Метрология в управлении качеством в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 12:03, лекция

Краткое описание

Организационно-правовые основы метрологии.

Система обеспечения единства измерений.

Международные метрологические организации.

Вложенные файлы: 1 файл

МЕТРОЛОГИЯ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

МЕТРОЛОГИЯ  В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ  В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

8.1. Организационно-правовые  основы метрологии.

8.2. Система  обеспечения единства измерений.

8.3.  Международные  метрологические организации.

8.1. Организационно-правовые  основы метрологии

С началом переходного периода, возникновением рыночных отношений и появлением негосударственных форм собственности возникли противоречия между требованиями к выполнению метрологических работ, бытовавшими при командной централизованной экономике, и требованиями, вытекающими из законов рынка, рыночной экономики.

В этой связи  в апреле 1993 года Верховный Совет  Российской Федерации принял закон "Об обеспечении единства измерений». Закон очень широко трактовал основную цель - защита прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики РФ от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. Подобный подход, предусматривающий защиту экономики , отсутствует в законодательствах многих зарубежных государств. В то же время опыт передовых, индустриально развитых стран наглядно показывает, что обеспечение единства измерений всегда было и остается сферой государственного управления, одной из важнейших государственных функций. Например, в Великобритании эту функцию выполняет Государственный секретарь по торговле и промышленности, он же несет ответственность за деятельность Национальной физической лаборатории (НФЛ), в Германии этими вопросами занимается Министерство экономики и одно из его подразделений - Физико-технический институт; в США -Министерство торговли и промышленности, у которого в подчинении находится Национальный институт эталонов и технологий.

Таким образом, в современных  условиях, когда сохранен значительный удельный вес государственного сектора экономики  России, регулирование  государственными органами вопросов метрологии в производственной сфере остается важным и актуальным .

Государственное управление деятельностью  по обеспечению единства измерений в Российской Федерации находится  в ведении Комитета Российской Федерации  по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в круг компетенции которого входят следующие основные функции:

принятие  правил создания, утверждения и хранения эталонов единиц физических величин;

обеспечение руководства деятельностью Государственной  метрологической службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений;

осуществление государственного метрологического контроля;

принятие  и утверждение нормативных документов по обеспечению единства измерений;

принятие  и утверждение государственных эталонов, находящихся в ведении Госстандарта России;

сертификация  технических устройств как средств  измерении;

организация и координация деятельности государственных  метрологических центров, Государственной  метрологической службы и ее органов, Государственной службы времени и частоты, Государственной службы стандартных образцов, Государственной службы стандартных справочных данных;

аккредитация  государственных центров испытаний  средств измерении;

аккредитация     метрологических     служб     юридических     лиц     на осуществление права проверки средств измерений;

утверждение типа средств измерении;

ведение государственного реестра и т.д.

Закон Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" устанавливает правовые основы обеспечения единства измерений в Федерации, т.е. координирует, регулирует отношения государственных органов управления с юридическими и физическими лицами по вопросам выпуска, проверки, ремонта, продажи и импорта средств измерений.

Следует отметить, что сама организация деятельности по обеспечению единства измерений была изменена: Закон разделил национальную систему измерений на сферу государственного управления и рыночного регулирования. Так, созданная для выполнения работ по обеспечению единства измерений и для осуществления метрологического контроля метрологическая служба, была разделена на государственную метрологическую службу и метрологические службы юридических лиц.

В первую средства измерений входят, подлежащие государственным испытаниям и утверждению и применяемые в сферах государственного метрологического контроля и надзора.

Во  вторую - средства измерений, за которыми не производится государственный надзор. Эта группа средств измерения находится в ведении юридических и физических лиц и применяется ими в установленном порядке. Владельцы этой группы средств измерений сами устанавливают способ осуществления контроля и поддержания средств измерений в рабочем состоянии.

В соответствии с Законом обязательному лицензированию должна подвергаться деятельность по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений, относящаяся к компетенции органов государственного метрологического надзора.

Лицензирование  представляет собой  один из видов государственного метрологического контроля, к которому также относятся утверждение типа средств измерений и поверка средств измерений . Порядок лицензирования утвержден правилами по метрологии 50.2.005-94 "ГСИ. Порядок лицензирования деятельности по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств измерений".

Таким образом, в данном случае, лицензия - это разрешение на осуществление юридическим или физическим лицом деятельности по изготовлению, ремонту, продаже или прокату средств измерения, выдаваемое   органом   Государственной   метрологической   службой   на

закрепленной  за ним территории

Действие   лицензии   распространяется   на   всю   территорию   Российской Федерации. Для получения лицензии на изготовление средства измерений юридические и физические лица должны располагать сертификатом об утверждении типа средства измерении.

     В   свою   очередь,   система   испытаний   и   утверждение   типа   средств

измерении предусматривает:

проведение  испытания средств измерений  с целью утверждения типа;

принятие  решения о выдаче сертификата  об утверждении типа;

проведение     испытании     средств     измерении     на     соответствие утвержденному типу;

утверждение типа средств измерений (результатов  испытаний типа, проведенных соответствующими зарубежными организациями);

информационное  обеспечение органов государственного управления, контроля и надзора, а также потребителей измерительной техники.

Новая программа проведения испытания средств  измерений (для утверждения  типа), помимо определения  объема и методики испытаний, включает положения об их продолжительности, номенклатуре и наборе документов, необходимых для оформления.

В новые правила  включены только испытания  на соответствие утвержденному  типу (без обязательных периодических контрольных  испытаний). Эти испытания  проводятся в случаях, если:

поступила информация от потребителей о несоответствии (ухудшении) качества выпускаемых или импортируемых средств измерений;

вносятся  изменения в конструкцию или  технологию изготовления средств измерений, которые могут повлечь изменения  их нормативных метрологических  характеристик;

истек   срок   действия  сертификата   об   утверждении   типа  средства измерения;

вынесено    соответствующее    решение    Госстандарта    России    при подготовке к запуску в  производство средства измерений.

Аккредитация  государственных  центров испытаний  средств измерений  в Системе испытаний предусматривает признание их официального статуса.

Регистрация средств измерений, типы которых утверждены Госстандартом России, осуществляется в  Государственном  реестре и направлена на:

-ведение учета средств измерении утвержденных типов и создания централизованных фондов информационных данных о средствах измерений;

-организацию учета сертификатов об утверждении типа средств измерений и аттестатов аккредитованных государственных центров испытаний средств измерений;

-осуществление     регистрации     аккредитованных     государственных центров испытаний средств измерений;

-организацию учета типовых программ испытании средств измерении;

информационное  обеспечение юридических и физических лиц.

Закон  Российской  Федерации  "Об обеспечении  единства  измерений" предусматривает осуществление поверки средств измерений (подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору) в следующих случаях :

при выпуске  из производства или после ремонта;

при ввозе  по импорту;

в процессе эксплуатации.

При этом осуществление купли-продажи или выдачи на прокат разрешается только средств измерений, прошедших поверку.

Поверка   средств   измерений   -   это   совокупность   действий   органов  Государственной  метрологической  службы или иных аккредитованных

организации, направленных на определение и подтверждение соответствия средств измерений принятым техническим требованиям и образцам.

Средства  измерений подлежат:

первичной;

периодической;

внеочередной;

инспекционной;

экспертной  поверке.

Первичная поверка обязательна для всех средств измерений утвержденных типов при выпуске из производства, окончания ремонта и при ввозе по импорту. Однако, если имеется соответствующее соглашение, заключенное Госстандартом России с зарубежными странами о признании результатов поверки,   проведенной    в   них,   в   этом   случае   первичная   поверка   не осуществляется.

Периодическая поверка проходит через определенные интервалы. Ее объект - средства измерений, находящиеся в эксплуатации или на хранении. Первый межпроверочный интервал фиксируется при утверждении типа. Результаты периодической поверки действительны в течение межповерочного срока, продолжительность которых корректируется органами государственной метрологической службы по согласованию с метрологической службой юридического лица.

Государственный метрологический  надзор направлен на достижение основной цели Закона - защиту интересов государства и его граждан от отрицательных последствий, вызванных неправильными результатами измерений.

При этом следует  учитывать, что степень действенности закона в любой сфере определяется эффективностью надзора за его осуществлением.

В нашей стране выполнение функций государственного метрологического надзора возложено  на органы Государственной метрологической  службы, осуществляющей следующие виды надзора :

1.   Надзор   за   состоянием   и   применением   средств   измерений,   методик  выполнения измерений, соблюдением  метрологических правил и норм.

2. Надзор  за количеством товаров, отчуждаемых  при совершении торговых операций.

3. Надзор за количеством фасованных товаров.

Первый     вид     надзора    является    наиболее    традиционным.    Он    не предусматривает существенной перестройки в работе как государственных инспекторов, осуществляющих проверки, так и персонала организации и предприятий. В настоящее время основные изменения сводятся к необходимости каждым предприятием составить перечень средств измерений, относящихся к сфере распространения государственного метрологического контроля, и предоставить его в установленные сроки для организации поверки. При этом методики выполнения измерений, использующие средства измерений, вошедшие в список, также являются объектами государственного метрологического надзора за аттестованными методиками выполнения измерений. ПР 50.2.002-94 "ГСИ. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм".

Информация о работе Метрология в управлении качеством в России и за рубежом