Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:00, контрольная работа
Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. _
В товароведении применяются две группы методов:
1) методы научного познания;
2) методы практической товароведческой деятельности.
Методы товароведения
Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие достижение поставленной цели. _
В товароведении применяются две группы методов:
1) методы научного познания;
2) методы практической товароведческой деятельности. Методы научного познания направлены на исследование товара, его
характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.
К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях. Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств).
Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части. К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация, обобщение, кодирование).
Анализ базируется на изучении экспериментальных данных. Диагностика — распознавание признаков недоброкачественности товаров, ассортиментной принадлежности и др.
Прогнозирование — возможные изменения ассортимента и др.
Программирование — определение последовательности действий специалистов по рациональному товародвижению и др.
Планирование — разработка мероприятий по дальнейшему улучшению свойств товаров, ассортиментной политики и др.
Методы систематизации
Систематизация — упорядочение однородных, взаимосвязанных объектов по общим признакам, путем расположения их в определенном порядке.
Идентификация — установление соответствия характеристик товаров требованиям, предъявляемым к ассортиментной группе.
Обобщение (группировка) — выделение ассортиментных групп по общепринятым признакам.
Классификация — разделение множества объектов товаров на подмножества по сходству и различию в соответствии с принятыми методами.
Кодирование - образование и присвоение товару или классификационной группировке соответствующего кода.
Ко второй группе методов товароведения — методам практической товароведческой деятельности относятся методы экспертизы товаров, рекомендуемые нормативно-технической документацией для оценки качества, и технологические методы (упаковывание, маркирование, хранение).
В товароведении потребительских товаров выделяют следующие разделы:
1) общая часть (теоретические основы);
2) частное товароведение (обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров).
Количественные и качественные товарные потери
На различный этапах технологического цикла товародвижения отличаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, готовой продукции.
Товарные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении. Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы - количественные и качественные.
Количественные (нормируемые) - это уменьшение массы, длины, объема, и др. количественных характеристик товаров.
Потери этой подгруппы вызваны естественными, свойственными конкретному товару процессами (усушка, распыл, разлив, дых-е, бой), поэтому в ряде нормативных документов их называют нормируемыми. На эти количественные потери существуют нормы естественной убыли. Нормы разработаны Министерством торговли РФ, и доведены до всех торгующих организаций.
Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида - естественная убыль и предреализационные потери.
Естественная убыль - количественные потери, вызываемые процессами, которые свойственны товарам и происходят при их транспортировании и хранении. Причинами возникновения естественной убыли служат следующие процессы: испарение воды, или усушка: распыл (распыление); разлив (размазывание); улетучивание веществ; впитывание жидкой фракции пищевого продукта в упаковку; бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.
Предреализационные потери или отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают:
- ликвидные (не подлежат дальнейшей реализации. Например, хвостики от колбас);
- неликвидные (подлежат дальнейшей реализации. Например, косточки у окорока).
К отходам относятся:
- удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на пром-переработку;
- отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его (загнивание, плесневение);
- раскрошка товаров при разделении на части (рубка мяса, резка масла, сыров). Или при транспортировании, хранении, взвешивании (печенье, сухари, халва);
- отделение от основной массы товара его составных компонентов - воды, жиров (отделение бульона от вареных колбас, пахты - от сливочного масла, сырной сыворотки от сыров и т.д.).
Материальные потери - это потери, вызванные частичной либо полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении.
Количественные или естественные потери относятся к нормируемым и списываются за счет издержек обращения и на основании утвержденных норм, а качественные потери относятся к актируемым и списываются на основании актов.
Для многих продуктовых и непродуктовых товаров установлены нормы естественных потерь.
Порядок списания естественных потерь определяется Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания.
Качественные потери (актируемые) - это потери, вызванные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими процессами: а) Микробиологические процессы вызывают порчу товаров, существенно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность. Порча пищевых продуктов происходит вследствие разного рода брожения, плесневения, гниения, ослизнения и т.д. для не продуктовых товаров (тканей, кожи, мехов) характерно лишь плесневение. б) Биологические процессы - повреждения, вызванные насекомыми: жуками, гусеницами, личинками. Существенный урон потребительским товарам при хранении наносят грызуны, которые не только поедают и загрязняют пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани, изделия из них. в) Биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а так же непродуктовым товарам, являющимися биологическими объектами (живые цветы, животные) они происходят при участии разнообразных ферментов. Это нарушения дыхания овощей, плодов (удушка). Зерно, крупа, мука- самосогревание. г) Химические процессы приводят к порче товаров вследствие изменения веществ (например, прагоркание жира в жиросодержащих продуктах). д) Физические и физико-химические процессы обусловлены механическими разрушениями или деформациями товаров (раздавливание плодов и овощей, бой яйца, скол эмали на посуде, деформация упаковки товаров бытовой химии). К физическим процессам относится и усушка; усыхание свежих плодов и овощей, сыров, колбас и т. д. В отличие от количественных, качественные потери списывают не по нормам, а по актам, поэтому их называют еще актируемыми. Меры по предупреждению и снижению потерь подразделяются на организационные, технологические и информационные. 1) организационные - направлены на выявление причин возникновения потерь с целью их предупреждения или снижения (контроль качества на стадии при закладке товаров на хранение, моральное и материальное стимулирование работников за сокращением потерь); 2) технологические - меры по учету факторов внутренней среды (структуру товаров надо учитывать) и регулированию факторов внешней среды (условия хранения, транспортировка, упаковка), позволяющие предупредить или снизить товарные потери; 3) информационные - меры по обеспечению рабочего персонала необходимой информацией о правилах, нормах и требования, установленные нормативными документами, которые позволяют предупредить либо снизить товарные потери.
Методы ухода за товарами
Методы хранения - совокупность технологических операций, обеспечивающих сохраняемость товаров путем создания и поддержания заданных климатического и санитарно-гигиенических режимов, а так же способов их размещения и обработки. Назначением данных методов является сохранение потребительских свойств товаров без потерь или с минимальными потерями в течение обусловленных сроков. В зависимости от характера и направленности технологических операций различают три группы методов хранения; Методы, основанные на регулировании климатического режима хранения: 1) Методы регулирования температур режима: а) методы охлаждения: естественного (лед, снег), искусственного(холод. камеры, шкафы, прилавки). С помощью систем охлаждения (батарейная, панельная, воздушная); 6) методы отепления: нагрев, приборы, кондиционеры, камины. 2) Методы регулирования влажности: а) методы увлажнения- с помощью воды, льда, мокрого опила, снега; б) методы осушения- с помощью извести, мела, сух. опила, вентиляции. 3) Методы регулирования воздухообмена: это естественный (дверь, форточка); и принудительный. 4) Методы регулирования газовой среды. Методы, основанные на разных способах размещения: 1)бестарный а) насыпкой - товары размещаются на полу(навалом); б) подвесной - на штангах, на вешалках, на крюках; в) напольный - на полу; . г) стеллажный - на стеллажах. 2) тарный Методы ухода за товарами по способу их обработки: 1) санитарно-гигиеническая обработка: а) дезинфекция - обеззараживание м/организмов (белить стены, солнечными лучами); б) дезинсекция - по уничтожению насекомых; в) дератизация - по уничтожению грызунов; г) дезактивация - удаление радиоактивных загрязнений; д) дезодорация - удаление посторонних запахов; е) дегазация - удаление вредных газов. 2) защитная обработка; лужение, применение смазочных материалов, ледяная глазурь, применение полимерных пленок, парафинирование. В зависимости от времени обработки методы ухода за товарами подразделяются на профилактические и текущие. Основным элементом хранения является срок годности. По срокам годности товары делятся на: 1) скоропортящиеся (срок годности от нескольких часов до нескольких суток). 2) кратковременно-хранящиеся (от 0,5-30 суток); 3) длительного хранения (с ограниченным сроком (1мес-1 год) и безграничные (в течение нескольких лет). Экономическая эффективность хранения - способность выбранных методов сохранять товары с наименьшими потерями рациональными затратами на хранение, Товарные потери и затраты на хранение относятся к важнейшим критериям выбора метода и сроков хранения. Потери можно снизить за счет сокращения сроков хранения до минимального либо за счет применения дорогостоящих методов. В любом случае нельзя говорить о высокой экономической эффективности, т. к. сокращение сроков хранения в условиях высокой насыщенности рынка зачастую связано со значительными убытками (например, за счет снижения цены). Высокие затраты на хранение не всегда окупаются сокращением потерь, а в отдельных случаях затраты оказываются существенно выше, чем прибыль от сокращения потерь. Этим объясняется необходимость расчета реальной экономической эффективности выбранных методов хранения товара, с учетом реальных товарных потерь и затрат на хранение.