Оборот розничной торговли и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 07:20, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы рассмотреть основные понятия и термины планирования, сущность, цели и функции, производственные понятия по планированию оборота розничной торговли.
Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
исследование теоретических основ, раскрывающих понятие экономической характеристики оборота розничной торговли;
выявление показателей оборота розничной торговли, их характеристика и балансовая увязка;

Содержание

Введение
1. Сущность и экономическое содержание оборота розничной торговли
2. Прогнозирование оборота розничной торговли по Сергиевскому райпотребсоюзу
2.1 Краткая характеристика экономики района и деятельности Сергиевского райпотребсоюза
2.2 Анализ тенденций развития оборота розничной торговли Сергиевского райпотребсоюза
2.3 Прогнозирование оборота розничной торговли по торговле Сергиевского райпотребсоюза
3. Основные направления повышения конкурентоспособности, увеличения оборота розничной торговли Сергиевского райпотребсоюза в условиях нестабильной экономики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВЫЕ.docx

— 65.76 Кб (Скачать файл)

В запасах товаров вложена значительная сумма оборотного капитала. Поэтому для повышения эффективности его использования важно создавать обоснованные размеры товарных запасов, соблюдая необходимые пропорции между их объемом и товарооборотом.

Резкое уменьшение товарных запасов не дает возможности торговому предприятию оперативно реагировать на изменения спроса. В рыночных условиях отдельные предприниматели могут извлечь из создавшегося положения (наличия неудовлетворенного спроса) выгоду путем повышения цены. Однако, как правило, недостаток запасов влечет за собой снижение суммы реализации товаров, "потерю" покупателей, и влияет на конкурентоспособность торгового предприятия (магазина).

Чрезмерные запасы влияют на качество товаров, требуют для их скорейшей реализации, снижения цен. Они отвлекают дополнительные оборотные средства, замедляя их оборачиваемость, увеличивают расходы по оплате процентов за кредиты. В итоге ухудшается платежеспособность и финансовое состояние потребительского общества.

Следовательно, одна из сложнейших задач экономической и коммерческой служб, предпринимательской деятельности поддержание запасов в нормальном состоянии, исходя из нормальных изменений спроса. При этом не надо учитывать случайные изменения спроса, ажиотажный спрос и т.д. Немаловажную роль для решения этой задачи играют опыт предпринимателей, их квалификация и интуиция, умение предвидеть поведение покупателей.

Для характеристики состояния товарных запасов используются следующие показатели:

Уровень запасов, отражающий обеспеченность торговой сети товарами на определенную дату. Он рассчитывается как отношение суммы запаса к однодневному обороту предстоящего периода.

Пример. Запасы товаров по универсальному магазину на 1 июля составили 24 млн. руб. Товарооборот на III квартал намечен в сумме 45 млн. руб.

Однодневный оборот равен 0,5 млн. руб. (45 млн. руб. 90 дней), а запас на 1 июля составляет 48 дней (24 млн. руб.: 0,5 млн. руб.). Это значит, что имеющиеся в магазине запасы обеспечивают предстоящий в III квартале товарооборот в течение 48 дней (если предположить что они будут полностью реализованы и нового поступления товаров не будет).

Организация и частота завоза товаров. Чем чаще поступают товары в магазин, тем с меньшими запасами можно осуществлять торговое дело и наоборот. Эта частота зависит от местонахождения, транспортных условий, объема товарооборота магазина. Чем ближе расположены производственные предприятия и оптовые базы к районам потребления, тем чаще магазины могут завезти тот или иной товар, тем меньше времени и средств затрачивается на их доставку. Предпринимателям и коммерсантам приходится постоянно решать задачу выбора партнеров для заключения контрактов на закупку товаров.

Налаживание непосредственных связей с производственными предприятиями приносит определенный эффект: можно влиять на ассортимент, выпускаемой продукции, обойтись без посредников, а значит, без дополнительных надбавок к цене, идущих в пользу каждого посреднику. Все это позволяет торговому предприятию продавать товары дешевле по сравнению с теми конкурентами, которые пользуются услуга ми Посредников. Вместе с тем такие прямые связи нередко связаны с необходимостью увеличить количество одновременно закупаемых товаров (дальность перевозок, специализация производственных предприятий и т.п.), что ведет к росту запасов.

При закупке товаров на оптовых базах, которые, как правило, приближены к розничной торговой сети и занимаются оптовой торговлей широким ассортиментом товаров, создаются условия для увеличения периодичности завоза товаров и уменьшения их запасов.

Следовательно, необходим комплексный экономический расчет выгодности выбора отдельных поставщиков. При этом целесообразно в совокупности учесть: транспортные расходы, договорную цену, затраты на содержание запасов и в конечном итоге прибыль от реализации товаров.

В зависимости от поставленных задач прогнозирование оборота розничной торговли может быть произведено по отдельным товарам (мед, сыр, молоко, апельсины, телевизоры, видеомагнитофоны, холодильники, швейные машины, кирпичи и др.), по группам товаров (кондитерские изделия, кожаная обувь, шерстяные ткани и белье, строительные материалы и т.п.), по товарным комплексам (мясопродукты, алкогольные напитки, бакалейные товары, ткани, обувь и др.).

Может быть рекомендована аналитическая таблица (табл.2).

Данные таблицы дают информацию для следующих аналитических суждений:

1. Повышение цен оказало  значительное влияние на изменение  структуры розничного товарооборота. В новых условиях население  вынуждено большую долю средств  расходовать на покупку продуктов  питания. Это привело к увеличению  удельного веса продовольствия  в товарообороте на 2,9 пункта (62,3% - 59,4%), соответственно снизилась  доля непродовольственных товаров.

Таблица 2. Розничный оборот торговой сети потребительского общества по товарным группам за год (в млн. руб.)

Товарная группа

Предшествующий год

Отчетный год

Индекс цен

Оборот отчетного года в сопоставимых ценах (кол.4: кол.5)

Динамика в сопоставимых ценах (кол.4: кол.5)

Сахар

35,7

10,2

94,1

8,9

2,8

33,6

94,1

Кондитерские изделия

29,3

8,4

89,9

8,5

3,3

27,2

93,0

Хлеб и хлебобулочные изделия

42,2

12,1

112,4

10,6

2,5

45,0

106,6

Макаронные изделия и т.д.

4,6

1,3

12,7

1,2

2,6

4,9

107,3

Итого продовольственных товаров

207,1

59,4

658,6

62,3

2,8

235,2

113,6

Ткани

4,2

1,2

13,7

1,3

2,7

5,1

121,4

Одежда и белье

23,7

6,8

69,9

6,6

3,0

23,2

97,9

Обувь

13,6

3,9

44,4

4,2

3,2

13,9

102,2

Парфюмерно-косметические товары

4,2

1,2

10,6

1,0

3,7

2,9

69,0

Мыло и синтетические моющие средства

2,5

0,7

6,5

0,6

2,6

2,5

100,0

Итого непродовольственных товаров

141,5

6,5

398,6

37,7

3,4

117,0

82,7

Всего

348,6

100,0

1057,2

100,0

3,0

352,2

101,1


 

2. Под влиянием повышения  цеп сложилась и динамика объема  реализации отдельных товаров  в сопоставимых ценах. В условиях  снижения покупательной способности  воз росла, в частности, продажа  хлеба, макаронных изделий, тканей  и снизилась реализация сахара, кондитерских изделий, одежды, парфюмерии. Объем оборота по продаже моющих  средств не изменился, что вполне  естественно, учитывая их назначение.

3. Индекс цен на отдельные  товары различается: в большем  размере возросли цены на непродовольственные  товары (индекс 3,4), в меньшем-на продукты  питания (индекс 2,8). Этим объясняется  уменьшение в отчетном году  по сравнению с предшествующим  годом удельных весов хлеба  и макаронных изделий в товарообороте  при относительно высокой темпе  роста объема их реализации.

4. При формировании рыночной  стратегии и заключении контрактов  на закупку отдельных товаров  в предстоящем периоде должны  быть учтены прогнозируемые показатели  изменения цен, оказывающие значительное  влияние на структуру товарооборота.

 

3. Основные направления  повышения конкурентоспособности, увеличения оборота розничной  торговли Сергиевского райпотребсоюза  в условиях нестабильной экономики

Для увеличения оборота розничной торговли необходимо привлекать долгосрочные заемные средства. Нужно также провести анализ основных средств предприятие с целью выявления зданий, сооружений, оборудования, которые могут быть реализованы или сданы в аренду. Это позволит провести дополнительные финансовые вливания в процесс производства.

Также необходимо провести анализ запасов предприятия, их величина ежегодно снижалась. Наиболее безрисковым способом, пополнения источников формирования запасов, следует признать увеличение реального собственного капитала за счет накопления нераспределенной прибыли или за счет распределения прибыли после налогообложения в фонды накопления, при условии роста части этих фондов, не вложенной во внеоборотные активы.

Другим способом увеличения оборота розничной торговли является увеличение размера заемных источников средств через привлечение долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. При этом основные фонды, учитывая их величину, могут быть использованы в качестве залога по кредиту. Для повышения финансовой устойчивости предприятия нужно увеличить собственный капитал, снизить внеоборотные активы (продажа основных средств) и сократить величину запасов до оптимального уровня.

Сократить дебиторскую задолженность, требовать предоплату за изготовленную продукцию и произведенные услуги, подать иски в суд для возврата дебиторской задолженности.

Произвести сокращения в штате работников. Оставить тех чье образование соответствует выполняемой ими работе, у кого высокая производительность труда.

Обеспечить покрытие собственными оборотными средствами материальные запасы предприятия.

Для этого нужно увеличить собственные источники средств или снизить внеоборотные активы за счет продажи или сдачи в аренду основных средств, можно уменьшить запасы предприятия продав их на сторону, чтобы не привлекать дополнительные средства со стороны.

Повысить рентабельность продукции. Для этого нужно увеличить прибыль от реализации продукции и снизить себестоимость продукции. Прибыль от реализации можно увеличить путем повышения цен на производимую продукцию и увеличения объема реализации. Себестоимость можно снизить путем сокращения затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, топлива, за счет боле полного использования производственных мощностей.

Одним из важных преимуществ потребительской кооперации (ПК) считается возможность ее выступление на п/е в качестве целостной системы, способной закупать крупные партии товаров и тем самым влиять на качество, ассортимент и, что особенно важно, на уровень цен. Но для этого нужно иметь сильное оптовое звено.

Целесообразно создать для осуществления транспортно-складских операций специальную компанию (НО), учредителями которой выступят кооперативные организации ПК. Основной бизнес - идея этой партнерской коммерческой организации закупка, складирование и распределение товаров на условиях, выгодных организациям-учредителям. Использование специальных компьютерных систем, отслеживающих наличие товаров в торговой сети, позволит в автоматическом режиме пополнять магазин товарами в необходимом ассортименте.

Магазины-склады, обслуживающие ряд далеко расположенных друг от друга пунктов, позволят поддерживать оптимальный ассортимент, сокращать затраты на хранение товарных запасов.

В сфере торговли рекомендуются нижеперечисленные мероприятия:

анализ рынка (объем доходов населения; динамика состава, перспектива развития инфраструктуры района деятельности предприятий ПК);

принципиально новое торговое оборудование, в т. ч. изготовленное отечественными производителями (кассовые терминалы, складской учет);

внедрение АСУ т/движением (программа 1: С Предприятие”) “Торговля и склад”;

прямая прибыльность каждого товара;

дополнительные услуги населению (в т. ч. нетрадиционные).

Нетрадиционные услуги:

организация торговли медикаментами и лекарственными препаратами;

выдача пенсий пенсионерам - (акционерам) из выручки сельских магазинов;

работа магазинов на основе терминалов и магнитных карточек для привлечения покупателей;

бонусы, зависящие от объема покупок;

займы у населения, акционеров для предприятий ПК.

В производстве необходимы следующие меры:

источники сырья и сбыта;

стимулирование развития подсобных хозяйств;

рациональное использование тары и упаковки;

цен по утилизации тары;

центр по производству упаковки.

В настоящее время перед потребительской кооперацией стоит задача сохранить созданную систему, не разориться, создать основы будущего существования и добиться эффективности хозяйствования. Изменяющаяся экономическая ситуация в стране и республике обусловила реформирование потребительской кооперации. Процесс реформирования представляет сложный и многогранный комплекс мероприятий. Как составную часть реформирования кооперативных организаций можно рассматривать коммерциализацию их деятельности. Условия хозяйствования потребительской кооперации определяют преимущественно экономическую направленность процесса коммерциализации в данной системе. Здесь не возникает проблемы смены собственности, а задача состоит в переводе предприятий на рыночные методы хозяйствования.

Получение максимума прибыли предприятиями потребительской кооперации при минимуме издержек обращения и достижение уровня рентабельности, обеспечивающего текущую и перспективную деятельность потребительских обществ и их союзов, предопределяют использование такого метода, как коммерческий расчет. Как категория рыночной экономики он представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат (издержек обращения) и результатов деятельности потребительских обществ, их союзов, а также отдельных предприятий потребительской кооперации.

Необходимо отметить, что коммерческий расчет базируется на рыночных элементах: частной собственности, свободе предпринимательства, личном интересе, конкуренции, свободном ценообразовании. Реализацию этих принципов можно рассматривать с позиции переоценки всех сторон деятельности потребительского общества (отдельного торгового предприятия) с целью оптимизации издержек обращения и получения максимальной прибыли.

 

Заключение

Для эффективной работы любого предприятия, в том числе и Сергиевского райпо, необходимо разрабатывать систему мероприятий с чётко продуманными и проанализируемыми предложениями. Если посмотреть на показатели эффективности деятельности райпо в прошлом, примерно так лет 10 назад, то можно твёрдо сказать, что Сергиевского райпо работало очень эффективно. Об этом свидетельствуют низкие показатели суммы и уровня издержек обращения, которые полностью покрывались валовым доходом, и высокие показатели финансового результата, который показывал прибыль, а не убыток как в настоящее время. Поэтому эти показатели являются эталоном деятельности райпо, к которым нужно непрекословно стремиться.

Информация о работе Оборот розничной торговли и перспективы ее развития