок, используется не более 5 млн. тонн
семян подсолнечника при
Динамика цен на подсолнечное масло
Со второй половины декабря
2008 года наметился рост закупочных
цен на подсолнечник, что стало
результатом роста цен на сырое
масло в результате активизации
спроса со стороны экспортно-
Исследования экспорта и импорта подсолнечника
Устойчивое сокращение производства подсолнечного масла за последние 3 года стало фактором сокращения предложения продукции на внутреннем рынке, что является объективной предпосылкой для роста потребительских цен и сохранения достаточно высокой доли импорта в общих ресурсах подсолнечного масла, в 2008 году -22%, 2007 год - 9%, 2006 год – 15%. Экспорт становится все более предпочтительным направлением деятельности маслодобывающих предприятий, которые благодаря занижению закупочных цен на семена подсолнечника получают значительные дополнительные доходы от экспортных операций, за сентябрь-декабрь 2008 года было экспортировано 266 тыс. тонн подсолнечного масла и за счет более высоких экспортных цен на сырое подсолнечное масло он составил около 48 млн. долларов США.
Для производства масла подсолнечного,
которое поступает на внутренний
рынок, используется не более 5 млн. тонн
семян подсолнечника при
Тенденции и прогнозы на рынке подсолнечника
Существующий экспорт
семян подсолнечника
Информация о работе Конъюнктурный обзор рынка семян масличных и масла растительного в России