Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 20:09, реферат
Мороженое - сладкий освежающий продукт, получаемый путем взбивания и замораживания молочных или фруктово-ягодных смесей с сахаром и стабилизаторами, а для некоторых видов - с добавлением вкусовых и ароматических наполнителей.
Исходя из того, каким способом было приготовлено мороженное, его делят на три вида: домашнее, мягкое и закаленное.
1. Характеристика товара: мороженое
Мороженое - сладкий освежающий продукт, получаемый путем взбивания и замораживания молочных или фруктово-ягодных смесей с сахаром и стабилизаторами, а для некоторых видов - с добавлением вкусовых и ароматических наполнителей.
Исходя из того, каким способом было приготовлено мороженное, его делят на три вида: домашнее, мягкое и закаленное.
Закаленного мороженного выпускают в производственных масштабах. Оно классифицируется по виду фасовки, наполнителю и составу. Его могут готовить как без наполнителей (пломбир), так и с вкусовыми добавками (мороженое с шоколадом, джемом, фруктами).
Мягкое мороженое производят предприятия общественного питания. Оно предназначено для употребления сразу после выхода из фризера. Срок годности такого продукта значительно меньше, чем закаленного.
Домашнее мороженое готовят с использованием компрессионных холодильных шкафов и морозильников.
Существуют любительские и основные виды мороженого. Основные делятся на: сливочное, пломбир, молочное, ароматическое и плодово-ягодное. Их выпускают в гораздо больших количествах, чем любительское.
Любительское мороженое различают по продуктам, из которых его вырабатывают. Существует мороженое, приготовленное на овощной ил плодово-ягодной основе, молочной. Поскольку закаленное мороженное предназначено для длительного хранения, его делят на виды по способу фасовки. Оно может быть весовым, мелкофасованным и крупнофасованным.
Для мороженого характерна высокая пищевая ценность и хорошая усвояемость организмом человека. В этом продукте, выработанном на молочной основе, содержатся молочный жир, белки, углеводы, минеральные вещества, витамины A, группы B, D, E, P.
В мороженом, в состав которого входят плоды или ягоды, богатые витамином C, содержится значительное количество этого витамина.
Молочный жир, как известно, по сравнению с другими пищевыми жирами является наиболее ценным. Он отличается приятным вкусом, высокой усвояемостью, уникален по составу, включающему несколько десятков жирных кислот, в том числе незаменимых. В рецептуры некоторых видов мороженого входят также растительные жиры (как самостоятельно, так и в сочетании с молочным жиром), полезные для организма человека.
В мороженом молочный жир находится в виде мельчайших жировых шариков, окруженных липопротеиновыми оболочками. Белки оболочек жировых шариков отличаются повышенным содержанием таких незаменимых аминокислот, как аргинин, фенилаланин и треотин. Благодаря тонкодисперсному состоянию жира облегчается его усвояемость, что увеличивает пищевую ценность мороженого. Белки в мороженом на молочной основе представлены в основном казеином; сывороточные белки - альбумин и глобулин - частично коагулируют при пастеризации смесей мороженого. Кроме этих белков, как уже указывалось, в мороженом находятся белки оболочек жировых шариков. Белки мороженого являются полноценными белками и усваиваются лучше других пищевых белков.
Углеводы в мороженом представлены сахарозой и молочным сахаром (лактозой). В мороженом, содержащем фруктовое сырье, обычно присутствуют и простые сахара - глюкоза и фруктоза. Углеводы являются существенными источниками энергии для организма человека.
Мороженое содержит такие важные минеральные вещества, как натрий, калий, кальций, фосфор, магний, железо и многие другие.
В среднем энергетическая ценность молочных и фруктовых видов мороженого составляет 560,7 - 616,2 кДж/кг, сливочного - до 836,0 кДж/кг, пломбира - до 1010 кДж/кг. Содержание углеводов в мороженом составляет от 14 до 25%, жира - 3,5 - 15%, белков - 3,5 - 4,5%, минеральных веществ - до 0,7%. Мороженое усваивается организмом на 95 - 98%
2. Характеристика мирового и украинского рынков мороженого
Мороженое – явно выраженный сезонный продукт. Его потребление и производство растет в теплые и жаркие месяцы года (начиная с мая и по август-сентябрь). А в холодный период - потребление снижается, и производственные мощности работают лишь на 10%.
При покупке мороженого, потребители, прежде всего, обращают внимание на вкус мороженого и его цену, и, меньше всего - на вес и имя завода-производителя мороженого.
Мировой рынок мороженого является одним из самых насыщенных с точки зрения числа операторов. В большинстве стран он характеризуется наличием многочисленных мелких производителей. Например, в Италии на крупные предприятия приходится всего 50% объемов производства. Но есть на мировом рынке и компании-гиганты (Unilever, Nestle), которые контролируют около 34% всего мирового рынка мороженого.
Уже не первый
год лидирующую позицию в мире по объему
производства и потребления мороженого
занимает североамериканский рынок. В
то же время Юго-Восточный регион стремительно
развивается, и не исключено, что он догонит
позиции Америки. На западноевропейском
рынке лидер — Германия, которая улучшает
свои позиции, а в Восточной Европе первое
место занимает Россия.
Общей тенденцией мирового развития отрасли
является увеличение популярности мороженого
в семейной упаковке. Мороженое перестало
быть исключительным десертом по выходным
дням, его все больше начинают потреблять
дома как десерт, вместо пирожных и тортов.
Также мировое производство мороженого
все больше подчиняется стремлению потребителей
к здоровому питанию, в связи с чем производители
расширяют ассортимент мороженого с низким
содержанием жиров и углеводов, особенно
сахара. Лидером по диетическому ассортименту
мороженого является Северная Америка,
где выпускают мороженое с содержанием
жира 1,5%, а также мороженое соевое.
В Америке рынок мороженого ориентирован
в основном на детей, хотя последние новинки
ориентированы на взрослых. Розничная
продажа новых видов мороженого увеличилась
до 2 млрд долл. на протяжении года, особенно
мороженого диетического — низкокалорийного,
нежирного.
Продажи мороженого в мире
в 2008-2012 гг. увеличились и составили
12 млн. т в 2012 г. Максимальный прирост
показателя пришелся на 2011 г. Более
50% от общемирового объема продаж
мороженого приходится на США.
В тройку мировых лидеров по уровню
продаж на душу населения с 2008 г по 2012 г.
входили США, Финляндия и Швеция.
Наибольшую часть
потребляемого в мире мороженого составляет
продукция собственного производства.
США является мировым лидером по потреблению
мороженого: на 1 человека приходится около
10,3 кг/год, на втором месте – Австралия
со среднедушевым потреблением мороженого
10,2 кг в год. В 2008-2012 гг. производство мороженого
в мире увеличивалось и в 2012 г достигло
12,5 млн. т. Ведущим мировым производителем
мороженого в этот период были США.
Игроков на отечественном рынке мороженого достаточно много, что задает высокую конкуренцию. Однако большую половину всей выпускаемой продукции (около 60% всего рынка) производят пять украинских компаний.
Главные производители мороженого в Украине:
Наибольшей популярностью в Украине пользуется мелкофасованное мороженое, особенно - мороженое в вафельных стаканчиках. На втором месте по популярности − весовое мороженое в упаковке от 0,5 до 2 кг. Весовое мороженое без добавок чаще всего покупают семейные люди. Крупнофасованное мороженое люди чаще всего покупают на какой-либо праздник (на день рождения).
Украинцы больше всего любят пломбир, молочное и сливочное мороженое, как в натуральном виде, так и с различными вкусовыми добавками (шоколадное, фруктовое, карамельное).
Главной проблемой
на украинском рынке мороженого невысокая
платежеспособность жителей Украины. Среднестатистический
Но есть и позитивные новости, на украинском рынке намечается тенденция роста потребления мороженого среднего и высокого ценовых сегментов. Это объясняется тем, что украинцы стали больше обращать внимание на качество и натуральность продукции. Таким образом, украинский рынок мороженого имеет перспективы на светлое будущее. Более того, помимо полного насыщения внутреннего рынка, отечественным предприятиям-производителям мороженого стоит активно наращивать обороты экспорта продукции.
3. Международная торговля
Импорт мороженого в мире в 2008-2012 гг. вырос и в 2012 г составил 1052,5 тыс. т. На протяжении пяти лет показатель демонстрировал положительную динамику роста, за исключением 2012 г.
В 2008-2012 гг. стоимостный объем импорта мороженого в мире также увеличился с 2,9 млрд. долл. в 2008 г до 3,2 млрд. долл. в 2012 г. За пять лет прирост показателя составил 8,3%. Снижение стоимостного объема импорта отмечено только в 2009 г – на 5,2% относительно предыдущего года. В 2010-2012 гг. показатель рос на 0,4-8,7% в год. По прогнозам, в 2013-2017 гг. стоимостный объем мирового импорта мороженого будет увеличиваться в среднем на 7,7% ежегодно и в 2017 г составит 4624,9 млн. долл.
Крупнейшими в мире импортерами мороженого стали Великобритания, Франция и Германия. По оценкам, в 2013-2017 гг. импорт мороженого в мире будет расти в среднем на 3% в год.
Мировой экспорт мороженого в 2008-2012 гг.
вырос и в 2012 г достиг 1062,5 тыс. т. Снижение
объема экспортных поставок в этот период
отмечено лишь в 2011 г. Основными экспортерами
мороженого в мире в 2008-2012 гг. были Германия,
Бельгия и Франция.
На украинском рынке мороженого 99% продукции поставляется отечественными производителями. То есть, импорт весьма незначителен. Но динамика отечественного производства весьма неоднозначна, так как за период с 2007 г. по 2012 г. наблюдался как рост производства, так и его спады. Так, в 2011 г. производство мороженого уменьшилось на 13,4 тыс.тонн или на 11,7%, а в 2012 г. увеличилось на 7,6 тыс. тонн или 7,5%. По прогнозам экспертов, в ближайшие несколько лет будет наблюдаться дальнейший рост украинского рынка мороженого.
Летом 2010 г. производители мороженого нарастили продажи, но достичь докризисных показателей им все же не удалось. После роста в 2010 г. последовал спад, и в 2011 г. объемы производства демонстрировали наиболее низкие показатели за последние 5 лет.
В период кризиса падение продаж у ведущих производителей составило 20-30% в натуральном выражении. Некоторые крупные производители молочной продукции, для которых мороженое не являлось основным направлением, предпочли и вовсе избавиться от непрофильных активов.
Показатели в денежном выражении более однозначны. Объем товарооборота демонстрирует стабильный рост. Это свидетельствует об удорожании продукции. Также рост денежного объема продаж говорит об увеличении доли мороженого более высокого ценового сегмента.
Что касается импорта, динамика за последние 5 лет показывает постоянное снижение его объемов. Это связано с тем, что на импорт мороженого наложена высокая пошлина и ввозить сладкий продукт в Украину очень не выгодно.
Основные импортеры мороженого в Украину — это крупные европейские корпорации Nestle и Mars. Ведущие страны-импортеры: Франция, Россия, Беларусь и Германия. Поскольку доля импорта на рынке менее 1%, ввозимая продукция не имеет существенного влияния на рынок.
Динамика экспорта мороженого из Украины имеет положительную тенденцию. Объемы экспорта растут с каждым годом: в 2011 г. экспорт увеличился на 0,2 тыс. тонн или на 10% по сравнению с предыдущим годом, а в 2012 г. увеличился на 12% и составил 2,7 тыс. тонн.
В основном мороженое экспортируется в страны СНГ (Молдова, Россия, Казахстан, Азербайджан), в страны Азии (Израиль, Грузия) и в Европу (Германия, Литва). Главные страны-экспортеры — это Молдова, Россия и Израиль.
В дальнейшем экспорт мороженого будет развиваться, и приоритетным будет именно вектор развития экспорта в страны ближнего зарубежья, где украинская продукция сможет конкурировать с локальными производителями. Причиной является сложность перевозки из-за особенностей продукции.
Компания «Ласунка». Работает на украинском рынке с 1997 г., являясь одним из лидеров среди производителей мороженого. Мороженое под торговой маркой «Ласунка»отличается широким ассортиментом (более 100 видов), отличным вкусом, высоким качеством и доступной ценой. За что компания неоднократно была вознаграждена на различных международных выставках.
Компания «Ласка». Работает с 2000 г. и входит в тройку ключевых игроков на украинском рынке мороженого.Мороженое торговой марки «Ласка» также имеет широкий ассортимент и выпускается в различном виде: мороженое в вафельном стаканчике, эскимо, рожок, мороженое с комбинацией пломбира и плодово−ягодного сорбета, брикеты, весовое, мороженое в ведерках и мороженое-торт.
ПАО «Житомирский маслозавод». В 2012 г. выпуск мороженого данной компании увеличился на 17,5% по сравнению с 2011 г., что позволило производителю охватить 25% всего рынка мороженого в Украине.
Предприятие выпускает мороженое с широким ассортиментом под торговой маркой «Рудь»: эскимо, рожки, фруктовый лед, мороженое в вафельных и пластиковых стаканчиках, брикеты, весовое, торты, десерты, мороженое в ведрах.
4. Ценовая политика на рынке мороженого
С 2008 г. по 2012 г. по наибольшей цене мороженое импортировали в Украину, в Таиланд, в Россию и Японию. Наименьшей ценой отличались поставки в Чили.
Заключение
В ближайшие годы эксперты не ожидают существенных изменений на рынке: по-прежнему основную долю рынка будут удерживать отечественные производители, однако ожидается некоторое увеличение доли рынка мороженого импортного производства. Быстрых темпов роста рынка не ожидается: по прогнозам операторов рынка, он вряд ли будет расти быстрее, чем на 10% в год при самой благоприятной ситуации. При этом прогнозируется рост цен на мороженое на уровне 15-25%, связанный с повышением стоимости сырья и роста цен на энергоносители.
В деятельности производителей ожидаются следующие изменения: