Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 21:53, курсовая работа
При этом под покупателем принимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а под продавцом - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу товаров по договору розничной купли-продажи.
- автомототранспортными средствами
- другие виды розничной торговли.
Лицензирование в сфере торговли, общественного питания и бытового
обслуживания населения предусмотрено Инструктивным письмом Комитета торговли
и продовольствия мэрии Санкт-Петербурга от 28 апреля 1994 г. N 01к-250.
Выдача лицензий на право торговли автомототранспортными средствами
производится при наличии торгового места, обеспечивающего соблюдение
утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.94 N 109 Правил
торговли этими товарами. Работа по выдаче лицензий возложена на Комитет
торговли и продовольствия мэрии и на районные администрации.
Районные администрации выдают:
1. Лицензии на право розничной
торговли винно-водочными
юридическим и физическим лицам (решение малого Совета Горсовета от 31.07.92 N
255);
2. Лицензии на право розничной торговли подакцизными товарами (распоряжение
мэра от 13.08.93 N 644-р):
- спиртом этиловым и табачными
изделиями юридическим и
- изделиями из натуральной кожи, одеждой и головными уборами из натурального
меха, изделиями из хрусталя, коврами и ковровыми изделиями физическим лицам;
3. Временные патенты на право уличной мелкорозничной торговли (решение малого
Совета от 31.07.92 N 249).
Комитет торговли и продовольствия мэрии выдает лицензии:
1. На право розничной торговли подакцизными товарами (распоряжение мэра от
13.08.93 N 644-р):
- легковыми автомобилями и
автомобилями грузоподъемностью до 1,25 т, ювелирными изделиями юридическим и
физическим лицам,
- изделиями из натуральной кожи, одеждой и головными уборами из натурального
меха, изделиями из хрусталя, коврами и ковровыми изделиями юридическим лицам;
2. На виды деятельности в сфере торговли, общественного питания и бытового
обслуживания (распоряжение мэра от 23.03.94 N 275-р):
- розничная торговля, кроме мелкорозничной торговли, которая осуществляется
при наличии у хозяйствующего субъекта временного патента,
- оптовая торговля,
- производство и реализация
собственной продукции и
предприятиях общественного питания, включая деятельность по обслуживанию
населения,
- деятельность по
Предприятия, организации, занимающиеся выставочной деятельностью и
одновременно осуществляющие торговлю подакцизными товарами, обязаны иметь
лицензии на право торговли этими товарами.
В соответствии с Положением о лицензировании торговли товарами, облагаемыми
акцизами, лицензия выдается на каждый вид этого товара, на каждое торговое
место. Под торговым местом при традиционном методе торговли понимается
отдельно оборудованное рабочее место продавца или в мелкорозничной сети -
киоск, палатка, павильон, автомашина и т.д.; при продаже товаров методом
самообслуживания количество торговых мест определяется из расчета в
продовольственной торговле до 22 кв.м, в промышленной торговле до 30 кв.м
торговой площади, занятой этими товарами.
Контроль за соблюдением Правил торговли осуществляется федеральными органами
исполнительной власти и их территориальными органами, а также органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей
компетенции.
4. Ответственность за нарушение правил лицензирования.
Если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение
(лицензия), осуществлялась предприятием без указанного разрешения, то такая
деятельность должна рассматриваться как незаконная.
При рассмотрении споров по искам предприятий к налоговым инспекциям об
обратном взыскании сумм, списанных в связи с признанием деятельности
предприятий незаконной, и некоторых других споров возникает вопрос о том,
является ли отсутствие лицензии основанием для признания деятельности
предприятия незаконной, если в соответствии с законодательством Российской
Федерации соответствующая деятельность должна осуществляться только на
основании специального разрешения (лицензии). На этот вопрос Высший
Арбитражный Суд России дал следующее разъяснение. Согласно нормам ГК РФ,
определяющим правоспособность юридического лица, отдельными видами
деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может
заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) Поэтому
если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение
(лицензия), осуществлялась предприятием без указанного разрешения, то такая
деятельность должна рассматриваться как незаконная.( Письмо Высшего
Арбитражного Суда РФ от 19 января 1993 г. N С-13/ОП-19ВЯ-21 "Об отдельных
разъяснениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по практике
применения законодательства при разрешении споров")
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий
осуществляется государственными надзорными и контрольными органами,
лицензирующими органами в пределах их компетенции. Лицензирующие органы в
пределах своей компетенции имеют право:
проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия
осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;
запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по
вопросам, возникающим при проведении проверок;
составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием
конкретных нарушений;
выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения,
устанавливать сроки устранения таких нарушений;
выносить предупреждение лицензиату;
осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации
полномочия.
Государственные надзорные и контрольные органы, а также иные органы
государственной власти в пределах своей компетенции при выявлении нарушений
лицензионных требований и условий обязаны сообщить лицензирующему органу,
выдавшему лицензию, о выявленных нарушениях и принятых мерах. Лицензиат в
соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о
лицензировании конкретного вида деятельности обязан обеспечивать условия для
проведения лицензирующими органами проверок, в том числе предоставлять
необходимую информацию и документы.
Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии в случае:
выявления лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными
органами, иными органами государственной власти в пределах компетенции
указанных органов нарушений лицензиатом лицензионных требований и условий,
которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам,
нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и безопасности
государства;
невыполнения лицензиатом решений лицензирующих органов, обязывающих
лицензиата устранить выявленные нарушения.
Лицензия теряет юридическую силу и считается аннулированной либо с момента
ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате
реорганизации, за исключением его преобразования или прекращения действия
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления
лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти
в соответствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд
лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на
период до вступления в силу решения суда.
Основанием для аннулирования лицензии является:
обнаружение недостоверных или искаженных данных в документах, представленных
для получения лицензии;
неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензионных требований и
условий;
незаконность решения о выдаче лицензии.
Решение о приостановлении действия лицензии или о направлении в суд заявления
об аннулировании лицензии доводится лицензирующим органом до лицензиата в
письменной форме с мотивированным обоснованием не позднее чем через три дня
со дня принятия решения.
Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом
обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в
установленный срок лицензиат не устранил указанные обстоятельства,
лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании
лицензии.
В случае устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой
приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший
действие лицензии, обязан принять решение о возобновлении ее действия.
Порядок подтверждения устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за
собой приостановление действия лицензии, сроки принятия лицензирующим органом
решения о возобновлении ее действия определяются положением о лицензировании
конкретного вида деятельности.