Микроскопическое исследование волокн ткани

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:10, доклад

Краткое описание

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ
Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.
Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.
Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Вложенные файлы: 1 файл

Право.docx

— 25.63 Кб (Скачать файл)

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ОТРАСЛЬ НАУКИ

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты.

Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные  общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и  гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как  наука. Наука конституционного права  – совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права  и его историческом развитии в  России.

Наука конституционного права  – самостоятельная наука. У нее  есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря  чему она и выделяется в самостоятельную  науку.

Предмет изучения науки конституционного права: 1) сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники; 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права; 3) практика реализации норм данной отрасли; 4) история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

Методы науки конституционного права: 1) исторический; 2) сравнительно-правовой; 3) системный; 4) статистический; 5) конкретно-социологический и др.

Конституционное право РФ тесно связано с другими отраслями  российского права. Оно является основой всей системы права РФ. Связь с уголовным правом РФ выражается в том, что именно Конституция  РФ содержит нормы о правах человека и гражданина, принципы защиты естественных прав человека, основы гуманизации уголовного права.

Гражданское право не менее  тесно связано с конституционным, так как в Конституции РФ закрепляется право частной собственности, которое  является основным для гражданских  правоотношений.

Конституционное право России связано и с другими отраслями  права РФ: с трудовым – в Конституции  закреплено право граждан на труд и отдых, основные гарантии безопасности и оплаты труда; с административным – конституционные нормы устанавливают  компетенцию высших федеральных  органов власти и принципы деятельности всех других органов; с экологическим – Конституция содержит положение о всеобщем праве на экологически чистые условия жизни и т. д.

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения  возникают во всех сферах жизнедеятельности  общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной  власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами  Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения  возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они  не зависят от воли субъекта, а изменение  или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они  являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и  прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных  правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в  них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права  и обязанности).

В зависимости от сферы  возникновения конституционных  правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением  конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя  РФ; 3) регулированием правового статуса  личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние  права и обязанности субъектов  конституционных правоотношений. При  этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому  конституционные отношения имеют  структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов  конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования  на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА  РФ

Источник права (в широком смысле слова) – совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы морали и правосознания.

Источник права (в узком смысле) – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

Источник конституционного права  РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России: 1) международные акты, например Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.); 2) Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.; 3) федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.);

б) ФКЗ от 17 декабря 1997 г. 2-ФКЗ  «О Правительстве Российской Федерации»

4) внутригосударственные  договоры 

5) федеральные законы

6) законы РФ

7) законы бывшего СССР  и РСФСР в части, не противоречащей  Конституции РФ; 7) указы Президента  РФ:

8) постановления Правительства  РФ, например постановление Правительства

9) решения и постановления  Конституционного Суда РФ и  Верховного Суда РФ

Особенности норм конституционного права

Нормы конституционного права, как и другие правовые нормы, —  это общеобязательные правила, установленные  главным образом нормативными правовыми  актами (законами, указами и др.) и  обеспечиваемые государственным принуждением. Лишь в сравнительно редких случаях такие нормы создаются иначе — путем судебного прецедента, конституционного обычая — или не обеспечиваются судебной защитой (тот же конституционный обычай, социально-экономические права личности в некоторых странах. Большинство норм конституционного права, будучи тесно связанными с властеотношениями, имеют предписывающий, запрещающий, обязывающий характер. Они повелевают лишь определенное поведение (нормы-веления), как это имеет место в цитированных выше статьях. Реже используются нормы-дозволения (они широко применяются и являются основными лишь при регулировании основ правового статуса личности). В целом в конституционном праве доминируют отношения субординации (подчинения), отношения же координации (согласования) применяются реже. Тем не менее в конституционном праве есть и диспозитивные нормы.

 Названные выше нормы  — это нормы-правила. При возникновении  соответствующих юридических фактов  — событий, состояний, действий (в нашем примере это факт  голосования в парламенте по  вопросу о доверии) эти нормы  порождают соответствующие правоотношения (в нашем примере между парламентом,  правительством, президентом).

 В конституционном  праве много и норм-принципов,  реализация которых имеет опосредованный  характер. Они получают свое развитие  и наполняются конкретным содержанием  в других статьях конституции,  в актах иных отраслей права,  в деятельности органов государства. 

 Структура норм конституционного  права тоже имеет свои особенности.  Санкции в нормах конституционного  права встречаются редко (они  обычно названы в актах других  отраслей права), а если и имеются,  то обычно носят политический  характер: отставка правительства,  отрешение от должности президента  и т.д. Уголовная ответственность  может быть предусмотрена лишь  за определенные преступления  и формулируется в самом общем  виде (например, за государственную  измену или взяточничество президента), но наступает она лишь после  отрешения от должности и, как  и для обычного гражданина, по  нормам уголовного права. Гражданская  ответственность высших должностных  лиц за нанесение ущерба гражданам  в результате незаконных действий  при исполнении служебных обязанностей  тоже может быть предусмотрена  конституцией, но наступает она  по нормам гражданского права.  Что касается гипотезы (условия  применения нормы), то она также  редко имеет словесное выражение  в актах конституционного права  и обычно подразумевается или  формулируется косвенным образом.

2. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА, ВНЕСЕНИЯ  ПОПРАВОК И ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ  РФ 

Конституция РФ является постоянно  действующей, однако современная жизнь  подвижна, в результате чего может  возникнуть необходимость внесения поправок и изменений в конституционные нормы.

Конституция РФ 1993 г. относится  к смешанным конституциям, поэтому  порядок ее принятия, пересмотра и  внесения в нее поправок различен в зависимости от изменяемой главы  или статьи. Например, упрощенный порядок  внесения поправки предусмотрен только для ст. 65, в которой устанавливается  субъектный состав РФ. Процедуры изменения  той или иной части Конституции  РФ установлены в гл. 9 Конституции  РФ. Изменение Конституции может  быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции. В зависимости  от этого дифференцируется процедура  внесения соответствующих изменений.

Конституция РФ может быть пересмотрена (по сути это принятие нового текста Конституции РФ) только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции. Если же проект, подготовленный конституционной комиссией, не получил на заседании Конституционного Собрания необходимого числа голосов в свою поддержку, он не может быть вынесен на референдум. Согласно ст. 135 Конституции РФ такая процедура изменения предусмотрена для гл. 1, 2, 9, где закреплены основы конституционного строя России, права и свободы личности и порядок принятия, изменения и внесения поправок в Конституцию.

Проведение референдума  по проекту Конституции является достаточно трудоемким процессом, именно поэтому процедура изменения  Конституции названа усложненной, однако именно референдум обеспечивает право народа на самостоятельный  выбор конституционного строя страны.

Часть конституционных норм может быть изменена путем издания  Федеральным Собранием РФ федеральных  законов о внесении изменений  в статьи Конституции РФ.

Предложение о внесения поправок в Конституцию РФ могут внести следующие субъекты (ст. 134 Конституции  РФ): 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации  либо его группа численностью не менее 1/5 его членов; 3) Государственная  Дума либо ее группа численностью не менее 1/5 ее депутатов; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов Федерации.

В этом случае поправки к  Конституции должны быть одобрены не менее 3/4 голосов от общего числа  членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов  Государственной Думы. В таком  порядке вносятся изменения в  гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены  организации государственной власти (порядок формирования и компетенция  органов власти), поэтому не затрагивают  первооснов конституционного строя  России.

Изменения в Конституцию  могут быть внесены только в отношении  ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании  федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или  образовании нового субъекта в ее составе. В настоящее время таким образом внесены изменения в ст. 65 в связи с изменением наименований субъектов РФ: Республики Ингушетии и Алании.

3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ  РФ 

Конституционный строй (в узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле) – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Информация о работе Микроскопическое исследование волокн ткани